Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме "Планета Толерантности ".Целевая аудитория 6-7 классы. Целью мероприятия является вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть;быть терпеливым, прислушиваться к чужому мнению, быть снисходительными к поступкам других людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планета Толерантности»
Сценарий классного часа «Планета толерантности».
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, прислушиваться к чужому мнению; быть снисходительными к поступкам других людей.
Задачи:
1. уточнить значение понятия «толерантность»;
2. выявить основные черты толерантной личности;
3. сформировать правильное представление о толерантном поведении;
4. показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
5. познакомить детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей: каждый человек – уникальная личность;
6. учить внимательно относиться к себе, к окружающим, уважать и принимать других такими, какие они есть;
7. формировать позитивное отношение к другим людям, навыки работы в группе;
8. развивать умение работать со словарями, мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, глобусы, фигуры человечков, карточки с перечнем качеств характера человека, ладошки-листочки, ручки.
Сценарий мероприятия
Этап
Деятельность классного руководителя
Деятельность воспитанников
1. Организационный момент.
Правила работы в команде.
- Ребята, спешу вам сообщить приятную новость! В школьной галактике появилась новая планета. К счастью, она появилась в нашей школе. Смотрите!
Повторяют правила работы в команде.
Хором повторяют девиз:
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
На доске открывается макет планеты
- Я предлагаю вам совершить путешествие на эту удивительную планету. Путешествовать будем в группах-экипажах. Давайте вспомним наш девиз, правила работы в команде.
2. Название планеты.
- Чтобы отправиться в полет необходимо прочитать название новой планеты и запустить двигатели космического корабля. Для этого необходимо собрать «послание» из тех деталей, которые лежат у вас на столе. О готовности к полету будут говорить ваши сомкнутые руки, поднятые вверх.
Дети собирают квадраты-пазлы, читают название планеты. Готовый экипаж берется за руки и поднимает их вверх.
- Прочитайте название новой планеты.
Читают: То-ле-рант-ность
3. Анализ значения слова «толерантность».
Работа со словарями.
- Все двигатели запущены, и мы отправляемся в полет на планету Толерантность.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность».
Для русского языка слово «толерантность» относительно новое. Четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как вы думаете, что оно означает?
Высказывают свое мнение.
- Давайте проверим ваши предположения по Толковому словарю и словарю иностранных слов. У каждого экипажа на столе лежат словари, которые по-разному объясняют значение слова «толерантность». Выясните, как толкуется слово «толерантность» в вашем словаре.
Командир каждого экипажа читает словарную статью.
На слайде появляется словарная статья.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Учитель читает.
На глобусе прикреплены листочки письма:
tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- Что объединяет все эти толкования?
- Слово «толерантность» есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.
Высказывают свое мнение.
4. Анализ содержания видео клипа «Tell Me Why»
- В последнее время по всей планете Земля участились случаи проявления насилия и экстремизма. Я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» -«Скажите почему?» (исполнитель Declan Galbraith) на английском языке. Обратите внимание на фон видеоклипа. Он поможет вам понять, о чем эта песня.
Смотрят видео клип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith)
- Ребята, я понимаю вас, без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя.
- Какие эмоции вы испытали?
- Какова основная идея видеоклипа?
Делятся впечатлениями.
6. Черты толерантной
Личности. Игра «Человек с планеты Толерантность»
- Ребята, а каким же должен быть житель планеты Толерантность?
Давайте с вами составим его портрет.
- У каждого экипажа на столе есть фигурка человека и перечень качеств. Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Толерантность.
Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека. Готовые экипажи поднимают замкнутые руки вверх.
- Какие качества присущи толерантной личности?
- Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Один человек от экипажа называет выбранные качества. Создаётся общий портрет человека с планеты Толерантность.
Созданные фигурки прикрепляются на макет планеты.
- А вы бы могли поселиться на планете Толерантность?
Высказывают свое мнение.
7. Упражнение-тренинг «Волшебное озеро».
- Сейчас вы с закрытыми глазами будете передавать друг другу «волшебный предмет». Тот, кто получает этот предмет, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в зеркало посмотрит каждый, учитель задает ученикам вопросы:
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
- Каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Для упражнения понадобится шкатулки, в которые учитель заранее кладет небольшое зеркало круглой формы. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
8. Анализ фрагмента мультфильма «Гадкий утенок».
- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма.
Смотрят мультфильм «Гадкий утенок».
После просмотра задает вопросы по фрагменту мультфильма:
- Как называется мультфильм? («Гадкий утенок»)
- Какое слово из названия мультфильма не должно звучать на планете Толерантности? (Гадкий)
- Почему жители птичьего двора не приняли «гадкого утенка»?
- Могла ли такая история произойти среди людей?
- Как избежать такой ситуации? Какими чертами должны обладать люди?
- Как мы должны относиться к людям?
- Как мы должны воспринимать чужие недостатки?
- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.
Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы.
- Что значит быть толерантным?
Запомните! Все – мы разные, все мы – равные!
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)
Я согласна с вами, люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)
Высказывают свое мнение.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Совершенно верно, все мы разные, у каждого есть свои особенности. Не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы ЛЮДИ. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным. И если мы будем воспринимать друг друга такими, какие мы есть, то мы сможем поселиться на планете с названием «Толерантность».
9. Итог. Творческая работа «Дерево Толерантности».
- На планете Земля растет одинокое дерево без листьев. Пусть это дерево распустит листочки. Символом толерантных отношений являются протянутые руки. Поэтому крону дерева Толерантности составим из листочков в виде ладошек. Возьмите каждый по листочку-ладошке и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности.
Затем листочки приклейте на дерево.
Под запись песни «Дети Солнца» («Deti_solntsa», группа «Непоседы», альбом «10 лет – Лучшее», 2001г.) учащиеся приклеивают листочки-ладошки на дерево.
10. Рефлексия-пожелание от классного руководителя.
- Наше путешествие на планету Толерантность подошло к концу. Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наш классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.
- Я хочу, что в каждой команде-экипаже вы положили друг другу руки на плечи и произнесли хором слова, записанные на слайде:
«Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир».
Раздает памятные закладки «Условия для реализации принципа толерантности» для книг всем участникам классного часа.
Тест 1. «Насколько вы толерантны?».
1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да;
б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Подсчет очков.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту
0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Дорогие ребята! Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали.Толерантное поведение можно выработать!
Тест 2. «Проявляешь ли ты толерантность?».
1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту.
Если у тебя одни «б»:
Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»:
Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»:
Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.