развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни детей в годы войны.
Задачи мероприятия:
- воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Форма проведения: путешествие в прошлое
Оборудование: презентация о пионерах- героях и детях Ленинграда, фотографии детей войны, плакат, альбом памяти.
Проведение занятия
1. Занятие начинается с беседы с детьми.
- Ребята, а вы счастливы?
- Что дает вам возможность утверждать, что вы – счастливы?
- Что может помешать вам быть счастливым?
- Что такое детство?
Отвечая на эти вопросы, ребята говорят, что счастливы (большинство присутствующих). Счастливы они потому, что их любят родители, есть друзья, получают хорошие оценки в школе и т.д. Изменить настроение ребенка может ссоры, обиды, невнимание взрослых, неудача в написании контрольной и т.д. Детство, как говорят школьники, - это непродолжительный период жизни, когда много беззаботной радости, веселья, когда ребята много играют и т.д.
Завершая беседу, учитель говорит о том, что многие взрослые хотят вернуться в детство, чтобы вновь пережить это счастливое время. Многие, но не все. Потому что есть люди, чье детство украла война. Учитель предлагает задуматься над вопросом: было ли детство у тех, кто рос в годы Великой Отечественной войны?
Учитель продолжает беседу:
- Ребята, а как война могла отразиться на жизни детей?
- Почему в годы войны подростки, жившие в тылу, в 11-13 лет начинали работать?
- Чем занимались ребята на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах?
2. Пионеры -герои
Продолжением сюжета станет рассказ о пионерах- героях, получивших самую высокую воинскую награду- звание Героя Советского Союза. В советской школе об этих подростках знал каждый ученик. Вспомним их и мы.
Валя Котик (Слайд 1)
Зина Портнова (Слайд 2)
Леня Голиков (Слайд 3)
Марат Казей (Слайд 4)
Надя Богданова (Слайд 5)
- Было ли страшно подросткам на фронте?
- А было ли им физически тяжело?
Военное оружие не лёгкое, носить его на себе в течение дня – тяжелый физический труд.
3. Дети блокадного Ленинграда
Ленинградские дети… Они вместе с взрослыми несли все тяготы 900-дневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого- смерть от голода самых родных и близких. (Слайд 6)
Вместе с взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными.
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. (Слайд 7).
Помимо учёбы, шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков – папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта.
Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда. (Слайд 8).
4. Рассказы детей о детстве их бабушек и дедушек.
-В каждую семью пришла война. Тяжело было на фронте, в тылу врага. Какое детство было у ваших прабабушек и прадедушек. Об этом нам расскажут ваши одноклассники.
5. Создание альбома о детях войны.
- Ребята, я предлагаю вам создать альбом памяти о детях войны, страницами которого и станут ваши рассказы. Этот альбом мы передадим в наш школьный музей "Боевой славы"
6. Итог
- Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?
В ходе беседы ребята приходят к выводу, что детства у ребят военной поры не было. Они слишком часто видели смерть, голод, переживали чувство страха. Дети военной поры были лишены учебы в школе, много трудились на заводах, фабриках, на полях колхозов и совхозов.
- Мы в неоплатном долгу перед теми, кто приближал победу. Невозможно знать всех героев войны. Не так много осталось ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны, которые нуждаются в нашем внимании и помощи.
7. Рефлексия.
— Что вы, ребята, представляете, когда слышите слово «Война»? — Что вы представляете, когда слышите слово «Мир»? — Давайте сделаем коллективный плакат о мире, в память о погибших. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы жили счастливо. Это будет нашей маленькой крупинкой в борьбе за мир!
У вас на столах фигурки голубей, цветы, шары, флажки, силуэты людей. Из этих символов на листе ватмана (прикреплён на доске) мы составим композицию. (Дети приклеивают к ватману).
— А теперь посмотрите на доску. Одна её часть – символ мирной жизни, вторая – военной. Какую жизнь выберете вы? Встаньте и подойдите к той части доски, которую вы выбрали. (Дети выходят)
-Я желаю нам всем мира, добра, ясного солнышка над головой.