kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педчтение на тему:"Влияние подвижных и развивающих игр на развитие детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как хорошо,когда в семьерождаются здоровые,крепкие дети.А на чью помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребёнок с ОВЗ. Очевидным является тот факт, что работа с детьми с ОВЗ требует глубокого изучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педчтение на тему:"Влияние подвижных и развивающих игр на развитие детей с ОВЗ"»

Влияние подвижных и развивающих игр на развитие детей с ОВЗ

Как хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на чью помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Кто такие дети ОВЗ? К этой категории относятся лица, которые имеют недостатки как в физическом, так и в психическом развитии. Очевидным является тот факт, что работа с детьми ОВЗ требует глубокого изучения. Главное нужно научить родителей взаимодействовать со своим ребенком. Для этого необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре , проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:- стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы с ребенком ;- осуществлять показ игровых действий;- осторожно вовлекать в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек.;- поддерживать инициативные игровые действия ребенка.

Таким образом, огромное значение игры для развития психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является ведущей для всех детей школьного возраста. Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно.

 «Игру недаром называют «ведущей»,- писал Сухомлинский — именно благодаря ей ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.. Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам. При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося. Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей. 3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности. Развивающие игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Подвижные игры, (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры,применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр. В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. Основные термины : игра, игровая технология, игра забавы, развитие речи, ограниченная возможность здоровья, ребенок.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Трудно переоценить пользу подвижных и развивающих игр для детей. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные и развивающие игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.

В процессе этих игр дети учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.

Через подвижные и развивающие игры можно решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

  • развитие познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • обогащение представлений об окружающем мире;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • формирование коммуникативных навыков;

  • формирование навыков культурного поведения.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Игры занимают значительное место в жизни ребёнка. С помощью игр у детей с нарушением развития, двигательная активность расширяется, становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательную возможность ребёнка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.

По мнению специалистов, в ОУ особенно следует широко использовать подвижные и развивающие игры , основным содержанием которого является освоение и формирование двигательных навыков, а так же содействие развитию силовых, скоростных, координационных и других способностей.

В педагогической практике игры широко используются не только при решении задач двигательных действий, но и при всей общей физической подготовленности воспитанников, и для коррекции отклонений в состоянии здоровья детей. Одновременно подвижные и развивающие игры могут служить действенным фактором воспитания положительных, моральных и волевых качеств. Использование подвижных и спортивных игр может быть рациональным только при наличии учета конкретных условий, в которых проводится игра. Эффективность физических упражнений, игр для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др

В. В. Макарова (2001) отмечает, что дефицит движений у детей становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди школьников начальных классов особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных и развивающих игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено, что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов, заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес).

Положительное воздействие подвижных и развивающих игр выражается не только в физическом развитии, но и в развитии доброты, собранности, уверенности в себе отмечает В. Г. Марц (2003). Подвижные игры обеспечивают быстрое восстановление работоспособности после умственного труда. Это особенно важно для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. При дефектах позвоночника подвижные и развивающие игры широко используются как средство стимулирующего воздействия, а утомление в связи с высокой эмоциональностью не наступает (В. Л. Страковская, 1987) .

Предупредить плоскостопие, по мнению Л. В. Карманова (1997), можно подбором специальных игр, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

В задачи применения подвижных и развивающих игр при заболеваниях сердечно - сосудистой системы входят постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов; сердечно - сосудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; понижение реактивности нервной системы; улучшение функции дыхательной системы; дозированная тренировка вестибулярного аппарата.

Для выполнения этих задач проводятся игры обще физиологического воздействия (с учетом состояния детей, их физической подготовленности) с целью общего укрепления организма ребенка, улучшения функции дыхания, нервной системы. Здесь особенно важно соблюдение принципа постепенного увеличения нагрузки с целью тонизирования, а затем и тренировки организма ребенка (О. С. Гомова, 2002) .

Полезны игры с ритмичной ходьбой, с широкой и плавной амплитудой движения, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат. С учетом характера заболевания (функциональные, а возможно, и некоторые органические изменения сердечно - сосудистой системы) игры необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц, дыхательными упражнениями, паузами отдыха, дозированным бегом трусцой в течение 1-2 минут (Б. А. Ашмарин, 1998) .

Подвижные игры на свежем воздухе занимают важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессированию, поскольку они способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза (М. Д. Рипа, 1998) .

Радостные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы (А. Г. Сухарев, 1998) .

 С этой целью применяются следующие виды подвижных игр.

Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОВЗ

Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

Подвижные игры на развитие ориентировке пространстве

Подвижные игры на развитие выразительных движений

Подвижные игры на развитие воображения

Подвижные игры на развитие внимания

Подвижные речевые игры для детей

Игры на развитие коммутативных функций

Подвижные игры на развитие звукопроизношения

Подробнее рассмотрим каждый вид игр.

  1. Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОВЗ

(большой, средней и малой подвижности).

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью,  отмечается недоразвитие чувства ритма, координации, имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений

Точное выполнение ребёнком упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает  движения артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи.

  1. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребёнка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Для развития мелкой моторики подходят упражнения с мячами разного диаметра, упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

  1. Подвижные игры на развитие ориентировке пространстве:

Все дети с речевой патологией входят в группу риска по дисграфии – нарушение функций правильного письма. Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая рука, нога и т.д), но и в пределах зала, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться на право, разомкнуться влево и др). Следует шире использовать предлоги в, на, за, перед, около и др. целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений.

  1. Подвижные игры на развитие выразительных движений:

При проведении подвижных игр на развитие выразительности движений в основном используются приёмы имитации и подражания (покажи, как ходит петушок, прыгает белочка, ползёт змея, бежит волк и др.)

  1. Подвижные игры на развитие воображения:

Игры на развитие воображения способствуют проявлению творческого отношения к действительности, преодолению. У детей боязни сделать что – то «не так, как надо», развитию логического мышления

  1. Подвижные игры на развитие внимания:

Внимание  - один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Как известно, дети – логопаты характеризуются недостаточным уровнем внимания, низким показателем его переключаемости. Подвижные игры способствуют тренировке возможно более быстрой и правильной реакции на различного вида раздражители (команда одного педагога, удар в бубен, звук свистка)

  1. Подвижные речевые игры для детей ОВЗ

Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации логопеда с целью решения  речевой задачи – закрепление в активном словаре детей по теме логопеда. 

  1. Игры на развитие коммутативных функций: 

Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнёрского общения.

9.Подвижные игры на развитие звукопроизношения.

В целом, правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Подвижные и развивающие игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.

Таким образом, подвижные и развивающие игры просто необходимы детям с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

Подвижные и развивающие игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Весёлое настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме (активизируется дыхание, кровообращение, обменные процессы), а также оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка и способствует речевому развитию, что особенно ценно для детей с ОВЗ.

Подвижные и развивающие игры, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений, игр, специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Педчтение на тему:"Влияние подвижных и развивающих игр на развитие детей с ОВЗ"

Автор: Утяганова Флюза Рафаиловна

Дата: 26.04.2020

Номер свидетельства: 548008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства