В нашей Константиновской школе имени земляка-писателя Ягафарова Р.Ф. создана программа гражданско-патриотического воспитания «Я -гражданин России». Главное для нас:системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимися освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание "Помним,храним, возраждаем" »
В нашей Константиновской школе имени земляка-писателя Ягафарова Р.Ф. создана программа гражданско-патриотического воспитания «Я -гражданин России». Главное для нас:системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимися освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Известный исторический факт: в 1866 году после битвы, когда прусские войска одержали победу над австрийскими, тем самым открыв путь к объединению Германии, железный канцлер Бисмарк произнес «Битву выиграл прусский учитель, воспитав для Пруссии хороших солдат». Сегодня мы можем с полной ответственностью заявить «Битву за будущее России может выиграть наш российский учитель, целенаправленно воспитывая гражданина». Эти слова звучат актуально в настоящий момент, когда политическая обстановка в мире крайне обострена.
Воспитание - это вечная, общая категория, и в ней патриотизм, любовь к Родине присутствуют как идеальный стержень, сердцевина. Все самое родное, самое дорогое для человека связано с Родиной. Колыбельная песня, напетая матерью на родном языке, - это все также заряд патриотизма.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»,- писал академик Лихачев. Приоритетным направлением гражданского воспитания являются патриотическое воспитание и краеведение.
В нашей школе упор сделан на разнообразные виды, формы и методы краеведческой работы.
Тяга учащихся к изучению культурных, исторических и национальных традиций нашего народа огромна. Они особенно гордятся тем, что в нашей школе училась Заслуженная артистка республики Татарстан Санифа Рангулова и, конечно же, у нас учился ученый-исследователь, поэт, общественный деятель Рашит Файзрахманович Ягафаров. Он известен учащимся не только как поэт, ученый, но и собиратель народного творчества. Благодаря ему в нашей деревне не раз организовались встречи с поэтами, писателями из Татарстана. «Славный сын татарского народа» - так говорят о нашем односельчанине, которого в селе у нас знают все от мала до велика. Личность Рашита Файзрахмановича многогранна – он ученый, поэт, общественный деятель. Ему присущи такие прекрасные человеческие качества, как искренность, душевность, терпеливость, скромность. Из-под его пера вышли поэтические сборники «Тулпарларым», «Тулпармоны», многочисленные научные труды и глубокие по содержанию статьи.
Школе присвоено имя нашего земляка Ягафарова Р.Ф. Установлена мемориальная доска перед входов в школу. В школе каждый год проводятся «Ягафровские чтения», где учащиеся выступают фольклорным коллективом, читают стихи Ягафарова Р.Ф. и стихи собственного сочинения. Силами учащихся и воспитателей летнего лагеря «Родничок» проведен Сабантуй на родной земле Рашита Файзерахмановича, проведен тематический вечер «Рэшитле еллар сагындыра». Краеведение- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Очень важно, чтобы любовь к родной земле в жизни подрастающего поколения стала созидающей доброй силой по отношению к окружающему миру и себе.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.
В школе сложились различные направления работы с учениками:
Во- первых, это учебное время (уроки, факультативные занятия), учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс краеведческого воспитания свой вклад. Уроки родного языка, истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки, географии, где широко изучаются природа, образ жизни, история, самоотверженный труд, традиции нашего населенияю, где через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.
Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.
Наши учащиеся показывают высокие результаты в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Неплохо выступили в конкурсе научно-исследовательских работ по краеведческим материалам, это работы «Деревня Константиновка в годы войны», «История солдата», «Сердцем прикоснись к подвигу».
Целенаправленная поисково-исследовательская деятельность учащихся в школе проведена в связи с 400-летним юбилеем деревни. Мы изучили и описали историю деревни и школы, собрали материал о ветеранах педагогического труда, о славных людях села, кипит работа по сбору материалов о фронтовых судьбах ветеранов войны.
Следующее направление – музейная деятельность.
Огромной краеведческий материал собран в музее школы.
Учащиеся в данной музейной комнате знакомятся с историей возникновения села, о жизнедеятельности жителей села. Здесь расположены витрины с выставочными материалами:
«История села»,
«Герой Советского Союза ШарифзянКазанбаев»,
«История спортивной деятельности школы»,
«История пионерской и комсомольской организации села»
Уголок быта наших односельчан в начале века, женская одежда.
Образцы рукоделия мастериц села и т. д.
Первоклассники, только поступающие в школу, в первый свой День Знаний приходят в музей-кабинет, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, дарят свой классный альбом на память о себе и сделать свою последнюю ученическую запись в «Летописи школы».
В школе оформлена комната-музей, посвященная творческой деятельности нашего земляка-писателя Ягафарова Р.Ф. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися и учителями, документы, повествующие о достижениях писателя.
Внеурочная деятельность включает работу различных кружков. В школе организован кружки «Фольклор» (Руководитель Хасанова Ильза Асхатовна), где дети знакомятся обычаями, традициями, песнями, танцами нашего народа. Традиционными в школе становятся такие праздники как Науруз, уныш- Собмеля байраме.
Руководитель экологического кружка Рангулова Ильсияр Даулятовна уделяет формированию валеологической культуры, знакомит содержанием экологических проблем нашего края и путями их решения. Формы и методы при этом очень разнообразны: КВН, игры, поездки и экскурсии. Членами кружка проведена исследовательская работ по теме «Колодцы села Константиновка».
Огромную работу по патриотическому воспитанию детей осуществляет детское объединение «Патриот». Многогранна деятельность, организуемая в этом направлении. Это и:
Вечера-встречи с замечательными людьми нашего села и края. Много талантливых людей живут в селе Константиновка. Бардымской типографией изданы книги односельчан Тякина Ханифа Назмухаматовича «Кучтәнтилеләр-күчлехалык», Идеала Закиевича Закирова «Тормыш курке-кешеләр», Рангулова Шарифзяна «Воспоминания» (отец артистки Санифы Рангуловой). С детьми проведены презентации книг наших односельчан. Недавно провеливечер - презентацию новой, только что изданной в Бардымской типографии книги о деревне Верх-Константиновка «Ызаннардан искән җилләр кайтавазы”
Автором является учитель Рангулова Ильсияр Даулятовна, и аксакал деревни Закиров Идиал Закиевич. Были приглашены односельчане Верх- Константиновкасо всей России. Мои односельчане остались благодарны тем, кто вспомнил их нее прошлые, многие сидели со слезами на глазах, ведь некоторые встретились через 40 -50 лет.
Проводится Операция "Поиск", в которой участвуют все члены детского объединения (ребята собирают биографические сведения о ветеранах, выпускниках школы, фото, воспоминания: оформляют собранный материал в виде "Памятного альбома").
Дети ухаживают за памятником и обелиском. В прошлом году участвовали в конкурсе социальных проектов по теме «Памятник села»
Систематически проводятся трудовые десанты "Помощь ветеранам".
Гордость нашей школы – это выпускники. Все они очень разные, но для всех них в огромном сердце школы есть место. В день защитника Отечества каждый год проводятся уроки мужества, где наши вчерашние ученики интересно рассказывают о своей службе в Армии.
У нас сложилась такая традиция. Когда юноша уходит в Армию, мы всей школой провожаем его, желаем добросовестной службы, поэтому, наверно, нет среди них дезертиров, служат с честью и доблестью.
Краеведческое воспитание немыслимо без участия родителей, семьи. К проведению праздников мы всегда стараемся привлечь родителей. Семья-это среда первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Не одно мероприятие не обходится без их участия.
В этом году мы отметим большой юбилей - 70-летие Великой Победы. Память не уходит в отставку. Великая Отечественная война была и остается единым великим героическим полем брани. Военные, трудовые подвиги наших земляков на благо Родины являются одной из ярчайших страниц истории. В школе проделана огромная работа по изучению истории, трудового подвига наших односельчан, дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Встречи с ветеранами войны и труда – прекрасные уроки жизни. Такие вечера и встречи являются одним из источников обогащения духовного мира учащихся и несомненно способствуют обогащению у школьников нравственного сознания и поведения. В ходе подготовки к юбилею собран богатый материал по истории родного края, оформлен стенд «70-летие Победы» На сайте школы отображается работа по патриотическому воспитанию. .Наши учащиеся стали победителями краевого конкурса сочинений «История семьи- история Родины», призерами регионального этапа Международного фестиваля «Детство без границ».
Трудовой десант "Помощь ветеранам" позволяет детям понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни на селе.
«Константиновка на карте нашего района одна маленькая точка. Жителей тоже немного. Всего 200 хозяйств, 530 жителей. Но для тех, кто здесь родился и живет, даже для тех, кто живет далеко от деревни, она самая близкая, единственная, дорогая. Я обыкновенная деревенская девочка, учусь в маленькой школе. Знаю, мир велик и могуч. Ведь я побывала в разных местах нашей страны. Но куда ни поеду, всегда с восторгом возвращаюсь в свою деревню Константиновку. Это мой край родной, в котором живу, моя любимая земля. Это моя родина. Мне здесь все дорого: мои одноклассники, моя школа, мой дом, леса, певчие птицы, стадо коней, гуляющие по лугам, река Тулва… (лучше, чем Чёрное море). Я горжусь тем, что с моей деревней связаны многие воспоминания «славного сына татарского народа» ( так говорят о нашем односельчанине Рашите Ягафарове, которого знают все, от мала до велика не только в районе, но и в крае, в стране…)» , -пишет в своем сочинении ученица 9 класса Хасанова Эмина.
Да, чувство любви к Родине - высшая человеческая ценность. Патриотизм в личности - как зародыш в зерне, а без зародыша зерно не прорастает, и поэтому человеческая сущность гражданина- в патриотизме. Любви к своей Родине, краю, к своей земле. Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, страны. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности человека к месту рождения и воспитания.