Открытое занятие по изучению элементов русской народной культуры "Птица-солнце"
Открытое занятие по изучению элементов русской народной культуры "Птица-солнце"
На внеклассном занятии по теме "Птица-солнце" дети знакомятся с традициями и символикой северных народов России, учатся изготавливать из бумаги поделку, символизирующую солнце, счастье. Выполненные работы используются для оформления игрового зала во время проведения весеннего праздника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по изучению элементов русской народной культуры "Птица-солнце"»
Открытое занятие
Составитель: учитель начальных классов Мацюк В.Г.
МКОУ «Крапивинская образовательная школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Изучение элементов русской народной культуры
на педагогических занятиях во внеурочное время
Тема: «Птица-солнце»
Задачи:
1. Познакомить детей с традициями и символикой северных народов России с целью формирования простейших представлений о культурных российских традициях.
2. Обучать приему изготовления складок на бумаге, развивать чувство формы.
5. Развивать глазомер, координацию движений через действия с клеем и ножницами.
4. Коррекция внимания, воображения, речи с помощью слова.
Иллюстрация птицы-солнца из дерева, образец птицы-солнца из бумаги, выполненная из бумаги; бумага белого цвета, ножницы, простой карандаш, клей по числу детей.
Ход занятия:
1.Сообщение темы.
Педагог демонстрирует иллюстрацию птицы-солнца и предлагает детям прочитать тему занятия.
Примерные вопросы:
- Приходилось ли вам видеть таких птиц?
- Где вы их видели?
- Из какого материала сделана птица? Из каких частей она сделана?
Предполагаемые ответы:
- В книжках, на картинках.
- Из бумаги.
- Туловище, крылья, хвост.
Чтение текста о птице-солнце.
В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе.
Текст 1
- Для чего мастера делают таких птиц?
Ответы детей. Педагог подводит итог.
- На Севере России птица-солнце и сейчас остается заслуженным украшением дома. У нее нет пестрого оперения, но сколько красоты в одном цвете, а ее расправленные крылья дают ощущение полета и счастья!
В современном жилище эта птица - память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье...
В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, Мастер должен был выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора. 52 - ни больше, ни меньше - по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара - 52 слова, неизвестных нам ныне.
Текст 2
- Ребята, почему птица-солнце так называется?
Предполагаемые ответы:
- Птица похожа на солнце своим золотистым цветом.
- У птицы крылья и хвост округлой формы и напоминает нам солнце.
С древнейших времен птица считается предвестницей весны.
Увидел в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Солнце в народном представлении - «податель света и теплоты, плодородия земли и оживатель природы». А будет плодородной земля, будет и счастье у человека, поэтому еще одно название такой птицы - птица счастья.
Текст 3
2. Подготовка к самостоятельной работе.
- Мастера делают птицу-солнце из дерева. А мы сегодня на занятии научимся делать таких птиц из бумаги.
Дети рассматривают образец птицы, выполненный из бумаги.
- Нам понадобится выполнить три детали: туловище, хвост и крылья.
Дети выполняют работу самостоятельно, по показу и комментариям педагога. (См. приложение мастер-класса «Птица-солнце»).
4. Выставка. Подведение итогов.
Выполненные работы выставляются на два сдвинутых стола. Дети рассматривают птиц. Обратить внимание, что птицы выполнялись по одной схеме, но получились такими разными. Все они красивы, а из-за вырезок на хвосте и крыльях ровные складки стали ажурными, воздушными.
- Что символизирует птица-солнце? Как ее еще называют?
Затем дети берут своих птиц в руки, поднимают их на уровне лица и читают закличку.
Жаворонки,
Перепелушки,
Птички_ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Текст 4
Текст заклички разучивается заранее. Повторяется два раза.
Использованные ресурсы: Наталья Конышева: Технология: Чудесная мастерская: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Издательство: Ассоциация 21 век, 2010 г.