Открытое занятие кружка «Роспись по дереву»
Педагог дополнительного образования Евланова Т.Э.
Тема: Изучение техники росписи городецкой птицы.
Цель: Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи «птицей».
Задачи: 1. Формирование умений и навыков рисования городецкой птицы.
2. Закрепление навыка кистевого письма.
3. Воспитание у детей интереса к народному искусству.
4. Развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, самоанализе.
Оборудование: зрительный ряд:
- изделия с сюжетами, в которых присутствует мотив «Птицы»,
- карточки, таблицы с изображением последовательности выполнения мотива «Птицы»,
- презентация «Некоторые зимующие птицы средней полосы России»,
- карточки с заданиями «Проверочное тестирование изученного на предыдущих занятиях»;
литературный ряд:
- стихотворение В.Голованова «По птиц»,
- загадки про птиц;
музыкальный ряд:
- аудиозапись звуков леса, голосов птиц.
Материалы и инструменты:
- карандаши,
- ластики,
- кисточки,
- гуашь,
- альбомы,
- баночки для воды.
Ход занятия.
1.Оргавнизационный момент.
Педагог:
- Все ли материалы и инструменты подготовлены к занятию?
11.Проверка знаний учащихся.
- Прежде чем вы узнаете тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны вспомнить чему мы научились на предыдущих занятиях и ответить на задания теста в течение 3 минут после того, как вы напишите на карточках с тестом свои фамилии и имена.
Проверочное тестирование___________________________________________
в кружке « Роспись по дереву»
1. Расставь порядок выполнения этапов городецкой росписи:
Подмалевка
Оживка
Теневка
2. Соедини линией каждый элемент городецкой росписи с его названием:
Бутон
Ромашка
Купавка
Розан
111. Сообщение темы занятия.
- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку.
Верст не считала,
По дорогам не езжала,
Аза морем бывала.
Ответ: птица.
-Верно, тема нашего занятия «Изучение техники росписи городецкой птицы».
Итак, небольшой план занятия:
- Сначала мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе.
- Затем, почему городецкие мастера так любили изображать птиц на своих росписях.
- Потом я расскажу и покажу последовательность выполнения росписи городецкой птицы.
- Далее- ваша самостоятельная работа по росписи городецких птиц ( можно использовать карточки)
- Завершит занятие выставка всех ваших работ.
1.2. – В природе существует много видов птиц. Все они по-своему красивы и многие поэты писали о птицах стихи. Послушайте отрывок из стихотворения «Про птиц» В.Голованова и скажите, по каким признакам автор различает птиц?
Птицы часто нам встречаются в природе:
На озерах, и в пустынях, и в лесах, -
Если надо, птицы плавают и ходят,
А не надо – так летают в небесах.
Птиц по щелканью и свисту различают,
Их по гомону и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну а если им мешают – не поют.
-Ребята, вам понравился отрывок из стихотворения?
- По каким признакам автор различает птиц?
Ответ: по щелканью, по свисту, по гомону, по пенью.
-Действительно, птицы различных видов, как и говорится в стихотворении, встречаются в различных местах. Птицы очень сложные по образу жизни существа. Одни из них всегда живут в одном месте, другие на зиму улетают, третьи – наоборот возвращаются. Перелетные птицы всегда летают одним и тем же путем.
- Ребята, почему некоторые птицы улетают на юг?
Ответ: мало корма.
- О каких птицах, которые рядом с нами вы хотели бы рассказать?
Видеопрезентация о зимующих птицах:
- о воронах ( Баховадинов Мансур),
- о голубях ( Шевченко Ксения),
- о дятлах (Кравченко Владимир),
- о сороках (Бурак Юра),
- о воробьях (Лашко Катя).
-А как должен человек помогать оставшимся у нас на зиму птицам ?
Ответ: делать кормушки, подкармливать.
2.2. – В наших сказках и мифах образ птицы связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад «ирий». Там растет мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Птицы символизировали свет, тепло.
Городецкая птица является символом тепла, семейного счастья.
Городецких птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.
Показ изделий с изображением городецких птиц.
Городецкая птица – это птица с узким, вытянутым тельцем, маленькой головкой и огромным хвостом.
Городецкие птицы отличаются друг от друга изгибом головы и тела, видами хвостов.
Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию. Определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище птицы выполняют черным цветом, который придает графичность, четкость и торжественность изображению, но бывает туловище и другого цвета, крыло обычно закрашивают другой, отличной от туловища краской, перышки хвоста прорисовывают. Ножки у птиц тоже бывают разные: у одних птиц верхняя часть ноги удлиненная, в виде лепестка, у других – в виде ягодки.
Детальную разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом и делают это белилами, нанося тонкие мазки.
Сейчас вы начнете рисовать своих птиц, постарайтесь соблюсти законы композиции: маленький размер бумаги - маленькая птица, большой размер бумаги - большая птица, располагать птицу следует в центре листа. Постарайтесь нарисовать их красивыми, будьте аккуратными в работе и проявите свое творчество, ведь вы будете рисовать символ семейного счастья.
Физкультминутка.
Разрабатываем суставчики и мышцы рук, чтобы нам было легче работать карандашом и кистью.
Чертим круги по часовой стрелке.
Чертим круги против часовой стрелки.
Делаем горизонтальную штриховку.
Делаем вертикальную штриховку.
Делаем штриховку по диагонали.
4.2. –Приступаем к самостоятельной работе. Альбомный лист, складывая, делим на 2 части. Сегодня в левой части альбомного листа мы нарисуем фазана, а на следующем занятии в правой части листа будем рисовать петушка. Варианты оживки придумайте сами.
Самостоятельная работа учащихся. Аудиозапись звуков леса и голосов птиц.
- Итог занятия. Выставка работ.
- Ребята, кого вы сегодня учились рисовать?
Ответ: городецкую птицу.
- Каким цветом чаще всего изображают городецкую птицу?
Ответ: черным, но может быть и красным, и синим.
-Чем могут отличаться друг от друга городецкие птицы?
Ответ: изгибами головы, тела, видами хвостов.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что не понравилось и почему?
- Что бы вы хотели сделать по- другому?
- Красивые получились птицы?
Ответ: да.
- Это, наверное потому, что вы, как и старые мастера постарались в работу вложить частичку своей души.
Поработали на славу
Мастерам воздали славу?
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали – не забудем,
Долго – долго помнить будем!