Открытое тематическое мероприятие "УРОЖАЙ СОБИРАЙ И НА СТОЛ ПОДАВАЙ!"
Открытое тематическое мероприятие "УРОЖАЙ СОБИРАЙ И НА СТОЛ ПОДАВАЙ!"
уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;
упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно - ласкательной форме;
совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;
развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;
воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.
Просмотр содержимого документа
«Открытое тематическое мероприятие "УРОЖАЙ СОБИРАЙ И НА СТОЛ ПОДАВАЙ!"»
Министерство труда и социального развития Омской области
Казённое учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»
Открытое интегрированное занятия
для разновозрастной группы
с элементами тренинга
«УРОЖАЙ СОБИРАЙ
И
НА СТОЛ ПОДАВАЙ»
Подготовили и провели:
Воспитатель: Ройтблат Т.Ф.
Педагог-психолог: Левычкина Ю.В.
Сентябрь 2013 г.
Цели:
уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;
упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно - ласкательной форме;
совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;
развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;
воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.
упражнять в создании в воображении новых образов на основе восприятия схематических изображений
Материал и оборудование: деревянный сундучок; корзина; муляжи овощей и фруктов (яблоко, картофель, лук, помидор, груша, баклажан, лимон); натуральные овощи и фрукты (яблоко, лимон, капуста, морковь); две маленьких корзины; демонстрационная картинка-корзинка; картинки с изображениями фруктов и овощей (редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста); кусочки ворсистых ниток и фланелеграф; демонстрационные картинки.
Методы и примы обучения: игровой (игровые действия, упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, физминутка). Словесный (обобщающая беседа, словесные упражнения, вопросы, указание, пояснение, рассказывание самими детьми, педагогическая оценка). Наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Психогимнастика.
Ведущий Ю.В.: Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
Ведущий Т.Ф.: Давайте и мы выразим им мимикой, жестами и словами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство.) Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.
2. Организационный момент.
Ведущий Ю.В.:
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Вы ребята помогите
Сундучок наш отворите.
Дети открывают сундучок:
Ведущий Т.Ф.: Давайте скажем:
«Раз, два, три сундучок отвори».
Молодцы! А в нашем волшебном сундуке хранятся загадки.
И сейчас мы с вами поиграем и загадки отгадаем!
Но вначале вспомним правила игры:
- Загадку надо дослушать до конца.
- Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.
- Подсказывать друг другу не разрешается.
Слушайте первую загадку:
Ведущий Ю.В.:
- Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Ведущий Т.Ф.:
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней …
(Помидора)
Ведущий Ю.В.:
- Для Володи и Катюши
Соберем в корзину …
(Груши)
Ведущий Т.Ф.:
- Собираем мы в лукошко
Очень вкусную …
(Картошку)
Ведущий Ю.В.:
- И красавец-великан
Темно-синий …
(Баклажан)
Ведущий Т.Ф.:
- В шкуре желтой,
Кислый он,
Называется …
(Лимон)
Ведущий Ю.В.:
- Прежде чем мы его съели,
Мы наплакаться успели.
(Лук)
(Дети называют отгадку, а Ведущий из корзины достает муляжи /картинки/настоящие овощей, фруктов и выкладывает их на стол.)
- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Овощи и фрукты.)
3. Сообщение темы занятия.
Ведущий Т.Ф.:
Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.
4. Классификация овощей и фруктов.
Ведущий Ю.В.:
- (Имя ребенка) выбери овощи, а ты (имя ребенка) фрукты. (Дети самостоятельно отбирают овощи и фрукты.)
5. Уточнение обобщающего понятия овощи.
Ведущий Т.Ф.:
- Как можно назвать эту группу предметов? (Овощи.)
- (Имя ребенка) назови овощи, которые собрала (имя ребенка). (Ребенок поочередно называет овощи: картофель, морковь, помидор, лук, баклажан.)
- Где выращивают овощи? (Овощи выращивают на грядках в огороде.)
6. Образование относительных прилагательных.
Ведущий Ю.В.:
Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что – нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.
Ведущий Т.Ф.:
А как называется поле, на котором растет капуста? Капустное. (Морковь – морковное, свекла – свекольное, кабачок – кабачковое, горох – гороховое, баклажан – баклажанное.)
Ведущий Ю.В.: Овощи- это очень полезные продукты, которые необходимы каждому человеку для защиты иммунитета и хорошего здоровья, особенно они важны для растущего детского организма. Овощей и фруктов нужно есть как можно больше. Потому что в них много витаминов, клетчатки, минеральных солей.
Ведущий Т.Ф.: Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Без витаминов человек болеет.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А. Большое количество витамина А содержится в капусте, моркови, помидорах, молоке, перце
Ведущий Ю.В.: Если вы хотите быть сильным, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен витамин В. Его вы найдете в свекле, яблоках, репе, зелени салата.
Ведущий Т.Ф.: Если вы хотите реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Его вы найдете в лимоне, красной и черной смородине, луке, апельсине.
Чтобы витамины лучше усваивались их нужно заправлять растительным маслом или сметаной.
Ведущий Ю.В.: Конечно, любые овощи и фрукты полезны в свежем виде.
Перед употреблением все плоды следует тщательно промыть чистой водой.
Ведущий Т.Ф.: Ешьте фрукты вместе с кожурой. В кожуре больше растительных волокон. Выбирайте овощи и фрукты разных цветов: зеленые, желтые, красные, белые.
Каждый из этих цветов уникальное сочетание витаминов.
Например:
Белый (картофель, банан) успокаивает, улучшает зрение;
Красный (свекла, помидоры, красный перец) стимулирует кровообращение, способствует похудению;
Оранжевый (апельсин, абрикосы, морковь) ускоряет обмен веществ, улучшает состояние кожи.
Фиолетовый ( виноград, сливы) ускоряет обмен веществ, улучшает зрение.
Продукты теплых цветов быстро усваиваются.
А также полезны замороженные фрукты и сухофрукты. В них тоже имеются витамины.
Психологическая игра “Мой огород”
Опиши свой овощ или фрукт - задача детей: угадать по описанию водящего.
Ведущий Ю.В.:
Сейчас я, приглашаю вас в огород.
Есть у меня огород
Каждый год на нем растет:
Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Вы ребята – молодцы!
А теперь поиграем в игру (объяснение правил).
Ведущий Т.Ф.:
Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация.
Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)
8. Физминутка.
Ведущий Т.Ф.:
Я приглашаю вас помочь мне вскопать огород:
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)
9. Уточнение обобщающего понятия фрукты и овощи через игру «Что в моём мешочке?»
Ведущий Ю.В.:
- (Имя ребенка) назови фрукт или овощ, который ты достанешь из мешочка.
Ведущий Т.Ф.:
10. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игра “Назови ласково”.
(Имя ребенка) назови эти фрукты ласково.
Ведущий О.И.:
11. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Игра “Один – много”.
- (Имя ребенка), один лимон, а много - (лимонов);
- (Имя ребенка), одно яблоко, а много (яблок);
- (Имя ребенка), одна груша, а много (груш);
- (Имя ребенка), один фрукт, а много (фруктов).
12. Образование относительных прилагательных.
Ведущий Т.Ф.:
Игра “На каком дереве что растет?”
- Где выращивают фрукты? (В саду.)
- На чем вырастают фрукты? (На деревьях.)
Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.
- Как называется дерево, на котором выросли лимоны, (мандарины, абрикосы, яблоки)?
КОНКУРСЫ
Придумать рецепт салата под названием «Дружба».
«Глухой телефон »: передать по цепочке название овоща/фрукта.
Посылка.
Надо приготовить "посылку" заранее. Возьмите какой то небольшой приз (наклейки, брелочек) и заверните в газету. Напишие задание. Свёрток опять заверните в газету и напишите задание. И так далеее до 10-го свёртка, на нём ничего писать не надо.
Дети встают в круг и передают друг другу "посылку". Играет музыка. Вдруг музыка останавливается, у кого оказалась "посылка", тот открывает один слой и выполняет задание. И начинается сначала. Если посылка оказалась в руках у двух детей, то можно по считалке: "На дороге скрючив ноги на гвозях сидели йоги. 30 дней не есть ни спать, всё равно тебе открывать". Тот кому достался свёрток с призом, забирает его себе.
«Смешной телефон»
Играют примерно так, как в испорченный телефон. Выберается ведущий, а остальные становятся в ряд. Первый шепчет второму какое-нибудь слово, например "яблоко", второй шепчет третьему ДРУГОЕ слово, например "книжка". И так далее. (Последний шепчет первому). Потом ведущий подходит к первому и задает простой вопрос (что ты сегодня ел? Чем ты умывался? и .т.д.). А тот вместо того, чтоб ответить правду, отвечает то слово, которое ему шепнули на ушко. И так далее. Иногда ответ может подходить по смыслу, а иногда нет. Потом ведущий выбирает ребенка, у которого ответ был самый подходящим по смыслу и тот становится ведущим.
13. Ниткография “Назови части и выложи их”.
Ведущий О.И.:
Вспомните, из каких частей состоит яблоня, и выложите эти части из ниток. (Дети называют части дерева: ствол, ветки, листья, кора, корни, на ветках почки, цветы, плоды. С помощью ниток выкладывают изображения дерева.)
- Зачем дереву корень? (Корень всасывает питательные вещества и воду, которые потом передвигаются в стебли и листья. Дерево получает питание.)
- Весной появляются почки, бутоны из них распускаются листья и прекрасные белорозовые цветы. Летом пригреет солнышко, польет дождик, и из цветов появятся маленькие яблочки. Осенью они поспеют.
Ведущий Т.Ф.:
Игра “Угадай – ка”.
В рот я всем вам положу
Маленький кусочек.
Вы названье промолчите
Все что съели, опишите.
Пусть другие отгадают
Что вы съели детвора?
- Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. (Дети закрывают глаза и открывают рот, Варварушка – Загадушка берет с подноса кусочек овоща или фрукта и кладет каждому в рот. Ребенок по вкусу определяет, что это было. Затем составляет описательный рассказ по опорной схеме так, чтобы остальные дети догадались, какой овощ или фрукт он съел.)
- Кто готов рассказать про свой кусочек?
- Опиши свой кусочек по схеме так, чтобы другие догадались, что ты съел.
(Если дети затрудняются назвать характерные признаки плодов, Варварушка – Загадушка помогает, дополняет описание. Какой он по цвету, форме, вкусу, где растет и т.д.)
Яблоко
Лимон
Капуста
Морковь
Цвет:
желтое, красное, зеленое
желтый
зеленая
оранжевая
Форма:
Круглое
овальный
круглая
длинная
Твердый или мягкий:
Твердое
твердый,
а внутри мягкий
твердая
твердая
Вкус:
сладкое, сочное, хрустящее
кислый, душистый, сочный, полезный
хрустящая, не сладкая и не кислая, немножко горьковатая
сладкая, сочная, хрустящая
Где растет:
растет в саду
растет на дереве
на грядке в огороде
на грядке в борщ, салат, сок
и т.д.
огороде
Что можно приготовить;
можно сделать компот, варенье, сок и т.д.
кладут в чай
борщ, салат, начинку для пирога и т.д.
Ведущий О.И.:
- Где можно купить овощи и фрукты? (На рынке, в магазине.)
- Для чего детям полезно есть овощи и фрукты? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.)
15. Итог занятия (рефлексия)
Сегодня мы говорили о фруктах и овощах.
16. Оценка работы детей.
Спасибо, (имена детей), вы прекрасно справились со всеми нашими загадками. Нам было с вами очень интересно. А вам? (Ответы детей.) Какое задание для вас было самым интересным, а какое самым трудным. (Ответы детей.) До свидания!
Литература использованная для написания конспекта.
Вахрушев А.А. и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. – М., 2000.
Кирьянова Р.А. Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе.- СПб.,
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2000.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М., 1999.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М., 1994.