Просмотр содержимого документа
«Открытие декады "Речь и музыка неразделимы!?"»
Открытие декады «Речь и музыка неразделимы?!».
Учитель музыки Дубровина Л.А.
Учитель-логопед Кравченко В.Е.
Цель и задачи:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
найти сходства и отличия в речи и в музыке;
формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
содействовать развитию творческих способностей, выявлять талантливых учащихся;
воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру.
Ход мероприятия.
- Прислушайтесь. Как много звуков вокруг нас. За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка.
- Звуки - это всё, что мы слышим вокруг нас. Их великое множество и они все разные.
- Но все они отличаются от звуков нашей речи. Чем? Из них нельзя получить слова. Речевые звуки – это звуки человеческой речи.
- Для чего нам нужна речь? (Ответы детей)
- Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное об окружающем мире.
- А теперь попробуйте представить себе такую картинку: в одно прекрасное, а скорее ужасное, утро все люди потеряли дар речи. Представьте себя в это утро. О чём бы вы не смогли объяснить маме? Что бы вы не смогли сказать учителю? Чего вы не смогли бы понять сами?
- Хорошо, что такого не может быть! И вы, и все люди вокруг умеют разговаривать! А это значит, что вы всегда поймете друг друга. А всегда ли?
- Послушайте, как рассказал мальчик содержание фильма своей младшей сестренке.
Чтение стихотворения А. Барто «Сильное кино». (читает Шарков Владимир)
Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
- Знаете, что ответила сестра после такого рассказа?
Нет, видно, я еще мала,
Я ничего не поняла.
- Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?
Вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Отгадайте, какое слово получиться из звуков.
Игра «Поймай звук» (Учитель называет по одному звуку и «кидает» ученикам, которые узнают, какое слово получилось)
- Итак, слова - строительный материал, кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно – безобразный шаткий сарай. Правда, это будут словесные здания. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли.
- Мы выяснили, что звуки бывают речевые, неречевые (шумовые) и …? музыкальные.
Исполнение песни «Учиться надо весело» - 7 класс (Пикта Л., Родина А., Румянцев Влад, Журавлёв Л.)
Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, Самолета громкий рокот.
Гул машины во дворе Лай собаки в конуре Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка
Это звуки - шумовые. Только есть еще другие: Не шуршание, не стуки - Музыкальные есть звуки.
Слушание музыкальных фрагментов с определением, на что похоже.
(Петя и волк, Труба и барабан, Баба Яга, полет шмеля.)
Вывод: Музыка умеет изображать.
- Но на этом способности музыки не заканчиваются. Один известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Музыка, как и любое другое искусство… передаёт мысли и чувства, тех, кого она изображает»
- Ребята, но ведь музыка не умеет разговаривать так, как мы с вами, словами. Возможно, у музыки есть свой особый музыкальный язык. Музыкальные звуки, соединяясь, образуют музыкальную речь.
- Если мы захотим записать речевые звуки, что мы напишем? (Буквы)
- А какими специальными значками записывают музыкальную речь? (Нотами)
- Итак, о чём может рассказать музыка своим языком? Почему мы можем утверждать: «Музыка – международный язык человечества» Она может нарисовать картину природы, повторив в музыке пение птиц, раскат грома, шум дождя, передать движение поезда, бег коня, полёт птиц. Но главная особенность музыки - умение передать настроение и чувства человека.
- Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать. Это понятия разные. Можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хочет композитор, а можно слушать внимательно. И тогда ты обязательно услышишь, о чём эта музыка, какие чувства и настроения она передаёт, какие картины рисует. Это особый мир.
- Речь и музыка – два океана. Как вы думаете, похожи ли они? (Ответы детей)
Предметная неделя «Музыка и речь неразделимы?!», которая будет проходить в нашей школе с 28.09 по 9.10 поможет вам найти сходства и отличия в речи и музыке и определиться со знаком препинания в названии нашей недели. (План декады.)