Особенности воспитательного процесса в коррекционно-образовательном учреждении III-IV вида
Особенности воспитательного процесса в коррекционно-образовательном учреждении III-IV вида
Особенности воспитательного процесса в коррекционно-образовательном учреждении III-IV вида
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитательного процесса в коррекционно-образовательном учреждении III-IV вида »
Особенности воспитательного процесса в коррекционно-образовательном учреждении III-IV вида
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией.
Особенность воспитательного процесса в нашем учреждении заключается в том, что мы работаем с детьми, у которых нарушение зрения сочетается с глубоким отклонением в интеллектуальном развитии. Поэтому в воспитательный процесс добавляется цель - коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
В воспитательной работе можно выделить следующие направления деятельности:
1). Диагностическое - выявление индивидуальных возможностей воспитанников. Используются методы:
- наблюдение,
- беседа,
- составление социального паспорта класса.
2). Педагогическое сопровождение - особый вид индивидуального взаимодействия с ребенком с целью создания благоприятных условий для его развития, решения его жизненных проблем. В моей воспитательной работе примерами этого являются: помощь в пространственной ориентировке, в овладении ребенком собственным телом и др.
3). Социально-бытовое ориентирование - комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности. В своей работе я использую следующие формы и методы:
- ориентировка в пространстве (практические занятия),
- правила личной гигиены (беседа, практические занятия),
- культура внешнего вида (уход за одеждой, обувью),
- культура приема пищи (беседа, практические занятия),
- часы быта (уход за домом, растениями, уборка комнат),
- практические занятия по ПДД (экскурсия, наглядные пособия),
- культура поведения в общественных местах (посещение кукольного театра, пожарной части, кинотеатра, проезд в общественном транспорте),
- культура взаимодействия с людьми (беседа, практические занятия).
- занятия по технике безопасности (беседа, выход в город).
4). Развитие интеллектуальной сферы.
Реализуется через следующие формы работы:
- внеклассное чтение,
- работа с трафаретами,
5). Творческое развитие.
Реализуется через следующие формы работы:
- изготовление подделок, подарков на праздники,
- рисование карандашами, мелками,
- лепка из теста,
- оформление школьного уголка.
6). Релаксационно-восстановительное направление – комплекс свободных досуговых форм работы, направленных на отдых и восстановление жизненных сил. Сюда входят:
- игры (настольные, спортивные, ролевые),
- прослушивание музыки,
- пальчиковая гимнастика,
- упражнения для глаз,
- праздники, концерты,
-дневной сон (по потребности ребенка).
7). Работа с родителями – взаимодействие с родителями по вопросам воспитания их ребенка.
- участие в родительских собраниях,
- индивидуальные беседы (успеваемость, поведение, внеклассные мероприятия, результаты медицинского обследования),
- педагогическое просвещение (рекомендации по воспитанию ребенка),
- участие родителей в праздниках.
Особенностью воспитательного процесса в коррекционно-образовательном учреждении является так же тот факт, что в своей работе воспитатель взаимодействует с другими специалистами:
Таким образом, особенности воспитательного процесса в нашем коррекционно-образовательном учреждении заключаются в следующем:
Контингент воспитанников: сочетание нарушений зрения и интеллектуального развития.
Сочетание воспитательных целей: коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, а также коррекция отклонений в интеллектуальном развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Сочетание специфических форм и методов, для достижения главной цели - социальной адаптации воспитанников в обществе.
Взаимодействие различных специалистов, работающих с воспитанниками коррекционно-образовательного учреждения.