kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое обучение  в школе ставит своей целью подготовить социально-адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната.»








Статья на тему

«Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната»














Подготовила: Смирнова Е.Н.



2020г.





Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда. Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели.

Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с ОВЗ для социализации и адаптации в социуме, а также познаний в области профессий. Таким образом, в школе-интернате применяется системный подход к педагогической работе по профориентации. В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся. Уроки трудового обучения являются неотъемлемой частью годового учебного плана.

Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально-адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. На уроках по трудовому обучению среди учеников, мальчиков можно определить работоспособность, наклонности к рабочим специальностям, может ли пользоваться инструментами, а прежде всего знание этих инструментов — это название предмета и для чего предназначен.

Преподаватели помогают ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют открытые занятия. выставки работ учащихся. На всех уроках трудового обучения учащимся прививаются правильные приёмы работы, проходят инструкцию по технике безопасности, умение обращаться с электроприборами, колющими, режущими предметами.

Наряду с учебной деятельностью в школе-интернате ведется серьёзная воспитательная работа, т. к. ученики пребывают круглосуточно, то обучение и формирование бытовых навыков является неотъемлемой частью жизни обучающихся. Воспитательная работа строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни — это оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту школы, обслуживающий труд — уборка классов, школьной территории, выполняют различные поручения педагогов. Ребёнок учится у взрослых, как быть самостоятельным, что является очень важным для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.


В настоящее время остроактуальной остается проблема готовности к профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность способствует накоплению социального опыта. Большое значение в системе трудового обучения имеет степень овладения учащимися профессией, квалификацией.

Главные задачи деятельности по профориентации старшеклассников:

- сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).


Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

- Профессиональная информация;

- Профессиональное воспитание;

- Профессионально-трудовое обучение.

Наряду с трудовой подготовкой в школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Используются различные формы работы с учащимися:

- экскурсии на предприятия города;

- классные часы;

- школьные, городские, краевые конкурсы;

- участие в предметных неделях;

- оформление стендов «Твоё профессиональное будущее»,

- тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»;

- сочинение и эссе о профессии;

- профориентационные игры;

- беседы, лекции, просмотр видеофильмов,

- ярмарки профессий .

Основные принципы профориентационной работы:

1. Системность и преемственность- работа ведется с первого по выпускной класс.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности компетенций.


Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения профессии на базе школы во время учебной и внеурочной деятельности, позволяют выпускникам активнее социализироваться в обществе.


Реализация задач предпрофильной подготовки проходит через трудовое обучение, которое включает в себя следующие направления:

В этом учебном году учащиеся нашей школы обучаются по профилям:

1.сельскохозяйственный труд;

2.штукатурно - малярное дело,

3.швейное дело,

4. подготовка младшего обслуживающего персонала.

Для реализации содержания обучения по профильному труду, учителя трудового обучения используют типовые учебные программы, разработанные для данной категории обучающихся. Подготовку к итоговой аттестации они начинают уже со 2 полугодия.

Профильный труд как учебный предмет ставит своей целью подготовить обучающихся к доступной трудовой деятельности.

Среди основных задач обучения: развитие интереса к трудовой деятельности, формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием, освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, растениями и т.п.

То есть овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия и установка на активное использование освоенных технологий, навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Содержание уроков по трудовому обучению дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что на них обучающиеся, воспитанники, имеющие нарушения интеллектуального развития, не только получают определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Именно поэтому перед учителями трудового обучения стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Елена Николаевна

Дата: 24.05.2020

Номер свидетельства: 551245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства