Образовательный туризм как инновационная форма педагогического опыта по формированию культуры здоровья у обучающихся
Образовательный туризм как инновационная форма педагогического опыта по формированию культуры здоровья у обучающихся
В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма.
Данный маршрут направлен на решение следующих целей и задач.
Цель: создание условий для пропаганды здорового и безопасного образа жизни в детской среде.
Задачи:
- создать условия для формирования осознания единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека;
- создать условия для формирования устойчивой мотивации к выполнению правил личной гигиены; рациональной организации питания; режима дня; занятиям физической культурой и спортом;
- cоздать условия для формирования негативного отношения к курению, употреблению наркотиков и других ПАВ;
- создать условия для формирования ценностно-смысловых установок у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный туризм как инновационная форма педагогического опыта по формированию культуры здоровья у обучающихся»
Региональный этап VII Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2016»
Образовательный туризм
как инновационная форма
педагогического опыта по формированию
культуры здоровья у обучающихся
(Методические материалы по реализации образовательного маршрута «Территория здоровья»)
Автор: Алексеева Светлана Александровна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
МБОУ Гимназия №3 городского округа
город Шарья Костромской области
2016 год
Пояснительная записка
В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма.
Формы деятельности в школьном образовательном туризме:
Экскурсионно-образовательные маршруты;
Маршрутные игры
Образовательно-туристические поездки;
Познавательно учебные экскурсии;
Краеведческие выставки и конференции;
Образовательные геокешинги;
Встречи с интересными людьми города и района;
Мастер - классы.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом образовательные школьные туристические маршруты становятся еще более привлекательными и доступными для всех категорий детского и подросткового возраста.
Активность, заинтересованность и самостоятельность, а так же творческая инициатива учащихся, является важнейшим фактором реализации образовательных маршрутов.
Сильной стороной образовательного школьного маршрута является реализация всех поставленных задач и целей в образовательном процессе, где происходит закрепление на практике изученного материала, расширение объёма знаний, реализация межпредметных связей и различных форм деятельности учащихся от групповых до индивидуальных.
Данный маршрут направлен на решение следующих целей и задач.
Цель: создание условий для пропаганды здорового и безопасного образа жизни в детской среде.
Задачи:
- создать условия для формирования осознания единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека;
- создать условия для формирования устойчивой мотивации к выполнению правил личной гигиены; рациональной организации питания; режима дня; занятиям физической культурой и спортом;
- cоздать условия для формирования негативного отношения к курению, употреблению наркотиков и других ПАВ;
- создать условия для формирования ценностно-смысловых установок у учащихся.
Методы реализации:
- разработать образовательный туристический маршрут и методические материалы;
-организовать коллективно-творческую деятельность детей;
-скоординировать действия организаторов маршрута.
Для реализации маршрута необходимо следующее оборудование: цветик-семицветик (приложение 1), карточки с пословицами о здоровье (приложение 2), пазл с изображением значка ГТО (приложение 3), маршрутный лист для команды (приложение 4), экспресс-тест (приложение 5), «говорящий карандаш».
В ходе данного образовательного маршрута используются такие приемы,как мотивационная беседа; маршрутная игра; экспресс-тестирование; составление синквейна.
Образовательные результаты
В результате прохождения квеста учащиеся продолжат формирование навыка решения следующих познавательных задач:
Выявление и осознание обучающимися сущности здорового образа жизни.
2. Формирование у обучающихся навыка сотрудничества.
3. Формирование у обучающихся навыков коммуникации.
4. Формирование навыка оценки самостоятельной деятельности (рефлексии)
Паспорт образовательного туристического маршрута
Цель
Организация инновационной формы работы по здоровьесбережению
Справочные сведения о маршруте
Тема
Инновационные подходы в решении проблемы формирования культуры здоровья
Предмет
Окружающий мир, внеклассная работа
Категория участников
Учащиеся 3-х, 4-х классов (9-10 лет)
Вид туризма
Пешеходный
Время маршрута
3 часа
Адрес
Костромская область, город Шарья, п. Ветлужский, ул.Рабочая, д. 46
Маршрутная лента
Краткое описание маршрута и его объектов
Маршрут «Территория здоровья» предполагает организацию маршрутной игры от 2-х до 4-х команд учащихся. Команды получают карту с заданиями, на которой в фото зафиксированы объекты. В результате поисковой работы учащиеся должны найти объект маршрута и выполнить на нем задания. Заполненные маршрутные листы являются образовательным продуктом данного образовательного события. На каждом этапе дети получают фрагмент изображения значка ГТО. В завершении игры дети собирают пазл.
Технология реализации
Квест
Завершение маршрута
Мотивационная беседа
Сценарий маршрутной игры
1 этап - мотивационный.
Выдача заданий. Выбор капитана, название команды.
- Послушайте мое высказывание и скажите, как вы его понимаете?
«Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!»
- Ваши высказывания....
-Не все, что я сказала вам понятно, и поэтому я предлагаю всем вместе в этом разобраться.
-Но сначала мне хочется сделать вам подарок. Я хочу подарить вам цветок, но этот цветок непростой. Это цветик-семицветик, который может выполнить 1 ваше желание.
-Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках.
(счастье, здоровье, успехи в учебе, богатство, сила, ум, красота.)
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток. (Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот лепесток.)
- Ваши желания и мнения разные. Останетесь вы при своем мнении или его измените, мы это узнаем, когда вернемся сюда после прохождения вашего маршрута.
- Прошу выбрать капитана, придумать название команды и получить маршрутный лист.
2 этап – поисковый.
Поиск объектов по маршрутному листу (приложение 1).
3 этап – репродуктивный,
Выполнение экспресс-теста.
Каждая команда выполняет экспресс–тест в течение 15 минут. За каждый правильный ответ 1 балл, 10 задание не оценивается.
4 этап – творческий
Сочинение синквейна (приложение 6).
Каждая команда сочиняет синквейн на тему «Здоровье» в течение 10 минут. (С правилами составления синквейна дети ознакомлены заранее)
Синквейн оценивается от 3-х до 5-ти баллов.
5 этап - рефлексивный.
Подведение итогов. Высказывание своего суждения. Выводы.
- Вспомните ваше желание. Изменилось ли бы оно, если бы вы лепесток отрывали сейчас? Почему?
- Сделайте вывод. Что для любого человека самое главное в жизни? Я буду передавать говорящий карандаш, чтобы послушать ваши мнения.
(самое главное в нашей жизни – это наше здоровье. Т.к. здоровый человек сможет получить хорошее образование, устроиться на хорошую работу, зарабатывать деньги, растить здоровых детей и быть красивым и счастливым).
- А что значит здоровый человек? ( зрение, зубы, осанка, правильное питание, не имеет вредных привычек, занимается спортом, .....)
- Как сохранить свое здоровье? Что для этого надо делать?
вести здоровый образ жизни;
меньше времени проводить у телевизора и компьютера,
больше читать. соблюдать режим дня;
соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе;
закаляться; заниматься спортом, туризмом;
заниматься интересным и полезным делом;
делать Добро.)
- Вернемся к высказыванию, с которого начали игру: «Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!»
- Как сможете объяснить теперь это высказывание?
Если каждый человек будет беречь свое здоровье, тогда весь наш народ будет здоровым.
Будет много ученых, которые будут делать новые открытия,
Много спортсменов, приносящих нашей стране призовые места.
Будут грамотные экономисты и политики, которые смогут хорошо править нашим государством. …….
И значит, наше государство будет сильным, непобедимым, развитым!
Объявление и награждение победителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т. Е Харченко "Физкультурные праздники в начальной школе" Пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: " ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2009г.
http://www.geocaching.su/ - официальный сайт игры геокешинг;
https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=2046 - образовательный геокешинг и мобильные игры
ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ ДОСААФ РОССИИ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» Утверждено Постановлением Президиума ЦС ДОСААФ России от 08.04.2013г.№20 Москва 2013г.