Просмотр содержимого документа
«Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»»
Методическая разработка занятия по курсу «Истоки».
2 класс
Тема: « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»
Автор: Голубкова О.Н.
МБОУ «Лицей №41»
г..Костромы
Цель:
Приобщение к истокам родной культуры, любви к Родине.
Задачи:
-продолжить работу по формированию нравственных качеств: любви к Родине, семье, друзьям, природе, бережного отношения к ним;
-приобщать к культурным ценностям родного края и народа;
-развивать интерес к окружающему их миру;
-формировать потребность в новых знаниях о Родине. Её фольклоре, краеведении;
В игровой форме уточнить и обобщить знания детей о Родине.
Показать родителям, что и как изучают дети во внеурочной деятельности по курсу истоки.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование;
Презентация;
Выставка рисунков;
Записи песен, звуков природы;
Художественно-педагогическая идея урока:
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина» К.Ушинский.
Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися:
Родные просторы. Родина. Мать. Отец. Отечество. Лес. Родной дом. Родные люди. Семья. Родная земля.
Активные формы обучения: ресурсный круг.
Ход занятия.
1.Вступление
Присоединение.
Приходит время, и ты выходишь в большой мир. Выезжаешь в деревню, в другой город. Гуляешь в лесу, купаешься в прохладной реке. Идешь бескрайним полем. Это - твоя Родина, твои Родные Просторы. Здесь ты узнаешь свое Отечество.
Ведущий. Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия! Отечеством мы зовем её потому, что в ней мы говорим родным нам языком, и все в ней родное; а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы с вами, не выходя из класса отправляемся в путешествие, необыкновенное путешествие…
2. Основной этап.
В класс входит мальчик Лучик.
Лучик.
-Здравствуйте! Меня зовут Лучик. Я родился от солнечного света и сразу отправились в путь.
Ведущий
-Куда ты идёшь Лучик?
Лучик.
-Слышал я, что есть на свете
Необычная страна.
В ней есть взрослые и дети,
Птицы. Реки и поля.
Там народ привык трудиться,
Песни петь, любить зверей,
Только, как она зовется,
Подскажите мне скорей.
Ведущий
-Ребята, а вы знаете как попасть в эту страну?
Лучик.
-Так значит, такой страны нет?
Я зря ушёл от мамы, своих братьев и сестер?
Ведущий
-Не расстраивайся, Лучик!
Мы сегодня отправляемся в путешествие. Поехали с нами, может быть и найдем твою страну.
(Лучик усаживается вместе с детьми. Звучит гудок паровоза, поезд отходит.)
-Ребята! На этой станции вас ждет серьёзная проверка, вы должны отгадать загадки о природе:
Невысок и коренаст,
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками,
Лист, с прилипшими иголками (Гриб)
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.( Ромашка)
Тёмной он покрыт корою, лист красивый, вырезной,
А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб)
Поднялись врата, всему миру красота! (Радуга)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
На горе шумит,
А под горой молчит. (Лес)
Чешечка медку
Закопана в ледку
До нового годку. (Озимь)
Стоит дерево кудряво
На этом дереве пять угодьев
Первое угодье-
Хворому здоровье,
Другое угодье-
Разбитому крепость,
Третье угодье-
Заперто море,
Четвертое угодье-
Малому угроза,
Пятое угодье-
Ночной свет.
(Банный веник, береста для разбитого горшка, посуда из бересты. Прут для наказания, лучина)
Ученик
-Какое милое очаровательное дерево береза. Давно бескорыстно дружит оно с людьми. Рядом с домами или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Можно весь свет обойти и нигде такого дерева не встретить. У неё единственная в мире белая кора. Разве не чудо. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, которое олицетворяло свет, чистоту, женственность. Во все времена береза была связана с весенними, летними церковными праздниками «Седмиг», «Троица». В эти радостные дни, девушки украшали березу лентами, водили хороводы.
Берёза, берёзонька
Завивайся кудрявая
К тебе девушки пришли
К тебе ленты принесли.
(танец-хоровод)
Ведущий
-Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю
Кто не любит родную природу
Тот не любит Отчизну свою.
(Далее звучит песня «Журавли»)
Ведущий
-Продолжаем наше путешествие.
(Звучит песня «Крыша дома твоего»)
-Итак, следующая остановка «Родной дом»
Слайд (Родной дом)
Ученик
Дом защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут и приласкают, уму-разуму научат. Здесь тепло родного очага.
Когда вы станете взрослыми, покинете свой дом. И тогда он станет родительским домом. Помни: родительский дом- начало начал.
Ученик
Утром, после ночной тишины. Дом заполняется звуками, торопливой суетой. Потом все затихает, и дом терпеливо ждет вашего возвращения. К вечеру дом собирает под крышу всю свою семью. Каждый уголок окрашивается теплым светом, слышна неторопливая беседа, в доме уютно и спокойно.
В праздники дом становится нарядным, шумным, весёлым, приходят гости, стол покрывают белоснежной скатертью, ставится красивая посуда, выносятся угощения, вкусно пахнет пирогами.
Родной дом любят не за богатство. А душевную щедрость людей, живущих в нём.
В родном доме хорошо и будни, и в праздники.
Ведущий
Если кто-то покинув кров,
На чужбине находит счастье
Я поздравить его готов
И над сердцем своим не властен.
(звучит песня «Дом родной»)
Ведущий
-Следующая станция « Родные люди»
Слайд (Родные люди)
-А кто для вас, ребята, родные люди?
(ответы детей)
Ученик
Мама и Родина очень похожи:
Мама красивая, родина тоже!
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же , как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню. То ей
Вторит веселый и звонкий ручей.
Так и должно быть : что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
Песня "Мама"
Ученик
Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе стола. Его слово было последним и решающим на семейном совете. Отца и до сих пор величают главой семьи.
Дети видят в нём пример мужества и силы.
Раньше отца называли тятя, тятенька, батюшка, батя, папаша.
Ведущий
-А как вы называете своего отца?
(ответы детей)
(Исполнение песни «Лучше папы друга нет на свете»)
Ученик
«Моя Семья».
Вот дом, в котором я живу
И для меня он лучший самый
Здесь и во сне и наяву
Я слышу добрый мамин голос.
Здесь вечерами папа мне
Когда смолкают птицы в гнездах
Рассказывает о луне
Планетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра мои и брат
Хотя я часто с ними ссорюсь,
Но всё же поделиться рад
Игрой и книжками своими
Здесь в мире мы за годом год
Живём друг другу помогая
И вместе с нами здесь живет
История родного края.
(Далее выслушиваются рассказы детей о своих семьях)
Ведущий
Любили тебя без особых причин
За то, что ты- внук.
За то. Что ты- сын,
За то, что малыш,
За то. Что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
Ведущий
-Наше путешествие продолжается. Следующая станция : «Родная земля»
Слайд (Родная земля)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля…
Это – русское раздолье,
Это- русская земля!
Ученик.
Важнейшим из всех дел на земле было земледелие. Труд на земле имел в глазах крестьян великий смысл. Они понимали, что именно земледельцы кормят на земле всех остальных, всё отечество.
Крестьяне старались в своей жизни следовать опыту отцов и дедов. У них было твёрдое убеждение в том, что обычаи предков являются надёжным жизненным образцом. «Как отцы и деды. Так и мы, - так говорили в деревне.
(Выступление дедушки или бабушки одного из учеников.)
Ведущий
Как ты и я Земля жива
И кружится дыша
Есть у земли свои слова.
Есть у Земли душа.
Услышать речь её сумей,
Пойми Земли язык…
Тот. Кто трудами связан с ней,
Вникать в него привык.
(Звучит песня «Рассвет-чародей»)
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
Ребята, по какой стране вы путешествовали?
-Вспомните вопрос, который мы поставили в начале пути.
Сможете ли вы ответить на него?
3.Заключительный этап.
Ведущий
Ресурсный круг"Родина"
Песня "Родина"
-Где растут самые красивые цветы и живут самые разные животные?
-Где нас ждут родные и близкие и любят нас за то, что мы рядом с ними, такими, какие есть : и худыми и полными, и грустными и весёлыми, хорошими и не очень, не всегда..?
Ведущийобращается к Лучику.
Хороша страна родная,
Где родился и живёшь,
С мамой, папой и друзьями
Учишься, растёшь, цветёшь.
Там и солнце ярче светит,
Там любой тебя приветит.
Вот страну такую, Лучик,
Родиною мы зовём!
Лучик
-Я всё понял! Самая лучшая страна- это та, где ты родился. Где живут твои родные, моя милая мама. Спасибо вам за путешествие.
До свидания, ребята.
Ведущий
-А вы, друзья, не подкачайте!
Правдивыми, честными быть обещайте,
Любить родных, друзей,
Простор полей-
Всё, что зовётся Родиной твоей!
(звучит песня «Родина»)
Дети и гости выберите листочек такого цвета, которое соответствует вашему настроению (листочки прикрепите к дереву).