kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О женщина, краса земная. Материалы к классному часу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эталоны красоты в разные эпохи. Разработка сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Кл. час О женщина...»

Сценарий классного часа

«О женщина, краса земная…»

(иллюстрируется слайдами презентации Power Point)


Составила

Синельная Нина Петровна,

учитель русского языка и литературы

I категории

школы при ИК-2

с. Возжаевки Амурской области

I часть (слайды 1-12)


Ведущий.


Все народы придают большое значение телесной красоте и физической полноценности человека. В индуизме телесный порок-наказание, им наделены люди, совершившие тяжкие грехи в своих прежних перерождениях. В китайских преданиях общественные несчастья пошли оттого, что государство было доверено наследнику с поврежденной ногой. В Древнем Риме жрицами огня — весталками — могли быть только девушки без телесных недостатков.


Но телесный порок мог быть и знаком особых заслуг, избранности. Хромота или слепота могли обозначать мудрость и магическую силу. Хромыми или слепыми часто были колдуны и сказители. Хромым был библейский патриарх Иаков и древнерусский богатырь Илья Муромец, одноглазым был верховный бог скандинавов, вещий Один, слеп был легендарный сказитель Греции Гомер. Взгляды разных народов на человеческую красоту существенно отличаются. Так, у некоторых полинезийских народов вожди должны были быть очень полными, и их специально для этого откармливали. Кроме того, они должны были отличаться от соплеменников светлой кожей.


Эталоны красоты складывались столетиями и зарождались в далеком каменном веке, когда первая модница случайно вытянула себе мочку уха или, подражая животному-тотему, выбила себе нижние зубы (чтобы стать похожей на быка), а затем стала образцом для многих поколений.


Идеал красоты и грациозности:

- в Древнем Китае - это маленького роста, хрупкая девушка с маленьким размером ноги;

- в Риме предпочтение отдавалось светлой коже и белокурым волосам;

- в Древней Греции красота - это спортивное тело.


В эпоху Средневековья, в которую эталон красоты претерпел множество изменений благодаря усилению церковной власти в Европе, телесная земная красота считалась греховной, и даже ее созерцание и эстетическое наслаждение было запрещено. Какие-либо украшения и изменения тела провозглашались нечестивым, фигуру предписывалось скрывать под многочисленными одеждами, а волосы – под головными уборами. Идеалом же теперь стала женщина от религии - пресвятая дева Мария и ее классическое изображение на иконах того времени – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.


В эпоху Возрождения происходит возврат к жизненным ценностям. Красивым считалось бледное лицо, стройная «лебединая» шея и высокий лоб. Чтобы соответствовать эталону, дамы шли на радикальные, с нашей точки зрения, методы: они начисто выбривали лоб и выщипывали брови, а для визуального удлинения шеи еще и брили затылки. Воплощение красоты того времени запечатлено в гениальных работах Тициана, Рембрандта, Рубенса и многих других, хотя невозможно не вспомнить знаменитейшее полотно великого гения – Леонардо Да Винчи – «Мона Лиза».


17 век – время поклонения естественной красоте: здоровье, спокойствие, уверенность – приоритеты женского образа.


Вторая половина ХVIII века принесла в Европу новое веяние – моду на причёски. Это период расцвета парикмахерского искусства! Чем вычурнее, чем больше и чем дороже была прическа дамы, тем выше был ее своеобразный рейтинг при дворе. Разумеется, такое удовольствие было по карману не каждому, и прическу пытались сохранить как можно дольше. Этого можно было достичь лишь одним способом – не мыть голову и не расчесываться. Вопросы гигиены и комфорта, видимо, были второстепенными.


В это время постепенно происходит переход от почитания крупных женских форм к стройным и изящным. В ХIХ веке эталонной стала так называемая аристократическая красота – тонкая талия, белое лицо, изящное тело. Всё естественное, натуральное считалось неприемлемым. Это время «салонной» красоты.


ХХ век – век буйства красок, буйства разнообразия и отрицания всяких рамок.

В отечественном искусстве – это утверждение советского образа жизни. Прославляется женственность, привлекательность – твердость, решимость, воля.


XX-XXI век, наши дни. Все меняется так быстро, что за эталонами просто перестали следить. Хотя, безусловно, определенные каноны все же существуют, но они уже отнюдь не столь бескомпромиссны. Девушка должна быть грациозной, стройной, фотогеничной и иметь параметры, хотя бы приближенные к пресловутым 90–60–90.



II часть(слайды 13-46)


Учащиеся.


***

Хочет женщина быть красивой,

С гордо поднятой головой,

Хохотуньей, а не плаксивой,

Быть любимой, а не вдовой.

Чтобы к перстню шло ожерелье,

Чтобы нравиться без труда…

Только в жизни так, к сожаленью,

Получается не всегда.

Евгений Винокуров


***

Этикет предписывает избегать демонстрации усилий, с помощью которых достигается возможность быть красавицей и модницей. Но как это заманчиво – подсматривать в замочную скважину! И вот что мы подсмотрели.

Оказывается, стандарты красоты отличались во все времена. У народов майя идеалом красоты считалось косоглазие, у славянских племен - глаза синего и серого цвета. Жители Азии почитали карие и черные глаза, а в Древнем Египте воспевали зеленоглазых.



***

В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ идеалом красоты слыла стройная женщина, обладающая полными губами и большими выразительными миндалевидными глазами. Как и нынешние модницы, египтянки шли на хитрости: форму лица подчеркивали специальными контурами, а чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, они использовали сок растения, называемого «сонная одурь». Хочется надеяться, что глаза от этого не становились сонными и одурманенными. Самым красивым считался зеленый цвет глаз, но он же был и самым редким. И здесь предприимчивые египтянки ухитрялись обойти природу – они красили глаза специальным зеленым пигментом из окиси меди. Озеленению поддавались также ногти на руках и даже ступни ног.

Но едва ли не самым важным параметром древнеегипетской красоты, впрочем, как и сейчас, оставалась пропорциональность лица и фигуры. Египтянки же прослыли большими модницами. Историки утверждают, что именно им принадлежит первенство в использовании зеркал, румян и различных благовоний, ношение прозрачных соблазнительных одеяний. Кроме того, древнеегипетские жрицы также стали первопроходцами в изготовлении различных париков, шиньонов, использовании бижутерии и украшений. Все мы слышали о великолепных египтянках - царственных Нефертити и Клеопатре. Они стали наглядным воплощением идеала женской красоты своего времени, дошедшим до нас в различных произведениях искусства.



***

Женщины племени майя для украшения красили все тело красной мазью с добавлением ароматной смолы. Это придавало им и нарядность, и приятный аромат. Лица также подвергались разрисовыванию различными красящими составами, причем узоры и цвета были сугубо индивидуальны.

И сейчас ритуал раскрашивания лица существует, например, у женщин Уганды, использующих в качестве красителей кору и плоды деревьев, а также цветную глину. При этом рисунок у зрелой женщины обязательно отличается от того, который украшает юную особу. Раскраска тела представительниц племени яномами из джунглей Амазонии — это своего рода автобиография. Рисунок рассказывает о судьбе девушки, ее настроении и даже устремлениях. Эти узоры заменяют их обладательницам одежду, наносятся растительными красителями и после нескольких купаний смываются.


***

Древний Китай так же знаменит своими «модными причудами». Красивой фигурой здесь считалась весьма утончённая и хрупкая. Особое место в формировании образа «хрупкой женщины» занимал размер ступней, чем он был меньше, тем это было красивее. Ни один уважающий себя китаец ни за что не взял бы в жены обладательницу большого размера стопы. Из-за этого девушки подвергались едва ли не пыткам – чтобы прекратить рост ноги, маленьким девочкам туго бинтовали стопу. Стоит отметить, что данные процедуры были не самыми гуманными, так как перевязывание ступней и ношение особых деревянных колодок – процедура весьма болезненная. Такая ножка называлась «Золотой лотос», а обувь – «обувь лотоса».

Обычай бинтовать ноги перестали практиковать только 1949 году (за исключением нескольких районов).

Еще одним немаловажным достоинством китайских женщин считались длинные волосы, которые должны были быть уложены в затейливые прически.



***

В Греции воспевалась женская красота, которая была эталоном в лице богини любви – Афродиты. Отличительными особенностями красоты греческой были особые формы лица: большие глаза и прямой нос. В эти времена стали формироваться особые представления о красоте женской фигуры. Отчасти эти представления стали походить на современные стандарты 90-60-90. Тогдашние идеальные формы женского тела: соотношение окружности груди к окружности талии и бёдер: 86 см, 69 см и 93 см, при росте в 164 сантиметра.


***

ДРЕВНИЙ РИМ. Эта древняя средиземноморская цивилизация создала культ светлой кожи и белокурых волос. Древние римлянки впервые постигли тайну осветления волос. Для этого их тщательно протирали специальной смесью из козьего молока и буковой золы, а потом подвергали длительным солнечным ваннам. Кроме того, у римлянок-патрицианок были популярны шиньоны и парики.


***

Странная, с точки зрения европейца, внешность — предмет гордости женщин в отдаленных уголках земного шара. Обитательницам острова Борнео в Малайзии с юных лет начинают оттягивать мочки ушей, подвешивая к ним специальные бронзовые гирьки. Постепенно вес гирек увеличивают до трех килограммов, и в пору расцвета женской привлекательности мочки ушей достигают желанной длины — до плеч. Изящная татуировка на руках (от кончиков пальцев до локтей), выполненная в виде кружев, служит важным дополнением к созданному образу.


***

Безусловные лидеры по части растягивания определенных частей тела — жительницы Мьянауна (Бирма), прозванные женщинами — жирафами. Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи их обладательниц до 50 сантиметров! Возможно, раньше металл защищал шею женщины от тигра, который мог броситься на нее, когда она работала в поле; либо таким образом когда-то наказывали жен, изменивших своим мужьям. А нынче медное колье символизирует богатство и служит украшением.


***

В Африке, как и в Азии, представительницы прекрасного пола тоже вытягивают мочки ушей, но на этом не останавливаются. В Кении женщины - масаи прокалывают по всему уху множество дырочек, в которые вставляют палочки, проволочки причудливых форм и яркие бусы. Создается впечатление, что в их ушах растут диковинные кусты. Возможно, эта искусственная растительность призвана отчасти компенсировать полное отсутствие волос на голове — кенийки наголо обривают свои головы.


***

Жительницы Папуа - Новой Гвинеи тоже не придают особого значения волосам. Голова папуаски увенчана огромным сооружением из перьев, с яркостью которых может соперничать только раскраска ее лица.


***

Эскимоски с острова Нунивак (Аляска) несколько раз прокалывают себе нижнюю губу, не используя никаких обезболивающих средств. Потом они вставляют в отверстия бусы из слоновой кости и держат их до тех пор, пока не образуется бахрома, напоминающая бороду.



***

К числу более «долгосрочных» украшений можно отнести фигурные наросты на телах женщин из племени карамоджонгов (граница Судана и Уганды). Кожа тела и лица в определенных местах надрезается железными крючьями и затем посыпается пеплом в течение месяца, чтобы рана не заживала. В результате на теле добровольной мученицы появляются наросты, добавляющие ей привлекательности в глазах местных мужчин.


***

Обычай татуирования широко распространен среди марокканок: они покрывают густой сетью узоров кисти рук и ступни ног.


***

Индианкам принадлежит и традиция прокалывания носа.



***

У индианок — кольцо в носу, у женщин-яномами — веточки в щеках и губах, представительницы прекрасного пола южноафриканского племени ндебеле буквально отягощают себя объемными украшениями из бисера…


***

Но, пожалуй, наибольшей оригинальностью отличаются эфиопские девушки из племен сурма и музи, украшающие свои губы глиняными дисками. Нижняя губа прокалывается, в образовавшееся отверстие вживляется диск, размер которого с годами становится все больше. Величина диска указывает на то, сколько скота семья девушки рассчитывает получить за нее в качестве выкупа.


***

Белые зубы вряд ли смогут оценить по достоинству многие жительницы Центральной Азии и Меланезии. Они специально жуют плоды бетельной пальмы, ядовитых орехов, чтобы сделать полость рта красной и клейкой. Этот обычай преследует своеобразную цель: мужчины считают «беззубых» женщин более похожими на детей и, следовательно, более податливыми.


Обитательницы некоторых районов Анголы выбивают себе передние зубы, а женщины племени балуба в Конго почти полностью стачивают их. Жительницы Соломоновых островов считают, что по-настоящему украсить женщину может не наличие зубов, а их отсутствие. Поэтому выбивание верхних резцов невесте составляет обязательную часть свадебного ритуала. В роли дантиста обычно выступает дядя пациентки по материнской линии. Вместо клещей и щипцов используются заостренная палка и камень. Полинезийцы считали писком моды обтачку зубов до треугольной формы, как у акулы. Многие даяки, наоборот, спиливают верхние и нижние клыки почти до половины, чтобы как можно меньше походить на хищных зверей.


***

Замужние японские женщины имели привычку чернить зубы и выщипывать брови, а мужчины — выбривать волосы на лбу и затылке, а оставшийся локон укладывать на макушке вокруг головы.

Женщины племени аину в Японии при помощи татуировки на губах и вокруг них увеличивают рот, делая его при этом голубого цвета. Считается, что это отпугивает злых духов.


***

В племени тино, живущем к северу от Амазонки в Бразилии, наиболее привлекательными признаются женщины с узкими, очень вытянутыми лицами. Поэтому матери сдавливают лица своих дочерей деревянными планками, чтобы их девочки не стали с возрастом круглолицыми и толстощекими.


***


Самым главным украшением женщин из племени фулани в Африке считается высокий лоб. Поэтому фуланские красавицы удаляют брови и ресницы — это создает иллюзию высокого лба.


***


Пожалуй, наиболее скромными, с точки зрения пристрастия к украшениям, можно назвать пигмеев. Эти самые маленькие (в среднем 1,3 м) женщины нашей планеты, проживающие в лесах Центральной Африки, лишь по большим праздникам надевают на голову венки из листьев.




III часть


Ведущий

Двадцатый век и наше время

Меняются взгляды, нормы и правила. Меняются так быстро, что уследить за ними становится практически невозможно. Именно этим можно объяснить отсутствие в это время идеала или эталона женской красоты.

Соответствие известным стандартам фигуры: 90-60-90, можно сказать единственный сохранившийся эталон. В настоящее время большинство женщин стремятся иметь «модельную» внешность и соответствующие размеры фигуры. В остальном же, какой либо общий символ красоты отсутствует.

Поэтому важно понимать, что соответствовать постоянно меняющемуся эталону попросту невозможно, а красота – есть понятие не общее, а индивидуальное.

Красивой можно быть всегда! Красота – это особое состояние души, абсолютной красоты просто не существует.



IV часть

Просмотр фильма Movie Maker о близких дамах учащихся.



V часть

Конкурс «Кто знает больше пословиц о женщине».

Победитель определяется по количеству жетонов, полученных во время конкурса.

Просмотр содержимого презентации
«О женщина,»

О женщина,  краса земная… О женщина, краса земная, Родня по линии прямой Той первой, изгнанной из рая, Ты носишь рай в себе самой. Василий Фёдоров

О женщина, краса земная…

О женщина, краса земная,

Родня по линии прямой

Той первой, изгнанной из рая,

Ты носишь рай в себе самой.

Василий Фёдоров

Каждая эпоха  рождает свои идеалы красоты

Каждая эпоха рождает свои идеалы красоты

Времена меняются, но  искусство вечно! Древняя Греция  спорт мужество гармония    богиня охоты Артемида

Времена меняются, но искусство вечно!

Древняя Греция

спорт

мужество

гармония

богиня охоты Артемида

Времена меняются, но  искусство вечно! Средние века  женщина, лишенная всяких естественных признаков живого человеческого организма:  худое тело ввалившиеся щеки расширившиеся глаза

Времена меняются, но искусство вечно!

Средние века

женщина, лишенная всяких естественных признаков живого человеческого организма:

худое тело

ввалившиеся щеки

расширившиеся

глаза

Времена меняются, но  искусство вечно! Возрождение  возврат к жизни: материнство, радость, счастье быть человеком   Рафаэль Сикстинская мадонна

Времена меняются, но искусство вечно!

Возрождение

возврат к жизни: материнство, радость,

счастье быть человеком

Рафаэль

Сикстинская мадонна

Времена меняются, но  искусство вечно !  Возрождение      Леонардо да Винчи Мона Лиза

Времена меняются, но искусство вечно !

Возрождение

Леонардо да Винчи

Мона Лиза

Времена меняются, но  искусство вечно! 17 век    пышущие здоровьем, довольные жизнью (спокойствие, уверенность) Рубенс Портрет Елены Фоурмен

Времена меняются, но искусство вечно!

17 век

пышущие здоровьем, довольные жизнью (спокойствие, уверенность)

Рубенс

Портрет

Елены Фоурмен

Времена меняются, но  искусство вечно! 18 век

Времена меняются, но искусство вечно!

18 век

Времена меняются, но  искусство вечно! 19 век  Аристократический идеал красоты -изящество и хрупкость

Времена меняются, но искусство вечно!

19 век

Аристократический идеал красоты -изящество и хрупкость

Времена меняются, но  искусство вечно! 19 век Крестьянский идеал красоты – здоровье  В. И. Суриков  Портрет Рачковской И. П. Аргунов Портрет крестьянки в русском костюме

Времена меняются, но искусство вечно!

19 век

Крестьянский идеал красоты

здоровье

В. И. Суриков

Портрет

Рачковской

И. П. Аргунов

Портрет крестьянки

в русском костюме

20 век Дейнека. Юный конструктор Ряжский. Делегатка Кабачек. Портрет доярки твердость решимость воля женственность привлекательность

20 век

Дейнека.

Юный

конструктор

Ряжский.

Делегатка

Кабачек.

Портрет доярки

твердость

решимость

воля

женственность привлекательность

20-21 век

20-21 век

Хочет женщина быть красивой, С гордо поднятой головой, Хохотуньей, а не плаксивой, Быть любимой, а не вдовой. Чтобы к перстню шло ожерелье, Чтобы нравиться без труда… Только в жизни так, к сожаленью, Получается не всегда.  Евгений Винокуров

Хочет женщина быть красивой,

С гордо поднятой головой,

Хохотуньей, а не плаксивой,

Быть любимой, а не вдовой.

Чтобы к перстню шло ожерелье,

Чтобы нравиться без труда…

Только в жизни так, к сожаленью,

Получается не всегда.

Евгений Винокуров

Должна быть  в женщине  какая-то загадка…

Должна быть в женщине какая-то загадка…

Древний Египет

Древний Египет

Древний Египет Клеопатра

Древний Египет

Клеопатра

Нефертити Древний  Египет

Нефертити

Древний Египет

Женщины племени майя

Женщины племени майя

Древний  Китай

Древний Китай

Древний  Китай

Древний Китай

Золотой лотос

Золотой лотос

Греческая  богиня любви  Афродита Причёски Древней Греции

Греческая богиня любви Афродита

Причёски

Древней Греции

Древний  Рим

Древний Рим

Древний  Рим Серьги

Древний Рим

Серьги

Древний Рим

Древний Рим

Малайзия

Малайзия

Женщины-жирафы

Женщины-жирафы

Кения

Кения

Африка

Африка

Гвинея

Гвинея

Аляска

Аляска

Племя фулани.

Племя фулани.

Племя карамоджонгов

Племя карамоджонгов

Марокко

Марокко

Индия Женщины народа байта в Индии  считают татуировку важным компонентом любовной игры .

Индия

Женщины

народа байта в Индии

считают татуировку

важным компонентом

любовной игры .

Индия

Индия

Племя яномами

Племя яномами

Племя яномами

Племя яномами

Эфиопия

Эфиопия

Центральная Азия и Меланезия

Центральная Азия и Меланезия

Япония

Япония

Племя фулани.  Африка

Племя фулани. Африка

Пигмеи

Пигмеи

Будьте красивы!

Будьте

красивы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
О женщина, краса земная. Материалы к классному часу

Автор: Синельная Нина Петровна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453010

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства