kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народная педагогика – неотъемлемая часть духовной культуры народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование этнокультурного компонента при обучении родного языка и литературы является средством повышения эффективности педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей обучающихся, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народная педагогика – неотъемлемая часть духовной культуры народа»

Народная педагогика – неотъемлемая часть духовной культуры народа

Авторы:

Иванова Татьяна Николаевна,

учитель чувашского языка

Яковлева Калиса Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская школа №14»



Народная педагогика, включающая фольклорную, народную, традиционную педагогику - это педагогика национального спасения, представляющая собой самую эффективную отрасль педагогических знаний, активно способствующую гармонизации межнациональных отношений.

Структурообразующим компонентом системы воспитания любого народа является национальное; именно это глубинное, национальное, и составляет ядро, сердцевину национального и общенационального патриотизма, поэтому именно национальные особенности составляют основу или своего рода каркас духовного богатства представителя любой национальности.

Народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» впервые внесено К.Д.Ушинским. К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого парода проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это – клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Например: каковы родители – таковы и дети; учи дитя, пока оно лежит поперёк лавки.

Наряду с понятием и термином «народная педагогика» утвердился другой термин – «Этнопедагогика», впервые предложенный Г.Н.Волковым.

Г.Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин «этнопедагогика» отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала. Им сформулировано "золотое правило" этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Изречения Г.Н.Волкова: «Чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей», «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых».

Научная ценность и инновационный характер данного правила состоит в активизации этнического компонента: каждый элемент правила – память, традиция, культура, воспитание, духовность, личность, народ (нация) – несут этническую нагрузку (окрашенность). Центральными элементами правила (формулы) являются культура и воспитание, вокруг них стягиваются остальные элементы. Этнопедагогический тезис: что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего! Самыми надежными воспитывающими примерами являются масштабные личности, личности-символы, национальные герои, наиболее активные участники событий-символов.

Новый стандарт общего образования рассматривает этнокультурное образование как важнейший элемент системы образования и формирование универсальных учебных действий (личностные УУД), включая урочную, внеурочную деятельность и воспитательную работу.

Ориентация школьного образования направлено на воспитание у учащихся интереса и уважения к языку и культуре, традициям своего народа, стремление к пониманию наиболее важных характеристик родной культуры. На уроках воспитываем учащихся на народной художественной культуре, на прогрессивных традициях и обрядах родного народа. Устное народное творчество наполняет нашу жизнь нравственностью, духовностью, гражданской позицией.

Использование этнокультурного компонента при обучении родного языка и литературы является средством повышения эффективности педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей обучающихся, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности обучающихся.

Основные задачи этнокультурного образования:

-овладение каждым обучающимся знаниями о своем регионе, быте, культуре, истории, литературе, проблемах народов, населяющих наш регион;

-самостоятельной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

-воспитание выпускника – умелого хранителя, пользователя и созидателя ценностей и традиции региона.

Этнокультурный компонент содержания образования может и должен стать важнейшим естественным фактором возрождения основ традиционной культуры, несущий в себе общечеловеческие ценности национального мировоззрения, формирование у обучающихся способностей к пониманию исторического развития национальной культуры как диалога культур.

На уроках изучаем традиции и обычаи чувашского народа. Есть разделы «Народные праздники», «Из годового цикла». У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.

Идёт поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое и, оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных общечеловеческих ценностей:

- мира в семье

- любви к природе

- заботы о доме хозяйстве

- мужской порядочности

- добре

- чистоплотности и скромности.

С интересом учим народные игры и песни, пословицы и загадки, легенды и предания.

На уроках технологии выполняем поделки, используя различные узоры и орнамент.

Народные обычаи и обряды, праздники были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Именно они, наряду с национальным искусством, выражают душу народа, украшают его жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. Это могучее средство позитивного идейно – эмоционального воздействия на подрастающее поколение.

Поисковая работа и проекты

Приобщение обучающихся к научной работе стимулирует процесс формирование гражданского (этнического) самосознания, развитие многих умений и навыков учащихся связанных самостоятельной или коллективной работой с книгой, опросом населения. Развивает исследовательские способности.

Привлечение учащихся к поисково-исследовательской работе является одной из форм, составляющей воспитание этнического самосознания.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность.

Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Участие в научно-практических конференциях по этнопедагогике. Например, «Чувашский князь Буртас и его жизненный путь»

Публикации в газете «Танташ», в журналах «Тетте», «Самант».

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества с ними. Ведь они не только носители информации, но знатоки-практики традиций и обычаев нашего народа.

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Организовать деятельность детей:

-по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действия;

-постановке учебной задачи и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартные уроки

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Этнокультурное образование способствует:

-приобщению детей к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителей;

-осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов;

-воспитанию этнической толерантности и уважения, формированию готовности и умения жить в этнокультурной среде

-Ребёнок должен понимать: он нужен Родине таким, какой он есть.

В результате реализации этнокультурного содержания образования в рамках ФГОС, обеспечение эффективной реализации системно-деятельностного подхода, обеспечение эффективности реализации требований ФГОС в условиях преподавания родных языков и других предметов педагог должен:

Знать: теоретические основы организации этнокультурного образования в условиях введения ФГОС ООО

Уметь: составлять рабочие программы с учетом краеведческого материала, направленных на формирование определенных универсальных учебных действий.

Владеть: навыками использования современных образовательных технологий в этнокультурном образовании обучающихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - главный ресурс ,без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.



Использованная литература:

1.Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2007, Т,8,№30, с.77-88.

2.Федеральный государственный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение,2010.- 31 с.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народная педагогика – неотъемлемая часть духовной культуры народа

Автор: Яковлева Калиса Николаевна Иванова Татьяна Николаевна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ "
    ["seo_title"] => string(57) "narodnaia-piedagogika-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "134964"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838612"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Народные подвижные игры в воспитании детей."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyie_podvizhnyie_ighry_v_vospitanii_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "357621"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478809464"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Ученье Айыы-основа духовно-патриотическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(60) "uchien-ie-aiyy-osnova-dukhovno-patriotichieskoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "162490"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422362460"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-siuzhietno-rolievyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "118842"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413273162"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "143644"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418566235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства