Данное мероприятие было проведено с целью приобщения детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культуру, вызвать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам. Предварительно была проведена беседа с детьми о традициях татарского народа. Готовили иллюстрации и стенды, посвященные празднику "Навруз".Праздник прошел очень оживленно и красочно. Звучали песни, стихотварения. Смотрели искрометные национальные танцы, играли в песенно- танцевальные игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н??р?з котлы булсын »
“Нәүрүз котлы булсын!”
Цель.
Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа.
Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам.Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках.
Предварительная работа.
Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство. Заучивание песень, стихотворений, танцев, песенно-танцевальных игр.
С одной стороны зала вид весеннего леса. На верхушке деревьев видны перелетные птицы( кукушка , скворец, грач).Фонограмма: пение птиц. С другой стороны зала панорама деревни.
Под музыку дети входят в зал. Садятся на свои места.
2ведущая: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости! Вот и прошла зима, пришла к нам весна - красна, а вместе с ней пришел Татарский народный праздник - Навруз. Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это периодпробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является Нәүрүзбикә. Нәүрүз котлы булсын! Мы вас приглашаем на наш весенний праздник!
Охо, празднуете! А меня, дракона Зиланта не пригласили! В новый год приглашали, песни, танцы со мной танцевали, подарки от меня получали, а весной забыли! Это в год змеии меня Зиланта не приглашать на праздник! Вот за это, я вашу Нәүрүзбикә унес на своих могучих крыльях и спрятал на Зилантовой змеиной горе. (Уходит)
1ведущая: Балалар, нишлибез инде? Кем безгә булышыр икән? Яз җитте, кар сулары кырлар, таулар буйлап ага, су хуҗасы-Су анасы күрмәдеме икән?
Әйдәгез аны чакырыйк.
2ведущая: Ребята, что же нам делать? Кого же нам позвать? Наступила весна, снег тает и ручейки бегут по полям , горам и наверно хозяйка воды – Водяная видела, на какой же горе спрятал Зилант Нәүрүзбикә. Давайте позовем к нам в гости Водяную – Су анасы
1ведущая: Бик дөрес! Әйдәгез Су анасын чакырыйк, аның чишмәләре бар җирдә дә агалар, күпне күрәләр, бәлки алар Нәүрүзбикәне дә күргәннәрдер.
2ведущая: Првильно, ведь её ручейки везде протекают, может они и видели где спрятал Зилант нашу Нәүрүзбикә. Давайте ее песенкой позовем.
1ведущая: Балалар ишетәсезме, матур чишмә җыры ишетелә.
2ведущая: Ребятки, вы слышите, как поют ручейки.
Звучит музыка “Родник” появляются дети-реки, которые исполняют танцевальную композицию с тканью на палочках, в конце танца появляетсяВодяная: Нәрсә булды? Что случилось? Зачем же вы меня позвали?
1ведущая: Балалар бәлки сез әйтерсез?
2ведущая: Ребятки расскажите Водяной, что же унас случилось.
Дети: Дракон Зилант обиделся на нас, потому что мы его забыли пригласить на праздник, заколдавал Нәүрүзбикә и спрятал ее на змеиной горе. Помоги нам пожалуйста.
Водяная: Я вам помогу , но сначала я хочу узнать, что же за праздник Навруз, расскажите.
1ведущая:Балалалар, әйдәгез Су анасына Нәүрүз бәйрәме турында сөйлибез.
2ведущая: Водяная, ребятки тебе все расскажут о празднике.
Водяная: Что такое Навруз?
1ребенок: Навруз – народный земледельческий праздник, праздник прихода весны.
Водяная: Когда отмечают этот праздник?
2 ребенок: Отмечают его в день весеннего равноденствия – 21-22 марта, когда день равен ночи. Весна вступает в свои права, это начало весенне-полевых работ.
Водяная: А про весну пословицы знаете?
Дети: Знаем, знаем!
Дети рассказывают пословицы на татарском и на русском языке.
Яз яме чәчкә белән, Көз яме көлтә белән.
Красота весны в цветах
А осени в снопах
Язгы хезмәт – көзге хөрмәт.
Язгы көн ел туйдыра.
Яз сөрсәң, көз урырсың.
Весенний труд – осенью богатый урожай
Весной посеешь – осенью пожнешь
Яз кайгысын кыш кайгырт,
Кыш кайгысын яз кайгырт.
Готовься к зиме весной
А к весне - зимой
Водяная: Какую одежду одевают?
4 ребенок: Девушки в этот день надевают новые, яркие платья, сшитые своими руками.
Водяная: Какие вы молодцы! А что делают в этот день?
7ребенок: Навруз – означает «новый день». В этот день все люди ходят друг к другу в гости и поют песни, посвященные наступлению весны.
8ребенок: Дети в этот день ходят по домам, собирают праздничные угощения, рассказывают стихи хозяевам, желают здоровья и благополучия им и их семьям.
Водяная: Интересно, я хотела бы посмотреть, как это бывает.
Дети идут к дому, стучатся и рассказывают стихи – поздравления.
( Хозяева им дают угощения.)
Торыгыз, тор, хуҗалар!.
Нәүрүз җитте, беләмсез?
Нәүрүзчеләр килде сезгә,
Ни сөенче бирәсез?
Открывайте двери, праздник Навруз наступил.
Мы поздравлять вас пришли,
Если у вас нет денег
Не переживайте!
Хоть что-нибудь дайте!
Муки, меда, яиц или пирога.
Әгәр булмаса акчагыз,
Йөзегез кызартмагыз,
Ни булса да бирегез,
Нәүрүз котлы булсын!
Әгәр булса көнегез,
Бардыр сезнең оныгыз.
Савап булыр, бирегез,
Нәүрүз котлы булсын!
Бардыр сезнең маегыз,
Яки бардыр балыгыз.
Барын бергә куегыз,
Нәүрүз котлы булсын!
Ач ишегең, керәбез,
Нәүрүз әйтә киләбез.
Нәүрүз котлы булсын!
Нәүрүз котлы булсын!
Әби: Кем бар анда? Кто там? И-и ,исәнмесез балалар!
Водяная: Я согласна помочь вам, много я узнала нового и интересного о празднике Науруз. А сколько угощений, а как они называются?
Дети ставят угощения на стол и правильно называют их.
Водяная: Мои дочери-реки быстрые протекали по змеиной горе и видели куда спрятал Зилант Нәүрүзбикә. Вы, птички со мной летите, я вам покажу дорогу, и вы приведете Нәүрүзбикә на праздник.
Дети и птички выходят, исполняют песню “Нәни дусларым”
Водяная: Ну, птички, летите и Нәүрүзбикә приведите. А мне пора прощаться, с праздником друзья! (Пожелания) Уходит.
Нәүрүзбикә: Исәнмесез балалар, кунаклар! Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости! Это я Нәүрүзбикә – дочьвесны,поздравляю всех вас с праздником! (Пожелания.)
1ведущая: Нәүрүзбикә, без бик шат сине кабат күрүебезгә, бәлки син безгә җырлап та бирерсең.
2ведущая: Нәүрүзбикә, как мы рады вновь встретиться с тобой, сразу природа вся ожила и запела вместе с тобой.
Нәүрүзбикәисполняет песню Песня- җыр«Нәүрүз һәм балалар»
2ведущая: Нәүрүзбикә, мы тебе тоже красивую песню споем о весне, о родной земле.
Песня – җыр “Яз килә”
Неожиданно, в конце песни входит Дед Мороз
Д. М.: Исәнмесез кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар! Здравствуйте!
Что это вы празднуете без меня? Миннән башка бәйрәм итеп яталар.
1ведущая: Тукта әле Кыш бабай, кызма. Безгә Яз кызы – Нәүрүзбикә килде, без аны каршылап бәйрәм итәбез.
Д. М.: Это как же так? Я ведь еще не ушел, уходить не собираюсь! Смотрите, кругом снег еще лежит. Мин әле китмәгән, ә алар бәйрәм итәләр. А вот мы сейчас посмотрим кто из нас сильнее, быстрее, лучше! Кто сильнее тому и править! Вот мои сани, оба разбежимся в разные стороны, кто быстрее сядет на сани, тот и выиграл.
Соревнуются, Д. М. уступил Нәүрүзбике- она победитель!
Д. М.: На этот раз я оплошал малость, но мы сейчас посмотрим кто сильнее! Айда Нәүрүзбикә померимся силами. Хәзер мин күрсәтәм кем көчле!
2ведущая: Ребятки, давайте поможем нашей Нәүрүзбике.
Перетягивание каната. Д. М., опять проигрывает.
1ведущая: Балалар, ә сез көч сынап карыйсызмы?
2ведущая: Дети, а вы хотите помериться силами?
(Дети тоже соревнуются.)
Д. М.: Туктагыз әле туктагыз, әйдә әле Нәүрүз биеп карыйк, кем матуррырак биер икән.
Нәүрүзбикә: Әйдә Кыш бабай биибез.
(Танец и Д. М. падает)
Д. М.: Уф арыдым, эрим, агам, таю помогите!
1ведущая: Балалар, Кыш бабай эри, җилләтергә кирәк.
2ведущая: Дед Мороз тает, ребятки давайте подуем на него.
(Дети дуют на Дед Мороза)
Д. М.: Менә күрдегезме җиңелдем. Доченька Нәүрүзбикә, ты быстрая, сильная, трудолюбивая и я могу со спокойной душой оставить тебе трон.
Поздравляю всех вас с праздником, счастья вам, здоровья и благополучия!
Исән - имин булыгыз! Сау булыгыз! ( Уходит )
Нәүрүзбикә: Сау бул Кыш бабай! Тынычлап ял ит.
1ведущая: Кыш бабайны озаттык, ә бәйрәмебез дәвам итә. Нәүрүзбикә, әйдә утыр әле, балалар сиңа бик матур бию әзерләделәр.
2ведущая: Ну что ж, Кыш Бабая мы проводили. Давайте веселиться, праздник продолжать петь и танцевать. Присаживайся Науруз да посмотри какой веселый, задорный татарский танец дети для тебя исполнят!