В мире рождается новая педагогика. Она ставит учеников в центр учебного процесса и призывает учителей к использованию более обширного арсенала стратегий и навыков, ведущих к развертыванию междисциплинарной работы, основанной на проектах. Обучение наиболее эффективно, когда оно носит практический характер. В этом случае люди учатся естественным образом, находясь в практической ситуации, взятой из реальной жизни и наглядно демонстрирующей нужность и ценность приобретаемых знаний и навыков.
Внедрение технологии помогает развивать новую педагогику. Оно не только трансформирует способы взаимодействия между учителями и обучаемыми, но и создает потребность в пересмотре привычных способов организации учебного пространства. Стратегия технологически насыщенного обучения, прежде всего, должна быть основана на модели, требующей ясной постановки задач и эффективной подготовки учеников к реальной жизни и работе в XXI столетии. Необходимо тщательно подготовить и разработать эту стратегию, прежде чем принимать решения о компонентах, которые поддержат указанную модель и обеспечат успех учебного процесса.
Модель обучения, состоит из взаимозависимых компонентов. В центре этой модели – обучаемые и учителя, а вокруг – следующие компоненты:
- школьные здания и учебная среда определенного типа;
- учебная программа и системы оценки;
- профессиональная подготовка учителей и школьных руководителей;
- информационные и прочие услуги, включая управление школами;
- сетевая инфраструктура;
- технические устройства доступа.
Эти компоненты на равных правах участвуют в школьной реформе и процессе обновления школы. Ни один из них не в состоянии в одиночку раскрыть все свои возможности по повышению качества школьного обучения без взаимодействия с остальными компонентами. Для эффективной работы они должны использоваться вместе как единое целое. Вот что это означает на практике:
- учебная программа должна быть актуальной и современной, а система оценок и контроля должна не только измерять возможности человеческой памяти, но и отражать знания и навыки, необходимые обучаемым в социально-культурном контексте и экономике XXI века;
- профессиональная подготовка учителей в области использования современных методов обучения должна соответствовать требованиям новой образовательной модели; учителя должны умело использовать новые технологии и другие средства для повышения качества учебного процесса;
- в школе должны использоваться стратегии развития лидерства и управления изменениями;
- необходимо внедрять административные процессы, поощряющие эффективность и прозрачность и повышающие производительность труда;
- инфраструктура (помещения, технологии и системы безопасности) должна создавать благоприятную и безопасную атмосферу, повышающую качество обучения;
- архитектура школы не должна напоминать "фабрику знаний", отражающую реалии XIX века; школы должны создавать привлекательную актуальную среду для обучения, поддерживать более высокую гибкость учебного пространства и учитывать все, что на сегодня известно о совместном самостоятельном обучении; школа должна активно сотрудничать с родителями и местным сообществом.