Составила – учитель первой категории Муллахметова Юлия Геннадьевна
Цель мероприятия: постараться показать весь ужас, горе, смерти, которые приносит война независимо от эпох и людей в них живущих. В композиции война проходит основной темой через Древнюю Русь, 1941-1945 гг. современные события. И везде один итог-горе и боль людей. Композиция относится к внеурочной деятельности. Воспитывает патриотизм, любовь к своему народу и стране. Патриотическое воспитание является одним из основных направлений работы гимназии. Существует и работает поисковая организация "Поиск", в которой ребята занимаются поиском без вести пропавших солдат, как на полях сражений, так и через компьютерную базу данных, проводят экскурсии по только что созданному музею, ведут агитационную работу в гимназии и других школах. Данная композиция была создана именно для таких выступлений.
В композиции принимают участие ученики 10-11 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально-литературная композиция "Лики войны"»
Гимназия №96.
Музыкально-литературная композиция «Лики войны».
Составила – учитель первой категории Муллахметова Ю. Г.
Цель мероприятия: постараться показать весь ужас, горе, смерти, которые приносит война независимо от эпох и людей в них живущих. В композиции война проходит основной темой через Древнюю Русь, 1941-1945 гг. современные события. И везде один итог-горе и боль людей.
В композиции принимают участие ученики 10-11 классов.
Музыкально-литературная композиция
«Лики войны».
Фоном звучит музыка. На сцену выходят двое ведущих.
1-ый: Всем жертвам войны посвящается…
2-ой: Течет жизнь, сменяются эпохи, приходят новые поколения,
новые люди, новые виды оружия…
И только войны на планете существуют всегда, меняются лишь их названия.
1-ый: И была ли на земле хоть минута, когда бы молчали пушки и не лилась кровь?
Фоном музыка. Ведущие отходят в сторону. Выходят юноша и девушка. Идут навстречу друг другу, говоря текст.
Она: Куда подевались цветы?
Скажи мне, что стало с ними с тех давних пор?
Он: Девушки их собрали.
Она: Но где же они, эти девушки?
Скажи мне, что стало с ними с тех давних пор?
Он: Девушки вышли замуж.
Она: Но где же мужья этих девушек?
Скажи мне, что стало с ними с тех давних пор?
Он: Ушли на поля сражений…
Она: Но что же стало с полями?
Скажи мне, что стало с ними с тех давних пор?
Он: Теперь на полях могилы…
Она: Но я и могил не вижу!
Скажи мне, что стало с ними с тех давних пор?
Он: Они заросли цветами…
1-ый ведущий: Постойте! Да неужели этот замкнутый круг вечен и обязателен для каждого поколения Земли?
2-ой ведущий: Неужели так и будет, так и должно быть: человек рождается, вдыхает запах первой весны, мечтает, страдает, радуется и все это лишь для того, чтобы однажды встретить - обязательно, непременно встретить свою войну?
Ведущие уходят. Фоном звучит этническая песня или мелодия.
Сцена 2.
На сцене художник рисует свою картину. Один за другим, в славянских одеждах вбегают люди.
2-ой: Падают кресты, падают иконы, тускнеют лица, гаснет свеча, гаснет другая, гаснут все свечи, гаснут краски. Исчезают святые, исчезают люди, исчезают ветры.
3-ий: Крики, мольба, обезумевшие глаза. Вокруг смерти, смерти, смерти.
4-ый: Падают люди, падают слезы. Слезы матери падают на труп сына, слезы матери падают на растоптанную и окровавленную землю.
Художник, слыша все эти крики, перестает рисовать, опускает кисть. Имеет ли он право рисовать, когда кругом война, смерть.
1-ый: Беды переступают порог, скорбь стучится в дверь. Вокруг смерти, смерти, смерти.
2-ой: Господи помилуй!.. От глаза, губительства, труса, потока, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани…
3-ий: «Так продолжаться не может» - говорит небо.
4-ый: «Так продолжаться не может» - Шумят верхушки сосен.
1-ый: «Не может, не может» - щебечут птицы.
Все: «Не может…!!!»
Художник делает свой выбор. Поднимает руку с кистью и продолжает рисовать на заднем плане сцены. Действующие лица по очереди подходят к краю сцены.
- И не противимся мы окружению красок белых. И не противимся мы окружению красок светлых.
- Светлеет синий, светлеет зеленый, ярко ложится золотисто – желтый.
- Краски новые, белые, светлые. Глаза добрые, ласковые, спокойные. По белому снегу идут люди, что таят белые надежды в своей черной душе.
Художник также подходит к краю сцены.
Художник: Солнце зальет всю землю, солнцем будут полны души человеческие. И не будут больше молчать они, и будут всегда смеяться они.
Звучит этническая музыка. Все уходят.
Сцена 3.
На сцену выходят девушка и юноша. Фоном музыка.
Девушка: Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать.
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть
Ни плохих, ни хороших, ни средних…
Все они по своим местам
Где ни первых нет, ни последних
Все они опочили там.
Юноша: Полные сил и энергии они еще не знали, что ждет их впереди. На площади собирались роты и батальоны. А вокруг плотным дышащим кольцом стояли жены, невесты, сестры. Стояли матери и старики. А в середине строились уже не их сыновья.
Девушка: А он не в военном, во всем своем, в домашнем, только остригли наголо. Фуражка велика сделалась. Глянул на меня, все у него в глазах прочла: не вернется, не увидимся больше.
Юноша и девушка уходят.
Пять человек, стоявшие позади, выходят на передний план.
- Победа! Победа! Я Заря! Победа, я Заря! Победа!
Ну, куда же ты подевалась родненькая?! Победа! Я Заря!
- Этот день вспоминаю не по минутам и событиям, как другие важные дни. Вспоминаю в целом, как просто день, который удалось прожить. Еще один день на войне.
- Как нас косили сегодня! А все в кучу ползут. Куда, мать вашу! По кучам же только и лупят! Все ровно ползут. Страшно по одиночке. А Мишка, шага три до стены не добежал…
- Может ранило?
Фоном музыка.
- Я ему глаза закрывала. Улыбается, а слезы из глаз… Губы кусает, кричать стесняется… А я на коленях смерть молю: « Забери его, сделай милость. Разве можно человеку муки такие…» Он затихать стал. Только улыбка осталась. И глаза на небо смотрят. Это же ужас со смертью разговаривать. Ее же проклинать надо.
- Вот и все, Мишка. Два года под одной шинелькой спали, вместе табачок курили. Говорил, дойдем до Берлина – перед Гитлером выкурю, а окурок у него на лбу затушу… Не затушил. Мне бы сейчас выть, а я курю его папиросы и даже рад, сволочь, что не меня, а его сегодня.
Поется один куплет.
- То не ветер ветку клонит.
Не дубравушка шумит,
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Мелодия продолжает звучать голосом.)
- Живой я. Мария, живой. Хочешь, не хочешь, а живой. Извелся весь. Пусто в моем сердце, Мария. Выкипело все.
Черемуха цветет, Мария. Картошку бы сейчас сажать. Не ходи ты за мной. Не отводи от меня беду. Смерти не боюсь, жить страшно.
- С кем это ты?
- Так, один. Жинка за мной ходит. С дитем. Сожженные. Второй год уже ходит.
- Рассказал бы. Легче станет.
- Расскажи.
- Да чего рассказывать. Хлеб она пекла моя Мария, значит для всего отряда. Выдал кто-то. Однажды из разведки шли. Ко мне заглянули. Немцы в хате. Мы в полоску жита возле хаты, в нее залегли. Много их. Лопочут что-то. Лежим не дышим. Пятеро нас всего. Двое связных вообще без оружия… Потом эсэсовец Василька выносит, на руках подбрасывает, играет, смеется… И сынок смеется… Малость от сердца отлегло. Пожалеет, думаю хоть его. Смеются же.
- А потом.
- А потом хату запалили. Марию не вывели и выстрела слышно не было. Из хаты не выводили…
- Говори еще, говори.
- Василька… Не могу!!
- Говори.
Фон – голосом звучит мелодия «То не ветер ветку клонит».
Перед садом старая антоновка росла… За рубашонку на сучок повесил. Хата горит Василек на яблоне задохся. Землю зубами грыз… Яблоки на той антоновке печеными стали. Мария с Васильком за мной ходят… Виноват я…
Бой
- Победа! Победа! Я - заря, Победа! Я – заря, Победа!
- Куда мать вашу! Что он делает? Дай Крупенникова… Назад! Назад! Я сказал! Пропускай их…
- Первый закрепился
- Перенесли огонь
- Бей по левому флангу. Там у них танки, откуда - то
- Куда, смотри сзади
- Иди ты к черту! Сзади никого нет!
- Не лезь!
- Чего вы меня за свои спины прячете? Тебя вон к ордену представили, а у меня и нашивки нет.
- Зачем тебе орден, дурень?
- На груди носить!
- Ленька! Дуй налево к Крупенникову. Скажи, прикажи, чтоб… Одним словом дуй. Там разберемся!
- Победа, Победа! Я – заря, Победа. Я – заря, Победа.
- Скоро, скоро все кончится. И будет тихо, тихо на земле. И пойдем мы далеко – далеко, где нет пожарищ и руин, где маленькая речка, роса на траве. И будем вспоминать наше детство, наших мам, школу, каникулы. Любимых.
Он не писал с передовой,
Она – совсем подросток –
Звалась соломенной вдовой.
Сперва – соломенной вдовой,
Потом – вдовою просто.
Но так устроено уже;
Не сохнет лист весенний,
Не верят вдовы в смерть мужей
И ждут их возвращенья.
Не то чтоб в даль дорог глядят
С надеждою на чудо,
Что, мол, вернется он назад,
Что вот придет домой солдат
Неведомо откуда.
А просто бед приняв сполна,
Их взгляду нет границы,
И в нем такая глубина,
Что голова кружится.
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны
Глядеть на мир весенний.
Песня «Мой милый, если б не было войны».
Фоном музыка.
- Безумие сна ночами приходит к бойцам тишины. В их лицах – морщины прозрачного света. В их душах преданья прошедшей войны. В их снах возникают посланники смерти.
- Орут командиры погибших полков. Убитые, молча из братской могилы, глядят на них взглядом безумных волков. Труба им командует вновь подниматься. Мерещатся мертвой пустыни песни, где кости друзей веками пылятся. Где небо и солнце кричат от тоски. Им снятся горящие жарко селенья. Обломки мечей.
- Жизнь течет, сменяются эпохи, приходят новые поколения, новые люди, новые виды оружия…. И только горячие точки на планете существуют всегда, меняются лишь их названия.
- Война, которая идет в Чечне, направлена против всего народа. На земле, на камнях, везде обильно пролита кровь погибших. Вдоль дороги стоят сгоревшие в пожаре войны тополя, обугленные стволы тянутся к небу, разрушенные здания глазеют на мир пустыми окнами.
- И тут же, рядом, цветут яблони и сливы, вершины гор окутаны туманом, как будто спрятались в овчинные шкуры. Как хорошо жить, но кому – то уже не суждено. Богатый урожай собирает госпожа Смерть на чеченской земле.
- Ах, осень! В Карабихе осень.
Листва под ногами шуршит.
Вопросы, все те же
Вопросы…
Когда их и кто разрешит?
На сердце тревожно и больно.
Некрасов, ты снова спроси:
Кому хорошо и привольно
Живется сейчас на Руси?
От прошлых людей лишь останки
Но мчатся и в нашем веку,
Да только не кони, а танки!
Ну как их на полном скаку?
Мне страшно, Некрасов, и странно
В веках эту муку терпеть:
Я вырасту, женщиной стану,
А избы все будут гореть?!
И вечные те же вопросы
Замутят страстей водоем?..
Ах, осень! В Карабихе осень,
И осень на сердце моем.
Девушка: Жизнь течет как шоссе, от любви до любви.
Полпланеты в росе, полпланеты – в крови.
Тают угли в золе как огарок свечи
Полпланеты – в заре, полпланеты в ночи.
Юноша: Послушай, смерть!
Ликуя и скорбя,
Я столько раз глядел в лицо огню,
Я столько в памяти своей храню,
Что там уже нет места для тебя!
Такие тайны я не мог открыть
И начатое столько раз бросал,
Еще я столько людям не сказал,
Что мне с тобой не время говорить.
Девушка: Ты планета, больна о, не будь неутешна,
Оптимизм есть борьба, а не только надежда.
И во имя любви не забудьте про это:
Вы хозяева, вы! Она ваша – планета!
Выдерживается небольшая пауза.
- Зачем случается война?
Вопрос не старый и не новый.
Уже давным-давно полна.
Копилка опыта земного.
А человечество мое
Себе на стыд и удивленье
Все ставит, ставит под ружье
Очередные поколенья
С тех пор мы горестно умнеем
И песни памяти поем.
И снова от побед пьянеем.
Зачем случается война?
В заключении все выходят на сцену и поют песню «Журавли».