Цель:
Знакомство обучающихся с историей Великой Отечественной войны через литературные и поэтические образы.
Задачи:
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время;
- воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;
- предоставить возможность обучающимся проявить творческие способности и актерское мастерство.
Музыкальное сопровождение:
- «Отмените войну» муз. и сл. Татьяна Ветровой.
- «О той весне» муз. и сл. Е. Плотниковой
- «Реквием» В.А. Моцарт
- «Бухенвальдский набат» слова: А. Соболева, музыка: Вано Мурадели
Фонограмма «О той весне…»
Вступление ……….слова за кадром
«Во имя всех тех, кто жив
И тех, кого уже нет,
И тех, кто будет потом…»
Первый чтец выходит медленно с правой стороны в руках свеча, приседает на правое колено ( свет выключен)
-Люди, покуда сердца стучатся
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста – помните!
Второй чтец выходит с левой стороны(то же самое)
-Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю – помните!
Третий чтец с правой стороны…….
-Не плачьте! В горле сдержите стоны,
Горькие стоны,
Четвёртый чтец…….
-Памяти павших, будьте достойны!
Вечно достойны.
Все встают. Свет включается.
1чтец
-Все дальше и дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз, приходя к Вечному огню у Кремлевской стены, зажженному в память о Неизвестном солдате, воине–победителе, думаешь о людях, погибших во время Великой Отечественной войны.
Вместе: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен…»
2чтец.
Вы думаете, павшие молчат!
Конечно, да – вы скажете.
Неверно!
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Презентация( идёт во время слов 3,4,5 чтеца)
3чтец.
-Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
4чтец. (.на сцену выходят по очереди ребята с табличками на шее)
-Освенцим,Дахау, Майданек, Бухенвальд,Треблинка, Равенсбрюк, Лидице, Бабий Яр, Хатынь - это названия концлагерей, созданных фашистами.
5чтец.
- В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей…
На сцене появляется ученик в немецкой форме с автоматом (сценка)
Ведущий:
- Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
Маленькая девочка:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?»-
Ведущий:
- Не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
Маленькая девочка:
- Чулочки тоже снять мне, дядя?
Ведущий:
- На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Немец
- Глаза как у моей Неминьи -
Ведущий:
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может…
И дал он очередь, спеша. (Фонограмма автоматной очереди)
(Все дети падают на сцене)
Ведущий:
- Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя, вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
(пауза)
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
.-Чулочки тоже, дядя, снять?
(Дети на сцене встают по очереди )
1,2 чтец
-Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
3,4 чтец.
-Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина?
5 ,6чтец:
- Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
7,8 чтец:
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
9,10чтец:
- Пламя ударило в небо-
Ты помнишь, Родина?
Фонограмма «Реквием»
1.Дети войны - и веет холодом,
2. Дети войны - и пахнет голодом,
3. Дети войны - и дыбом волосы:
4. На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
1.. Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!
(Минута молчания) (фонограмма)
1 чтец:
-11апреля 1945года узники Бухенвальда подняли восстание. В результате лагерь был ликвидирован.
2 чтец:
-Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.
песня Бухенвальдский набат (исполняют все ученики)
Концовка: под «Реквием» все тихо, опустив головы уходят со сцены.
Бухенвальдский набат
1.Люди мира, на минуту встаньте
Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали, и восстали, и восстали вновь./2 раза
2.Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет Тихий океан. /2 раза
3. Люди мира, на минуту встаньте
Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей Землею
И гудит взволнованно эфир.
Люди мира, будьте зорче втрое.
Берегите мир, берегите мир.
Берегите, берегите, берегите мир./2 раза