Музейный урок по курсу внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры»
«Сказочный музей»
( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да
региональный компонент ) 5 «А», «Б» классы.
Классный руководитель 5 «Б» класса Чернышева И.П.
Классный руководитель 5 «А» класса Козачанская А.А.
Личностные УУД:
- умение формировать гражданскую позицию;
- умение определять значение, смысл получения новых знаний;
- использовать полученную информацию для личностного роста.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение формулировать цель предстоящей деятельности;
- содействовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы;
- активизировать словарный запас школьников.
Познавательные УУД:
- развивать поисковую деятельность, умение классифицировать музейные экспонаты;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в
другом географическом пространстве;
- работать с вещественными историческими источниками;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
- создать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым посредством знакомства с вещевыми экспонатами из школьного музея.
Предметные:
- осознать целостность окружающего мира, расширить знания о разных его сторонах и объектах;
- расширить кругозор и культурный опыт школьника, формировать умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Форма проведения: музейный урок
Технология обучения: системно-деятельностный подход
Оборудование: мультимедийное оборудование
Слайд 1-2 ( приятная тихая музыка )
Учитель 1
1. Мотивационный этап занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие, а путешествовать мы будем с вами в прошлое… Мы узнаем, как жили наши предки в далеком прошлом, когда еще не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни пресловутых сотовых телефонов, ни компьютеров... Совершим увлекательное путешествие в мир прекрасного. А ведь прекрасное совсем рядом, оно окружает нас всегда. Только нужно увидеть его, почувствовать и уметь насладиться. Давайте попробуем!
Слайд 3
Учитель 2
- Давайте, ребята, обратим внимание на слайд и прочитаем представленное вашему вниманию стихотворение.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить…
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Актуализация знаний и погружение в тему занятия.
- Ответьте, пожалуйста, о чём данное стихотворение? Определите главную мысль и найдите ключевые слова?
(О сказках, о их влиянии на читателей, и о том, что покидать сказки не хочется «как уютный милый дом»)
А почему дом упомянули в стихотворении о сказках?
(во всех видах сказок используется образ дома, в нем происходят различные сказочные действия, в домах-избах живут и животные, и люди и даже волшебные существа).
А какими бывают эти дома? Из какого материала?
( лубяные, деревянные избушки на курьих ножках, теремки, ледяная избушка и т.д…)
-Ребята, а что же находится внутри этих домиков?
( русская печка, лавки, полати, ухват, глиняные горшки, рубель, стиральная доска, корыто, утюг, веретено, чугунок, пахталка, чесало, прялка, стиральная доска, сковорода, деревянные ложки, коромысло и т.д…)
Слайд 4,5,6,7,8
Учитель 1
(Демонстрация слайдов с репродукциями картин различных художников проходит на фоне спокойной музыки).
- Давайте теперь попробуем найти эти предметы в русских сказках и испытать наслаждение от увиденного, нам помогают художники, которые иллюстрирует наши сказки – это является зеркальным отражением нашего прошлого, настоящего и будущего. Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, что теперь стало историей.
Учитель 2
Слайд 9
Учитель читает стихотворение о музее…
Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем - память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!
Слайд 10
- Давайте прочитаем со слайда научное определение слова «музей».
(ученики зачитывают определение с доски и комментируют прочитанное)
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т.п.
Музей – это «храм», где хранятся древние старинные вещи
Новая тема
Учитель 1
- Вы так много сегодня вспомнили о русских народных сказках, о сказочных персонажах и различных старинных вещах, которыми пользовались герои сказок, молодцы. Так давайте
вместе определим тему нашего сегодняшнего занятия по курсу внеурочной деятельности, если оно было связано и с литературой, и со сказками…
( исторический музей, волшебный музей, сказочный музей…)
- Молодцы, вы действительно сумели правильно сформулировать тему сегодняшнего занятия «Сказочный музей».
Цель занятия:
Познакомить обучающихся с историческими источниками, рассказывающими о прошлом и представленными в школьном музее
Задачи:
ознакомить детей с основами музееведения;
рассмотреть типы исторических источников (экспонатов) с использованием виртуального музея;
научить обучающихся видеть в музейных экспонатах часть истории быта прилегающего к школе микрорайона;
создать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым посредством русских сказок, в которых присутствуют вещевые экспонаты из школьного музея;
повторить и закрепить знания обучающихся по литературе
Слайд 11
-Итак, мы начинаем своё путешествие в сказочный музей
Слайд 12
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!
К нам в гости сегодня пришла Музейка, давайте её пригласим и послушаем. Слово нашей Музейке.
Выступление Музейки
- Я хозяйка музея «Музейка». Я работаю экскурсоводом. Помогаю экскурсантам изучать прошлое. Путешествовать в прошлое непросто. Менялись одежда, жилище, посуда. Менялись сами люди. Но язык, обряды-традиции, культура передается из поколения в поколение. Наша сегодняшняя экскурсия называется «Исторические источники микрорайона Кучур-Да.
Изучение нового материала.
Учитель 1.
- Мы сейчас находимся с вами в музее?
(Нет)
- Мы, действительно, находимся в школьном кабинете литературы №28 и имеем замечательную возможность посетить наш школьный музей виртуально. Мы с вами вспомнили, какие предметы интерьера бывают в сказках…. А ведь раньше наши предки ими пользовались, и чтобы сохранить память о них, создавали музеи. Одним из таких и является наш школьный музей, который хранит в себе множество исторических источников микрорайона Кучур-Да.
Слайд 13
- Наш музей был основан 26 января 2009 года и получил статус «Музея истории школы МОУ СОШ №4» о чём имеется свидетельство от Федерального центра детстко-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учитель 2
Слайд 14,15
Знакомит обучающихся с кластерами музейной терминологии, комментирует материал, представленный на слайдах.
Исторические источники подразделяются на изобразительные, письменные, киноисточники, фотоисточники, фонические и вещественные источники.
(ученики комментируют каждый вид источников и называют их)
Вещественные источники, в свою очередь, делятся на орудия труда, средства передвижения, орудие, предметы разнообразного назначения и бытовую утварь.
- Ребята, вы сегодня говорили о большом количестве старинных вещей, которые не только упоминались в русских сказках, но и в реальности использовались людьми, живущими много-много лет назад. Так теперь мы воочию увидим эти вещественные источники в нашем музее.
-Что такое экспонат, ребята?
ЭКСПОНАТ – выставленный на показ (новое слово на доске)
Учитель 1 и 2 (поочерёдно)
Слайд 16,17,18,19,20,21,22 (слайды с экспонатами )
Словарная работа
Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания для глажения белья.
Пахталка – ручная маслобойка.
Ухват или рогач – приспособление с длинной деревянной палкой с металлической рогаткой на конце, ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
Чугунок – крупный сосуд округлой формы для тушения и варки в печи.
Чесало – приспособление для расчёсывания чего-нибудь (шерсти, льна).
Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи.
Прялка – предмет народного быта, на котором пряли нитки.
Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух ведёр и т.д.
Учитель 1
Слайд 23
Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер.
У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению.
Физминутка ( 1 минута)
Слайд 24
Поиграем… Викторина (делимся на группы) по 6 загадок каждой группе.
Под потолком свечу, свечу в избе,
Круги отбрасываю, тень.
Я послужу вам в темноте,
Чтоб вас не одолела лень (керосиновая лампа)
Ивовые прутики вдоль и поперёк,
Для грибов и ягод послужить готов.
На руках носите, хольте вы меня!
Нет вреда, есть польза от меня (плетёная корзина)
Что за зверь: зимой ест,
А летом спит, тело теплое,
А крови нет,
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет? (печь)
Черный конь
Прыгает в огонь. (кочерга)
Ни свет, ни заря —
Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
Две галочки
Сидят на одной палочке. (Ведра на коромысле)
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
Утка в море —
Хвост на воле. (Ковш)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (Самовар)
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)
Новая посудина —
Вся в дырках. (Сито, решето)
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
Зубов много,
А ничего не ест. (Гребень)
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
То толстеет,
То худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
Не человек,
А разговаривает. (Радио)
Заговорило говорило —
Слышно по всему миру. (Радио)
6. Творческая мастерская
1.Ученикам предлагается нарисовать любой экспонат из школьного музея. Нарисованные экспонаты прикрепляем к доске магнитами и создаём свою галерею.
2. Ученикам предлагается сочинить загадки или стихотворение о школьном музее или о любом экспонате из школьного музея.
Рефлексия
А теперь ответьте нам, ребята, интересно ли вам было сегодня на нашем необычном мероприятии и хотелось бы вам еще таких занятий? Мы предлагаем вам разноцветные
кружочки, напоминающие колобков, нарисуйте на них смайлики и покажите своё настроение, как вы себя чувствуете. Надеемся, что у вас остались только хорошие впечатления.
Спасибо всем за внимание!!! До свидания!!!
Стихотворение Епишиной Вероники, созданное во время занятия,
5 «Б» класс
О школьном музее…
Музей рождает в себе что-то,
Чего в словах не передать.
Заложено в нём очень много,
О сальских душах, подвигах, словах.
О Кучур-Де мы знаем хорошо:
Район добра, труда, терпенья!
Музей же школы в нём хранит
Предметы, письма, наставленья.
Музеи часто посещаем мы,
Чтоб знать о наших предках.
И в памяти всегда храним
Частичку тёплого их сердца!