Просмотр содержимого документа
«Музейный урок "как писали наши предки"»
Методическая разработка музейного урока для 5 класса
«Как учились наши предки?»
Тема:«Как учились наши предки»
Основная возрастная категория:обучающиеся 5 класса
Время проведения музейного урока:40 минут
Цель:использование возможностей школьного историко-краеведческого музея для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.
задачи:
Продолжать изучение истории родного края;
Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.
Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;
Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.
Прогнозируемый результат
В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.
Форма проведения занятия –музейный урок
Методы и приемы:демонстрационный метод (показ музейных экспонатов), приём диалога, ролевая игра, метод погружения в прошлое, метод театрализации, практический метод.
Оборудование и материалы:мультимедийный проектор, компьютер, диск со сказкой «Золотой ключик или приключения Буратино», музейные экспонаты: портфель, счеты, чернильница, перо
Расширение словарного запаса:счёты, чернила, чернильница, перо.
Ход урока
Вступление: Современному человеку, избалованному техническим прогрессом очень трудно представить, как раньше люди обходились без пишущих принадлежностей. А ведь инструменты для письма имеют историю появления и усовершенствования.
Когда человек приобрел способность мыслить, ему захотелось оставить память о своих идеях, открытиях, поделиться захватывающими историями и событиями. Даже когда человек еще не умел, как следует говорить, уже тогда он оставлял на стенах своих пещер какие-то знаки. А с появлением внятной речи, стало необходимостью записывать важные события.
К первым канцелярским принадлежностям в мире, можно отнести угольки от костра. Их еще в глубокой древности люди использовали для рисования на стенах пещер. Так наскальная живопись стала прародительницей современной письменности. Древние шумеры для клинописи использовали таблички из глины, на которых выцарапывали буквы острыми тростниковыми палочками.
2. Содержательно-операционный этап
- Сегодня музейные экспонаты – школьные принадлежности – гости нашего урока.
- Что бы вам хотелось узнать о школе прошлого?
- Сегодня мы поговорим о школьных принадлежностях ваших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек.
Перед вами портфель, с которым ходили в школу ученики лет 50 назад.
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. В дословном переводе – «носить листы».
Портфель для детей того времени, был показателем самостоятельности и взрослости. Первоклассники, очень ждали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, потом старались поскорее заполнить его школьными принадлежностями. Портфели были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Их изготавливали из коленкора.
-Что же это за материал? Обратимся к словарям.
Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным слоем, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на изломе быстро появляются трещины.
- Хотите заглянуть внутрь портфеля? Что же лежало в портфеле наших предков такого, чего в наших портфелях найти нельзя? Отгадайте загадку.
По десятку на шесточке Сели умные кружочки И считают громко вслух, Только слышно: стук да стук!
Счёты — механическое устройство, которое очень просто устроено, но было незаменимо для произведения решения примеров. Счёты – эторама с нанизанными на спицы костяшками по 10 штук на каждой. Рассмотрите счеты из нашего портфеля. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали. Давайте попробуем решить несколько математических выражений из нашего учебника математики с помощью счет.
3 + 4 6 + 3 5 + 1 10 – 5 7 – 2
В настоящее время счеты заменил более удобный прибор:
Что-то бабушкины счёты, Брать с собою неохота. Лучше я возьму ребята, В школу новый… (калькулятор)
Физминутка
Утром в школу мы идем И портфель с собой несем. Книжки, ручку, карандаш Мы в портфель положим наш. Будем мы считать, писать... И учиться все на пять. Прослушав отрывок из рассказа Е. Пермяка, вы догадаетесь, какие экспонаты мы достанем из старенького портфеля.
Перо и чернильница
─ Скажи, дедушка,─ как-то спросил Сережа,─ откуда ты сказки берешь?
─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
─ Как рыбу удочкой?
─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться.
Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.
─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?...
Что же за экспонаты еще припрятаны в портфеле?
Учитель достает чернильницу с чернилами и перья.
Те, ручки, которыми пишете вы, называются шариковыми, до того, как они появились в школах, а это было лет 40-45 назад, ваши бабушки и дедушки писали деревянными ручками со стальным наконечником, в который вставлялось специальное пёрышко. В партах были вырезаны желобки для перьевых ручек, а посредине парты находилось углубление для переносной чернильницы-непроливайки. Школьная чернильница—непроливайка из прошлого, очень похожа на баночки-непроливайки для рисования. Если ее перевернуть — ни капли не прольется.
Первоклассники очень старались, выводя пером свои первые буквы, а уроки чистописания становилось для некоторых особо увлекательным занятием, особенно когда учитель хвалил за аккуратное письмо. Сначала ребята легонько обмакивали перо в чернильницу-непроливайку, затем стряхивали лишние чернила, и не спеша записывали за учителем. Иногда чернила становились густыми, и ученик боится поставить кляксу в свою тетрадку. Тогда учитель подходил и подливал свежих чернил в школьную чернильницу. После написания свежий текст надо было промокнуть, чтобы он не расплылся специальной бумагой, которая называлась промокашка. Достаем следующий экспонат из нашего «музея».
Хоть сама и пострадает, Грязь текучую впитает, Чтоб в тетрадке было чисто, Улыбались вы лучисто. Что за дивная бумажка? Этот листик – ...
Существует версия, что промокательная бумага была изобретена случайно. На английской бумажной фабрике забывчивый мастер не добавил клей в бумажную смесь. Готовая бумага получилась шершавой, рыхлой, и непригодной для письма. Инженер стал ругать мастера за некачественный продукт, затем он решил доказать, что и писать на такой бумаге нельзя. Жирная чернильная линия, проведённая пером, моментально впиталась. Таким образом, для того, чтобы записать текст или слово ученикам были нужны чернильница со свежими чернилами, перо и промокашка.
Дети пишут чернилами.
Сравните, чем удобнее писать шариковой ручкой или пером?
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Чистописание», которое прочитает ваша одноклассница.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»...
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,—
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»...
Да! Стать ученым не легко!
3. Рефлексивно-оценочный этап
- Сегодня мы совершили путешествие в прошлое, познакомились с экспонатами необычного музея – старенького ученического портфеля.
-О каких принадлежностях учеников первой половины прошлого века вы узнали?
-Как вы думаете, что общего находилось в портфелях бывших и нынешних учеников?
- Хотелось бы вам провести еще музейные уроки? Какие музейные предметы вызывают у вас наибольший интерес?