Просмотр содержимого документа
«"Моя семья-моё богатство"»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Класс: 8-9
Возраст: 12-15 лет
Цели:
-содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали;
-формировать ценностное отношение к семье,
-воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
-способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма проведения: воспитательный час.
Оформление: на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
План воспитательного часа:
Вступительное слово.
Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».
Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».
Воспитывающие ситуации.
Работа в группах. Незаконченные предложения.
VI.. Заключительное слово.
VII.. Подведение итогов (рефлексия).
Ход воспитательного часа
I. Вступительное слово
Воспитатель. Сегодняшний воспитательный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
(Пауза.)
Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается ни когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, не послушные дети и т. п.)
Воспитатель. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.
II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»
Воспитатель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?
Примерные ответы детей:
Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.
Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».
Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.
Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.
Воспитатель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».
Эгоист-это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?
Примерные ответы детей:
Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.
Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.
Эгоистам друзья не нужны.
Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.
Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.
Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.
Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.
Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?
Примерные ответы детей:
Альтруизм-это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.
Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.
Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.
Это люди с отклонениями, им все по барабану.
Это верующие люди, монахи, старцы.
Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.
Они все прощают, не помнят обид.
Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».
Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)
Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили? Примерные ответы детей:
Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.
Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.
Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.
Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.
Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.
Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Класс: 8-9
Возраст: 12-15 лет
Цели:
-содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали;
-формировать ценностное отношение к семье,
-воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
-способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
13 сентября прошел воспитательный час « Моя семья- мое богатство». Присутствовали 13 воспитанников 7 группы. Начался он с беседы про семейные ценности. Далее была интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм». Дети все приняли активное участие в ходе воспитательного часа, слушали внимательно, задавали вопросы.
Работа проходила содержательно, интересно и организованно.На протяжении всего занятия присутствовали поощрения «Молодцы», «Хорошо», «Правильно», что способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего мероприятия. На воспитательном часе преобладал демократический стиль общения с воспитанниками. Благоприятный, психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность учащихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность воспитанников.
Я считаю, что воспитательный час прошел успешно: воспитанники были активными, дисциплинированы, к выполнению заданий подошли серьезно. Тема мероприятия была актуальной, использованные наглядные пособия соответствовали эстетическим нормам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Все поставленные цели были достигнуты. Успех занятия заключался в том, что главная фигура всего мероприятия - ребенок с его интересами и способностями, жизненным опытом.
КГУ «Песчанская специальная общеобразовательная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»