kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Моя Родина-Казахстан»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
  2. Развивать фонематический слух, речь.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

- Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые. 
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.

- Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.

- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

2. Повторение.

- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.

- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

1) Индивидуально.

- Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)

- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)

- На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)

- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)

- В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)

- С «познавательной минуткой» работает.

2) Фронтально.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Моя Родина-Казахстан»»

Урок русского языка по теме: "Правописание слов с парными согласными". 1 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма: Практическое занятие.

Система обучения: развивающая (Л.В.Занков)

Цели:

Образовательные:

  • Обучать навыкам правописания слов с парными согласными, ввести знания в систему.

  • Систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • Развивать способности учащихся работать в паре, группах.

  • Развивать навыки грамотного письма.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к процессу познания.

Задачи: развивать

  • мыслительную деятельность;

  • познавательную активность;

  • творческие способности;

  • орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель:

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!

Начинаем урок русского языка.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

На доске записаны буквы:

В; Б; С; Ш; З; П; Д; Ж; Т; Ф; К; Г

- Прочитайте буквы. Что вы, ребята, заметили? (На доске).

- На доске записаны звонкие и глухие согласные.

- Что помогло вам разделить эти буквы на две группы?

- Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие согласные без голоса. Это нам и помогло разделить буквы на звонкие и глухие.

- Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?

- Правописание звонких и глухих согласных.

- Молодцы! Вы правильно вывели тему урока.

- Действительно, сегодня мы будем учиться правильно записывать слова со звонкими и глухими согласными.

- Запишите буквы, записанные на доске парами. Постарайтесь не ошибиться.

На доске появляется табличка:

Сравните свою запись в тетради с моей.

Прочитайте парами звонкие и глухие согласные и запомните их.

Дети читают.

- Эта табличка вам, ребята, пригодится на уроках русского языка.

III. Постановка проблемы. Обсуждение (7 мин.)

На доске запись:

- Прочитайте слова. Как произносятся пропущенные согласные при чтении?

- Согласные произносятся глухо.

- Правильно, они произносятся глухо.

- Во всех ли словах вы будете записывать глухую согласную?

- В одном случае будем записывать звонкую согласную, в другом случае - глухую согласную.

- Молодцы! Работаем по вариантам. Дети первого варианта записывают слова, которые пишутся со звонкой согласной, дети второго варианта записывают слова, которые пишутся с глухой согласной.

Дети пишут в тетрадях.

- Прочитайте слова, которые вы записали.

Дети читают. Проверяют.

- Я довольна, что вы выполнили работу правильно, без ошибок.

- Были ли у вас сомнения, когда вы распределяли слова?

- Были.

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно записать сомнительную согласную?

- Необходимо знать орфограмму.

- Правильно! Молодцы!

IV. “Открытие” детьми нового знания (5 мин.)

(Решение проблемной ситуации. Фиксация нового алгоритма действий.)

- Какое правило помогло вам, ребята, записать правильно эти слова? Что вы делали?

- Изменяли форму слова, так, чтобы после сомнительной согласной появилась какая-нибудь гласная.

- Умницы!

На доске появляется табличка:

- Посмотрите на табличку и сделайте ещё раз вывод.

V. Первичное закрепление (5 мин.)

(Типичное задание.)

- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами кроссворд.

1.

Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?

2.

Сам алый, сахарный
Кафтан зелёный, бархатный.

3. Белая скатерть всю землю одела.

- Прочитайте слова, которые помогли вам отгадать кроссворд.

- Мороз, арбуз, снег.

- Какие согласные записали на конце слов?

- Звонкие согласные.

- Почему звонкие согласные?

- Мы пользовались орфограммой.

VI. Самостоятельная работа. ( 10 мин.)

(Творческая работа.)

На доске слова:

ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЕБЯТИШКИ, КОРМУШКИ, ПТИЦЫ

- Перед вами опорные слова. Составьте устно небольшой рассказ из этих слов, добавляя свои слова.

- Пришла зима. Выпал снег. Стоит мороз. Ребятишки повесили кормушки для птиц.

- Молодцы! Очень хорошие рассказы вы составили.

Давайте дадим название этому рассказу.

- Зима. Зимой.

- Запишем этот рассказ с комментированием.

Дети комментируют и записывают рассказ.

VII. Повторение (9 мин.)

(Включение нового знания в систему знаний.)

- Работаем в группах. Поможем Незнайке. Ребята, найдите ошибки, которые допустил Незнайка.

На карточках у каждой группы текст.

Зимой медветь спит в берлоге.

Бабушка испекла вкусный пирок.

У дома большой фруктовый сат.

1 группа - назовите слово, в котором вы нашли ошибку, в первом предложении.

2 группа - во втором предложении.

3 группа - в третьем предложении.

Медведь, пирог, сад.

- Какие буквы вы записали в этих словах?

- Звонкие.

-Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем будете писать грамотно.

Что вам помогло записать грамотно слова?

- Знание орфограммы.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности (1-2 мин.)

- Что же помогло сегодня на уроке вашему грамотному письму?

- Знание орфограммы о проверке сомнительных согласных.

- Потрудились вы отлично.

- Чтобы вы, ребята, не ошибались в правописании звонких и глухих согласных, прочитайте правило в учебнике на странице 59.

Урок закончен.


Урок русского языка в 1-м классе (1–4) по теме "Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)



Цели урока:

  • Формировать умение, выделять согласные в слове;

  • Различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;

  • Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Оборудование: слайды презентации «В гостях у согласных звуков», тесты – карточки у каждого ученика, сказочные персонажи.

Ход урока.

I. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ёжик. (приложение слайд 2)
Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да)  Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним. Пришло время познакомиться с новыми героями.

II. Минута чистописания.

 

 

III. Словарная работа

Игра «Угадайка»

На доске:

Д в ч к, м л ь ч к, к р н д ш, м л к, м с к в, р с с.

Узнайте, что это за слова и запишите. Проверьте по словарику. Кто из вас догадался, какие звуки встретятся нам в путешествии? (Согласные)
Учащиеся записывают слова в тетради.

IV. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай – топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец – 
«Хлопай – топай»,
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник, 
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!

V. Беседа о согласных звуках

Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие – звонкие звуки. Они состоят не из шума, а из голоса. Отсюда и их название «сонорные». На другом языке слово голос звучит, как слово «сонор». Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:
л, м, н, р, й.
1) Прочитайте составленные с ними слоги и соедините рифмующие с ними картинками.(приложение слайд 3 ) Молодцы ! Правильно!
2) Кроме сонорных, есть ещё просто звонкие согласные звуки:
б, в, г, д, ж, з.
3) Для того, чтобы чётко и понятно произносить звонкие согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку и назовите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.

 - Белые бараны били в барабаны.
- Вкусная халва – мастеру хвала.
- Даша дарит Дине дыни.
- Зоиного зайку зовут Зазнайка.(приложение слайд 5  )

Отлично!

4) Посмотрите, а сколько в этом предложении букв, обозначающих сонорные согласные звуки, сколько букв, обозначающих звонкие звуки и сколько букв, обозначающих  глухие согласные звуки.

- Глаза боятся, а руки делают. (приложение слайд 7 )

- Хорошо! Запишите  предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.
Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький (приложение слайд 9). А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

- Сколько же парных согласных? (12)
- А теперь построим их парами.

Учитель записывает на доске, а дети в тетради:
     Б      В      Ж      Г      Д      З
     П      Ф      Ш     К      Т     С

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

- Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)
А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
- Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

VI. Закрепление пройденного

А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте  буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.

 

Борт

– порт

Сова

– софа

Голос

– колос

Тень

– день

Жар

– шар

(приложение слайд 10)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! На этом балу  были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Но о них мы узнаем в следующем путешествии.

VII. Итог урока

- На какие группы можно разделить согласные буквы?
(приложение слайд 12)



Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: "Парные согласные звонкие и глухие"

Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие».

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование:

  • аудиокассета с записью музыки

  • учебник «  Русский язык» 2 класс автор А.В. Полякова

  • сигнальные карточки для обратной связи (светофор, веер с буквами)

  • схемы-опоры

  • иллюстрации к сказке «Золушка»

  • карточки с заданиями

  • программа «Школьный наставник» на ПК.

ХОД УРОКА

Класс разделен на две группы, на уроке присутствовали учащиеся 1-й группы, так как урок проходил в компьютерном классе.

I.  Организационный момент (межпредметные связи)

Звучит музыка.

– Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
– Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках)
– Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.

«Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

II. Чистописание (актуализация знаний)

– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

б – ?            т – д            ? – ш             з – с            г – ?            ? – ф

– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Покажите веером пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.

III. Словарная работа

– Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки. (Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)

Без рук рисует,                                             Хвост пушистый,
Без зубов кусает.                                          Мех золотистый
(Мороз)                                                         В лесу живет
                                                                      В деревне кур крадет.
                                                                                                        (Лиса)

Что за зверь лесной                                     Он всю зиму в шубе спал.
Встал как столбик                                        Лапу бурую сосал.
Под сосной                                                   А проснувшись, стал реветь
И стоит среди травы                                    Это зверь лесной … (медведь)
Уши больше головы.
                                        (Заяц)

– Выделите орфограммы в записанных словах.
– Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

(Учитель показывает карточки со словами.)

Взаимопроверка (работа в парах)

– У  кого нет ошибок? Просигнальте светофором.
– У кого 1-2 ошибки?
– Ребята, вам надо выучить слова. (Проблемная ситуация)
– На какое правило записаны слова? (Написание безударной гласной непроверяемой ударением. Написание парных согласных на конце слова.)

IV. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка).

– Назовите слова с парной согласной?

мороз                                                       медведь

– Какие вы знаете парные согласные?
– Назовите их.

б – п              д – т           ж – ш             з – с             г – к         в – ф

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с парными согласными.)
– А сейчас вы можете прочитать тему нашего урока. Соединив гласные и согласные на обеих страницах книги. (Парные звонкие и глухие согласные)

– Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки герои вы мне назовёте сами.  (Мотивация обучения. Межпредметные связи)
Послушайте историю.
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
– Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? (Да)
– Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями).

V. Закрепление  (актуализация знаний)

– Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку.

Задание 1. Сгруппируйте буквы.

– Чем похожи записанные буквы? (Согласные)
– Можно ли их сгруппировать? (Да)
– В какие группы? Запишите.

Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка).

– У кого так? (Показывают светофором.)
– У кого не так исправьте.
– Молодцы! (Проблемная ситуация)
– Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные)
– Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.)
– Послушайте стихотворение.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.

– Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация)

I группа                                                                  II группа

сказка                                                                      ошибочка
шубка                                                                      мыши
снежки                                                                    дождливый 
холод                                                                       голуби
рукав                                                                       леса
враг                                                                         огородный

– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
– Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.)

Вариант 1

1. Если согласный стоит перед гласным.
2. Если согласный стоит перед сонорным согласным


Вариант 2

1. Если согласный на конце слова.
2. Если согласный перед согласным кроме сонорных.


– В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции)

Парные согласные
в сильной позиции


Парные согласные
в слабой позиции


– Если согласный стоит в сильной позиции то это будет какое слово?

Проверочное слово


Проверяемое слово.


(Таблички вывешиваются после ответов учащихся.)

– Какая группа слов подойдет к 1  варианту? (II группа)
– Какие слова требуют проверки? (В слабой позиции, слова I  группы)
– Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается)
– Какие слова требуют проверки? (Слова I группы)
– Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение.

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных 
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

– Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.)
– Записывайте с комментированием, показывая букву веером.
– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

(Запись слов учащимися с комментированием)

– Как проверить парный согласный в слабой позиции.

Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным.

– Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть.

Физкультминутка

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

– Откроем следующую страничку. Вот и новое задание. У Золушки есть карета, есть лошади, есть кучер, но нет красивого наряда. Выполнив это задание, мы сможем превратить Золушку в таинственную незнакомку. И тогда она встретиться с принцем на королевском балу.

VI. Индивидуальная работа учащихся

– Вы сейчас будете выполнять тест.

Повторение правил по технике безопасности.
Работа учащихся на компьютере. 

Тест – 1 (15) «Как проверить оглушенный согласный» (Программа «Школьный наставник»).

Войти в программу вам поможет инструкция, которая лежит на парте. 
В тесте читайте внимательно задание, будьте внимательны при выборе проверочного слова, пользуйтесь алгоритмом, опорой. Кто закончит работу за компьютером, будет выполнять задание по карточке. На карточке записаны два задания, вы выбираете любое.

– А сейчас прошу приступить к выполнению теста.

Тест – 1(15) . «Как проверить оглушенный согласный»

Задание. Каким словом можно проверить оглушенный согласный в двух других?

ДУБОК                                                         ДУБ                                             ДУБКИ

лодка                                                            лодки                                            лодочный
сосед                                                            соседка                                          соседи
зубастый                                                      зуб                                                 зубки
замазка                                                         мазать                                           мазать
лошадиный                                                  лошадка                                        лошадь
юбки                                                             юбочка                                          юбка
морковка                                                      морковочка                                   морковь
шубка                                                            шуба                                              шубки
хрупок                                                          хрупкий                                         хрупко
дубок                                                            дуб                                                 дубки
глазки                                                           глазок                                            глаз
ходка                                                             ходок                                             находка
города                                                           город                                             городской
ловкость                                                       ловок                                             ловкий

Итоги теста:

– Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3 ошибок? (Учащиеся сигналят светофором.)
– Ребята, у кого больше 3 ошибок не переживайте мы еще будем работать над этой темой и ваши результаты улучшатся. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

(Пока ребята путешествовали, на стенде происходили превращения и вывешивались иллюстрации: с каретой, лошадьми, кучером и встреча принца с таинственной незнакомкой.)

VII. Работа по карточке

Задание на выбор

Текст 1. Исправь ошибки. Озаглавь текст.

У Васютки ужки чутки. 
Усы длинные, шупка шелковая. 
Гласки огневые, кокти цепкие. 
Ласкоф Васька, да хитер. 
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

Текст 2. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст.

Выпал пушистый ______ . 
Весь _______ белый. 
Ударил сильный _______ . 
У дома намело большой _________ .
Наш _______ застыл.
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з,     сне г/к,     сугро б/п,     моро з/с,    са д/т,     пру д/т,      моро з/с.

– Кто выбрал 1 текст?
– Кто выбрал 2 текст?
– А кто придумал название?
– Вы сдадите работу, а я проверю и узнаю, как вы с ней справились.

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать?(Проверять)
– Кто назовёт способы проверки? 
– А кому мы сегодня помогли? (Золушке попасть на бал)
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

IX. Домашнее задание по выбору (ситуация выбора)

  • стр. 138 упр. 317 (учебник).

  • придумать рассказ с парными согласными.


Тема. "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов".

Цели. Закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Оборудование. Учебник "Русский язык, 2-й класс" (авт. Т.Г. Рамзаева), кодоскоп, проигрыватель, грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит", таблицы к уроку, макет книги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.

– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".

И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".


И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.


Учитель показ слайд 2


– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные.

III. Чистописание

У
. Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.

– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.

Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.


Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

– Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].

– Изменяем слово – флаги. Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г.

У. Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А сейчас мы с вами побываем в сказке.

Учитель включает грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.

– Что это за сказка? Кто ее написал?

дети отвечают.

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку.)

Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

У. Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова. Слайд 5

Слайд 6

Проверка выполненой работы

медведь – медведи

лев – львы

еж – ежи

жираф – жирафы

кит – киты

уж – ужи

– Назовите из записанных слов словарное слово.

Д. Медведь.

У. Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова?

Д. В нем семь букв, шесть звуков.

У. Ребята, задайте вопросы ученику по пройденной теме "Состав слова".

Дети задают 2–3 вопроса, учитель ставит отметку.

– Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

Д. Ужи, ежи, жирафы.

У. Ребята, задайте вопросы по теме "Состав слова".

Дети задают 2–3 вопроса, учитель ставит отметку.

– Итак, какие слова требуют проверки?

Д. Слова с парными согласными в конце слова.

У. Какие слова являются проверочными?

Д. Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда.

– Ящик лимонада.

– Плитку шоколада.

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

V. Физкультминутка. Слайд 7

Проводится под стихотворение, которое читает учитель.

У. Есть на свете братики – ровно шесть.

И сестренки тоже есть – ровно шесть.

Парные согласные всем нужны,

С парными согласными мы дружны.

С б и п всегда вместе,

С в и ф идем в лесок,

С г и к поем мы песни,

С д и т учим урок,

С з и с играем в мяч,

С ж и ш решим задачу.

С ними в дружбе будем мы всегда,

С ними нас не разлучить никогда.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У
. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы. Слайд 8


– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Учитель через кодоскоп проектирует текст на экран. Ученики проверяют выполнение задания.

– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня". Слайд 9


На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

Дети выполняют задание.

  • П
    еред вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память"

Слайд 10

Учитель переворачивает последнюю страницу, читает стихотворение.

– Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо,

Вместе ходим мы в кино.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

У. Как его называет автор стихотворения?

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначно.

У. Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Д. На конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.

У. Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.

Где шел, там и лег.

До весны пролежал,

А потом убежал.

О чем речь?


Д. О снеге.

У. На какую орфограмму это слово?

Д. Снег – парная согласная на конце.

У. Подберите признаки, характеризующие этот предмет.

Д. Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...

У. Подберите слова, обозначающие действие предмета.

Д. Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...

У. Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.

Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.

VII. Итог урока

У. Чему вы учились сегодня на уроке?

Д. Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

У. Что для этого надо знать?

Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.

Подводится итог игры.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 167.


Дополнительный материал

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

– Я, не хвастаясь, скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Моя Родина-Казахстан»

Автор: Кузнецова Елена Анатольевна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства