Просмотр содержимого документа
«Митинг у обелиска "Они тоже были солдатами"»
Алешенский филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение
Селецкая основная общеобразовательная школа
Брянская область, Трубчевский район, село Алешенка,
улица Молодёжная, дом 14, телефон 9 – 28 – 28.
Митинг у обелиска
« ОНИ ТОЖЕ
БЫЛИ
СОЛДАТАМИ».
РАЗРАБОТАЛА: КУДИНОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современная начальная школа нацелена на достижение более высокого
уровня развития ученика, его творческих способностей. При этом
формирование знаний, умений и навыков выступает как средство развития
воспитания личности ребёнка.
Чувство патриотизма надо воспитывать с детства. Тогда это чувство войдёт в сознание, и человек станет непоколебимым в любых испытаниях, пронесёт через всю жизнь преданность Родине. Военно-патриотическое воспитание представляет значительные
трудности в условиях сельской школы из-за отсутствия тех широких
возможностей, которыми располагают городские школы.
Над созданием системы в военно-патриотическом воспитании
педагогический коллектив нашей школы работает уже не один десяток лет.
Не ослабляя внимания ко всем граням процесса всестороннего развития
учащихся, я, учитывая особенности сельской школы и её окружения, уделяю
особое внимание целому ряду направлений, помогающих растить будущих
защитников Родины.
Большое значение для осуществления патриотического воспитания имеют годы обучения в начальной школе.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти доступный для понимания детей уровень такого разъяснения, формы этой работы, позволяющие младшим школьникам лучше понять величие Родины, основные черты и преимущества советского образа жизни, заложенные в Основном Законе нашей страны.
Патриотическое воспитание, однако, не может быть ограничено только интеллектом ребёнка, только вооружением его патриотическими знаниями, хотя бы это был и очень большой запас знаний, и конкретных и абстрактных. Только в сочетании с эмоциями, переживаниями, чувствами эти знания могут
превратиться в патриотические убеждения, станут определять жизненную позицию ребёнка, будут для него руководством к действию в течение всей
жизни. Впечатлительность, эмоциональность, особенно свойственные детям младшего школьного возраста, создают большие возможности для патриотических чувств, чувства любви к Родине именно в этом возрасте.
Сочетание знаний о Родине, чувств, возникающих у детей в процессе её познания, постоянной активной учебной и трудовой деятельности для Родины – это и способствует тому, что уже в начальной школе формируются убеждения в том, что Родину надо любить и ценить, ей надо служить своим трудом, готовить себя к её защите от врага.
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе даёт для патриотического воспитания богатые возможности. Самую главную роль при этом играют уроки чтения. Большое значение в решении этой задачи могут иметь уроки музыки, изобразительного искусства, окружающего мира.
Не меньшее значение, чем процесс обучения, имеет для патриотического воспитания внеклассная работа с учащимися начальной школы. Прежде всего она даёт огромные возможности для расширения патриотических знаний, знаний о Родине.
Разнообразие форм внеклассной работы, возможность выхода за пределы школы, использования различных видов игровой деятельности способствуют эмоциональности патриотического воспитания, особенно необходимо в младшем школьном возрасте. Сошлёмся на такую форму внеклассной работы, как беседа с участником Великой Отечественной войны. В процессе её у школьников возникает чувство гордости за свою родину и её героев, стремление подражать им, ощущение связи со старшим поколением.
Эффективность внеклассной работы в патриотическом воспитании школьников зависит не только от содержания и организационных форм этой деятельности, но и от методики её проведения. Так, праздники, связанные с
датами красного календаря, могут оказать на детей огромное эмоциональное воздействие, способствовать зарождению патриотических чувств.
Наша начальная школа накопила уже богатый опыт патриотического воспитания как в процессе обучения, так и в процессе внеклассной работы.
Эффективность патриотического воспитания школьников зависит от того, насколько творчески будет учитель решать эту задачу, руководствуясь такими принципами, как повседневная постоянная связь с жизнью, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование всего богатства форм и методов внеклассной работы, если он сумеет донести до учащихся свои личные патриотические взгляды, чувства, убеждения.
В гости к нам в школу ходят бывшие фронтовики, родные и близкие
погибших.
Радостные воспоминания о победах, грусть и слёзы о не вернувшихся с
войны, восхищения цветущей юностью и счастливым – всё это стало
достоянием юных сердец наших учащихся.
Я создаю им возможность сопереживать вместе со взрослыми, глубже
осознавать свою будущую роль в жизни.
Рассматривая сферу деятельности в воспитании чувств патриотизма, я
придаю большое значение участию в традиционных мероприятиях нашей
школы:
- встречи с ветеранами войны;
- игры – состязания « А ну-ка, парни!»;
- митинги, посвящённые Дню освобождения Брянщины и Дню Победы.
Предлагаю сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы, проводимого в 4 классе у обелиска.
Цели: сформировать представление о Великой Отечественной войне;
способствовать формированию интереса к истории нашей страны;
способствовать воспитанию патриотических чувств у учащихся;
2 ведущий: 22июня 1941 год по радио сообщили о том, немецкие войска
вероломно, без объявления, нарушили границу, а фашистская авиация
бомбила наши города, сёла, поля, леса.
На защиту отечества поднялась вся страна. Защищали Родину и леса.
Ученики: Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды,
По – настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе снами отстояли
Всю необъятную страну.
1 ведущий: Символом России, самым любимым деревом русского народа
издавна была белоствольная красавица – берёзка.
Ученики: Помню в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт.
И берёзы тихо мне во след глядели,
Русский посылая мне поклон.
Помню небо в грозных грозах.
И, когда упал я, ранен, чуть живой
Надо мной склонилась белая берёза
Доброй милосердия сестрой…
2 ведущий: В то суровое время взрослели мальчишки. Они неустрашимо шли на битву. Ни днём, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории . И, как верный друг, лес помогал народным мстителем. Почётная слава и брянских лесов.
Ученики: Расскажи нам лесная дубрава,
Продела партизан – земляков.
Как летела крылатая слава
О героях из брянских лесов.
Тёмной ночью лихие отряды
Пробирались в дожди и в мороз –
И взлетали фашистские склады,
Эшелоны неслись под откос.
Проходили по нашим дубравам
Партизаны из всех областей –
По народному, гордому праву
Угощали незваных гостей.
1 ведущий: Видели суземские леса гибель партизанки – комиссара
Прасковьи Никифоровны Лохматкиной в одну из зимних ночей 1943года.
Она награждена посмертно орденом Отечественной войны первой степени.
Ученики: Близок лес, да пуль завеса,
Комиссар рывком встаёт,
Отступать по склону к лесу,
Лишь умолкнет пулемёт.
И бежит, а пули мимо,
Значит пуля не берёт!
Пыли облака и дыма –
И смолкает пулемёт.
Говорил, знать, недаром.
Комиссар заговорён…
Что такое с комиссаром?
Молча падает на склон…
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
2 ведущий: А в минуты отдыха деревья слушали задорные частушки о
1 ведущий: На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже
одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Поэтому
появились пословицы и поговорки:
*БРЯНСКИЙ ЛЕС ВЕЛИК, ДА ФАШИСТАМ ДЕВАТЬСЯ НЕКУДА.
*ПОВОДИЛСЯ НЕМКЦ В ЛЕС ХОДИТЬ – ТУТ ЕМУ И ГОЛОВУСЛОЖИТЬ.
*О БРЯНСКИЙ ДУБ ФАШИСТ СЛОМАЛ ЗУБ.
2 ведущий: В бессильной злобе немцы громили лес артиллерией, бомбили,
жгли его, стараясь, «выкурить» партизан. Поэтому во всех районах
прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. Ученики: Стоит берёзка фронтовая,
Ей не от солнца горячо.
У ней ведь рана огневая:
Пробила пуля ей плечо!
(А.Прокофьев).
Ученики: Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днём.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнём.
Строчил пулемёт в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зелёный
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг.
А лес разрастается, лес зеленеет,
Наш верный помощник и друг.
(И.Васильевский).
1 ведущий: Партизанская поляна! Кто из Брянцев не знает святого места в
окружении высокорослых сосен и вековых дубов с озером посередине. А в
войну здесь было место стоянки Брянского городского партизанского отряда.
2 ведущий: Прошли годы… Заросли травой партизанские землянки. Не
звучат автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в 10
прошлое война, но время не стёрло её слёзы в лесу.
Ученики: Шумит седой наш брянский лес
Но шум его спокойный мирный.
И много встретишь в нём чудес
Услышишь посвист, сердцу милый
Когда – то шли в лесу бои –
Громили немцев партизаны.
Ушли в историю те дни
Давно мы залечили раны.
Но нам о прошлом говорят
Травой заросшие землянки
Да обгорелых сосен ряд,
Да песнь о славной партизанке.
Ученики: Изранен он воронками и рвами,
Вот старая траншея, словно шрам…
Мы в этот лес приходим за цветами,
Он всё, что может щедро дарит нам.
Как вся страна лес тоже в 41- ом
Прикрыл собой дорогу на Москву.
От взрывов ветки вздрагивали нервно
И падали в опавшую листву.
Да что там ветки, если боль иная
Пронзает память – о погибших речь…
Лес до сих пор вздыхает, вспоминая,
Всех тех, кого не мог от пуль сберечь.
Но зашумит вдруг громче и тревожней,
Грозу почуяв в ближней стороне,
И каждый листик отзывается дрожью
На гром – напоминанье о войне.
Людей всегда радушно принимая,
Открытый солнцу и тугим ветрам,
Как молодеет он в начале мая!...
Как будто в день Победы ветеран…
(О.Беликов).
Ученики: Шумит Брянский лес…
Спокойно и глубоко
И в этот шум вплетаются
Молодые и сильные голоса:
- Мы помним…
- Помним…
-Помним…
- Мы будем беречь МИР – одно из величайших завоеваний нашего народа.
Ученики: Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа.
Войдёт и сядет под корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
(И.Ф.Тютчев).
Ученики: Висит тишина у окопов,
Гул ярких сражений уплыл.
Молчат партизанские тропы
И холмики братских могил
Вершины качаются чутко,
И звёзды горят на весу.
Торжественно, свято и чудно
В заснеженном брянском лесу.
(Н.И.Поснов).
1 ведущий: А в День Победы ветераны вспоминают о тех немногих
радостных минутах, о праздниках, которые встречали в военное время.
2 ведущий: Ожесточённые бои шли на подступах к Ленинграду. А на долю
жителей города выпали нечеловеческие испытания. 900 дней длилась
вражеская блокада. Немало сохранилось свидетельств о стойкости, выдержке
ленинградцев. Они боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом.
Об их подвиге рассказывают и ленинградские деревья.
Ученики: Им долго жить –
Когда пройдёт
Блокадная пора.
На их стволах –
Осколочные раны,
Но не найти рубцов от топора.
И тут не скажешь:
«Сохранились чудом».
Здесь чудо или случай
Ни при чём…
…Деревья!
Поклонитесь низко людям
И сохраните память
О былом.
Они зимой
Сжигали всё, что было:
Шкафы и двери,
Стулья и столы,
Не их рука деревья
Не рубила.
Сады не знали
Голоса пилы.
Они зимой,
Чтоб как – нибудь согреться
Хоть на мгновенье,
Книги, письма жгли.
Но нет!
Садов и парков по соседству,
Которых бы не сберегли.
Не счесть
Погибших в зимнее сраженье.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья
Остаются подтвержденьем,
Что, как Россия,
Вечен Ленинград!
Им над Невой
Шуметь и красоваться,
…Деревья!
Поклонитесь ленинградцам,
В гробах и без гробов.
(Ю.Воронов).
1 ведущий: А сколько солдат спасли деревья, приняв на себя часть
смертельного груза! И сейчас они хранят в себе следы стали и свинца.
Ученики: Облака это, что ли
На землю сошли?
Или души убитых
Во поле взошли?
Куда я не гляну,
Солдатами в ряд
Всё берёзы, берёзы, берёзы
Стоят…
Тянут руки берёзы,
Со мной говорят,
Словно я на поверке,
Как прежде солдат.
«Чей ты будешь? Откуда?» -
Зовут из ветвей
Белы лики убитых
И угли очей
Ваш я, здешний,
И родом из этих краёв,
И под белой берёзой
Родительский кров.
Ученики: Война прошла, но подвиг вечен,
Как цепь сражавшихся солдат.
(Кто опалён, кто изувечен) –
Берёзы русские стоят.
Стоят, как прежде, белоноги.
И люди, - Боже, их прости! –
Пришли, чтоб выровнять дороги,
Срубить берёзы на пути.
Один сказал с улыбкой: « Ну – кА!» -
И хвать по дереву сплеча!
Топор сорвался с резким звуком,
Свинец тяжёлый повстречав.
Застыли люди. Значит скольких,
Спасли берёзы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
Что быть могли бы в них, в бойцах.
Забыта прежняя тревога,
Слабеет память о войне.
Проходит ровная дорога
От тех берёзок в стороне.
Опять по ней идут обозы,
Навалом яблоки лежат.
И белоствольные берёзы
О славе прошлого шумят.
(В.Потёмкина).
2 ведущий: Есть хорошая традиция у нашего народа: сажать в честь
погибших деревья. Парк памяти вырос у подножия мамаева кургана в
Волгограде, где деревья носят имена героев, отдавших жизнь в борьбе с
Немецко-фашистскими захватчиками. Есть такой парк у нас в Брянске на
кургане Бессмертия. Деревья шумят там, как будто разговаривая между
собой. Они – немые свидетели героического прошлого. Растут деревья, как
продолжение жизни тех, кто отдал её за мирный шёпот лесов, чистое небо
над головой, счастливое будущее поколений. Хочется вспомнить
стихотворение Ильи Швеца:
Ученики: Весна! Зелёные пожары
На всей земле забушевали,
Горят, шумят –
Всё злей и злей!
Горят сводя с ума парней!
Зелёный дым
Зелёный чад
Сердца взрывают у девчат!...
Спросил я у земного шара:
-Чего ты хочешь?
Он в ответ:
-Таких лишь взрывов и пожаров,
Таких - на миллиарды лет!
Ученики: Героев у тебя страна, немало.
Пусть входят твёрдой поступью в стихи
И маршалы, твои и сталевары,
Министры и простые пастухи.
И выпало великое крещенье
Водой, землёй, металлом и огнём.
И шар земной вершит своё вращенье
Лишь потому, что выросли на нём.
Такие люди, что смогли, сумели
В историю врубить свои следы.
Они надели серые шинели
И сберегли планету от беды…
Во имя высшей правды, человечности.
Стояли насмерть на её груди,
Чтобы земля летела в синей вечности
Вперёд – по краснозвёздному пути.
Я вижу их – отцов и братьев старших,
Живых и павших вечные полки.
Они идут в одном победном марше.
Запомни их –
Идут фронтовики.
(Г.Серебряников).
Ученики: Когда это будет не знаю
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы – то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было девятого мая
Весной в сорок первом году.
( Сергей Орлов).
1 ведущий: Внимание, Внимание! 8мая 1945 года подписан акт о
капитуляции. Победа! Ура!
2 ведущий: Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
Группа учащихся исполняет песню «День Победы».
( слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).
1. День Победы Как он был от нас далёк,
Как в огне потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.
Припев:
Этот день Победы
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы (3раза).
2.Дни и ночи, у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи, битву трудную вели,
Этот день мы приближали как могли
Припев:
3.Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе,
Пол Европы прошагали пол – земли
Этот день мы приближали как могли.
Припев.
Ученики: Сходи мой друг, сегодня к обелиску
И память хоть на миг тебе вернёт,
И прошлое, далёкое и близкое,
Что, кажется, вовеки не умрёт.
Вот мы стоим с тобой у обелиска
И думы наши горечью полны. Мы к вам пришли, чтоб поклониться низко Солдатам, не вернувшимся с войны. 1ведущий:Воплощён в металле и граните
Подвигов народных след живой.
Для потомков бережно храните
Памятники славы боевой.
2ведущий: Хочется закончить наш митинг, посвящённый Дню Победы
стихотворением неизвестного поэта.
Ученики: Я вернусь ещё к тебе Россия Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Не был я давно в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеоким – другом юных лет.
Выводы:
Ты - шептанье берёз,
Ты – поля, ты – равнины, Россия моя!
Ленты рек, синь небес, наши рощи густые:
Я люблю всей душою родные края.
Это даль без конца
И просторы родные.
Моя Родина – это Россия моя!
В ходе подготовки и проведения мероприятия стараюсь зажечь в молодых сердцах стремление к подвигу, воспитать любовь к Родине, уважение к боевым традициям нашего народа, готовность к защите Отечества.
Встречи с ветеранами помогают понять, что герои живут рядом, осознавать, что за сегодняшнюю счастливую жизнь народа заплачено дорогой ценой. Поэтому надо жить и учиться так, чтобы стать достойными гражданами нашей Великой Родины.
В результате таких мероприятий возрастает ответственность ребят за порученное дело.
Воспитываю бережное отношение к истории своей земли, к памятникам, к людям, чьим мужеством гордится страна.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Балясная.Л.К. Воспитание сельских школьников. «Просвещение». Москва. 1978.
2.И сосны слышали окрест… А.Теребунов. ОАО «Агенство «Брянск-Пресса». 19.09.2006.
3.Лишин.О.В. Это надо живым. Москва. «Педагогика. 1990.
4.Пономеренко.П.Г. Горит на солнышке флажок; материал для утренников. Минск. 1969.
5.Поснов.Н.И. В Брянском лесу тишина, Тула. «Приокское книжное издательство». 1985.
6.Пряников.В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников. «Просвещение». Москва. 1987.