" Милосердие или жестокость" (открытый классный час)
" Милосердие или жестокость" (открытый классный час)
В 5 классе,где я работаю классным руководителем,проводила открытый классный час на тему " милосердие или жестокость"(Проблема нравственного выбора). Целью данного мероприятия является: воспитание человечности,милосердия,умения прийти на помощь,нуждающимся в ней,стремление быть благородным в жизни; способствовать усвоению понятий: "доброта", "чуткость", " милосердие", " гуманность"; усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов,которыми должны руководствоваться все люди,формирование культуры ведения беседы; развивать умение сравнивать,анализировать,выделять главное,обобщать.развивать толерантное отношение друг к другу; способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Милосердие или жестокость" (открытый классный час) »
Тема классного часа: « Жестокость или милосердие». ( Проблема нравственного выбора)
Цели: 1.Воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. 2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».
3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы. 4. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу.
5. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Задачи: 1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие». 2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся. 3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умению работать в команде. Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология, здоровьесберегающая.
Применяемые методики: беседа с элементами дискуссии.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, ноутбук, видеоролик притчи «Окно» С.Копыловой, фонограмма песни «Твори добро», фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, два плаката, символизирующие два дерева без листьев (листья -это качества, присущие жестокому и хорошему человеку).
Ход занятия
Орг. момент. Введение в тему. Беседа.
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать со стихотворения Б.Окуджавы «Московский Рабочий»
В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой, что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой.
Учитель: Вместе с автором стихотворения я призываю вас «призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой, что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой».
Работа с классом. Предлагаю вам посмотреть видеоролик песню- притчу «Сон» в исполнении С.Копыловой. (Приложение 1.)
Учитель: Как вы думаете, зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.
Предполагаемые ответы (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
Учитель: Что можно сказать о слепом человеке? Каким он был?
Учитель: Что такое милосердие, дайте определение этому понятию?
Предполагаемые ответы ( Милосердие— это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо, стремление прийти на помощь).
(Слово прикрепить на доску)
Учитель: Одним словом проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет, оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.
Учитель: Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел? Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю? ( жестокость)
Учитель: Что такое жестокость, дайте определение этому понятию?
Предполагаемые ответы (Жестокость — свойство человека , направленное на причинение другим людям боли и страданий, при этом, испытывая удовольствие. )
(Слово прикрепить на доску)
Учитель: Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически), он болел душой. Видимо, его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.
Учитель: Жестокость тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей, в их поступках.
Учитель: Итак, ребята, как мы можем озаглавить тему нашего классного часа?
«Жестокость или милосердие».( надпись на доске)
Учитель: Какое из этих понятий вам ближе по душе? (ответы учеников)
Учитель: Мне очень приятно, что все вы выбрали милосердие, так как оно является одним из положительных показателей в человеке нравственных и духовных ценностей. «Жестокость» и «милосердие» - категории вечные, такие же как «добро», «зло», «любовь», «смерть» и т.д. Они присутствуют в каждой человеческой жизни, наверняка и вам приходилось с ними сталкиваться.
3.Работа в группах. Сегодня мы попробуем выяснить, что такое «жестокость» и «милосердие», почему люди их проявляют, как существование этих качеств может сказаться на судьбе других людей.
Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)
1 группа 2 группа 3 группа
сострадание уважение человеколюбие
доброта гуманность альтруизм
Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске) СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Ответы 2 группы: УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств. ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
Ответы 3 группы: ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.
АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
Работа с классом. Чтобы понять значение этих слов, выполним задание.
Надо определить к какому качеству относятся эти поступки и разместить в нужном столбце.
Сочувствие
Жестокость
Равнодушие
Накормить бездомного
Обижать животных
Пройти мимо упавшего человека
Разделить чью-то неприятность
Ударить слабого
Не заступиться за слабого
Проведать больного
Дразнить кого-либо
Помочь в беде
Радоваться чужому горю
Молодцы, ребята, правильно выполнили задание!
Учитель: Проявления следов насилия, жестокости со стороны людей, к сожалению, в наше время много и со стороны взрослых, часто родителей по отношению к детям и, как не странно, со стороны детей, подростков. Казалось бы, они только начинают жить, а значит, меньше встречались со злом и несправедливостью, ложью, откуда такая жестокость и почему подростки выкладывают фото и видео своей или чужой жестокости? Например, избиения одноклассников, издевательства над слабыми и прочие гадости. Я, лично, не понимаю, давайте вместе с вами попробуем найти этому объяснение и ответить на вопрос.Как вы думаете, есть ли у человека выбор, кто влияет на этот выбор? Как вы относитесь к таким людям? Как бороться с такими поступками подростков, какое им можно вынести наказание? Какие чувства вы испытываете к униженным, пострадавшим от жестокости подросткам? (Ответы и дискуссия учащихся.)Учитель: В предложенных мною ситуациях герои не стояли ни перед каким нравственным выбором. В жизни же выбор всегда присутствует, как присутствует у большинства людей такие ценности как сострадание, милосердие.
Учитель: Как вы думаете, человек рождается жестоким и милосердным или становится одним из них? Для вас каким вам быть легче? Милосердным или жестоким?Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным? Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку.
Учитель: Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно. Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия, помогая нуждающемуся, или свернет на тропинку равнодушия, пройдет мимо, закрыв глаза.
Учитель: Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы )
Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы )
Учитель: Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями? Почему?
Учитель: Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек? Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания, милосердия.
Как можно помочь этому человеку? Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах) ( ответы)
5. Анализ ситуативных задач (работа в парах).
Учитель: Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать – тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь - как бы вы поступили? Если возможно, попытайтесь ее обыграть.
Ситуация №1. В один дождливый день я ушла..на крышу нашего дома. Стоя на краю, ощущала, как холодные капли били меня по лицу, не так больно как родители, но все же и в этот момент у меня было лишь одно желание - разбиться вдребезги об асфальт и не видеть больше никого, хотя у меня никого и нет: в школе со мной не общаются, наверное, боятся моих родителей, и я их понимаю. Сделав шаг навстречу смерти, я услышала звук - кто-то вошел на крышу, это была компания ребят, наверно, старше меня… Они заговорили со мной, и я рассказала им всё, потому что больше некому…С того самого дня мы проводим время вместе. Они показали мне отличный способ расслабиться - воткнула шприц в вену и все, больше ничего тебя не волнует… так я живу около полугода, и следы на сгибе левой руки не проходят, а родители продолжают надо мной издеваться, но мне нет до них дела, мне нет дела ни до чего… кроме наркотиков. Но я не хочу так жить. Помогите мне, пожалуйста!
Ситуация №2. По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.
- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:
-Это твоя бабушка?
-Нет! — ответил мальчик.
-Мама? — удивилась подружка!
-Нет.
-Ну, тетя или знакомая?
-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка
Ситуация №3. Собака, которая живет в интернате, покусала одного из воспитанников. Директор распорядился прогнать собаку. Кому вы будете сочувствовать?
Ситуация №4. Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?
Ситуация №5. На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?
Ситуация №6. Мальчик хорошо учится, дискотеки, футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. Ваша реакция: -посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится;
-не будете смеяться над шутками других, хотя не выскажете своего отношения;
-не будете смеяться и скажите другим, что вам это не нравится.
Вопросы для обсуждения: Какой вариант поведения правильный? Почему мы не всегда его выбираем?
Учитель: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам право выбора, шанс встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней. Как вы думаете: Каких людей больше - добрых или жестоких?(ответ) Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
Учитель: Какой напрашивается вывод, что жестокость в человеке вызвана разочарованием в жизни, под воздействием каких-то жизненных факторов, лекарство от которых – милосердие, а милосердие – это активная доброта.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
6.Физкультминутка.
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
7. Самостоятельная работа с опросными листами.
Сейчас подумайте и ответьте на вопросы, самостоятельно, как бы вы поступили в данных ситуациях? Т.е. даны ситуации и варианты ответов. Выберите тот ответ, который Вам больше нравится.Учащимся предлагается отметить то, что считают нужным.
Как ты поступишь в данной ситуации?
Ситуация
Варианты ответов
1. Одного из друзей моей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я…
1)Откажусь.
Пусть без меня разбираются. Меня никто не обижал
2)Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарища
3)Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой
2. Я попросил своего друга добавить мне денег на покупку магнитофона. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я…
1)Обрадуюсь. Не нужно было жадничать, когда я к нему обратился
2)Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга
3)После того как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы
Давайте проверим, как поступили бы вы в первой ситуации? А во второй? читаю ситуации, поднимите номер ответа, который вы выбрали. Молодцы, ребята! Оказывается, в вашем классе все обучающиеся умеют сочувствовать, сопереживать. А там, где царит милосердие, любовь и сострадание, нет места жестокости и насилию.
8. Проект. Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежат «листья», напишите на одних характерные черты жестокого, злого человека. А на других – доброго, назовем его так, обыкновенного человека. (Заполняют листочки).
Учитель: А теперь я предлагаю «листья» закрепить на соответствующем дереве.
Качества жестокого человека
Качества доброго человека
Агрессивность
Раздражительность
Нервозность
Мстительность
Отсутствие ласки и нежности
Бессердечность
Равнодушие
Конфликтность
Хамство
Цинизм
Хладнокровие
Холодность
Доброта
Ласка
Нежность
Забота
Сдержанность
Сострадание
Умение оказать помощь в любую минуту
Внимание
Неравнодушие
Веселость
Увлекательность
Образованность
Интеллигентность
Вежливость
Культурное поведение
Неконфликтность
Сердечность
Милосердие
Доброжелательность
Учитель: Посмотрите, ребята, какое красивое дерево, говорящее о добром человеке. Сколько хороших качеств оно содержит в себе.
Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.
Ребята, существует множество пословиц о добре. Я предлагаю вам собрать их.
9. Игра «Собери пословицу»
Жизнь дана на
злое калечит
Доброе слово лечит, а
а его добрые дела
За добро
говори смело
Про доброе дело
добром плати
Не одежда красит человека,
добрые дела
В заключении нашего классного часа я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.
10. ТЕСТ (Вопросы на экране.)
Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет». Вопросы:
1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2.Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3.Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4.Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5.Часто ли ты используешь злые шутки?
6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7.Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8.С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9.Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12.Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.
Результаты:Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, будьте милосердными по отношению к другим, украшайте свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Носите в душе тот цветок, который вы выбрали, название ему «Милосердие», именно он приносит радость, возьмите его с собой, а цветок, приносящий зло, боль и унижение сожгите.
11. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: В итоге нашего классного часа, я бы хотела, чтобы вы дополнили высказывания:
Я понял (а), что …
Я буду стараться не …
Я никогда не …
простить обиду;
поделиться последним с другом;
уступить слабому;
пожертвовать незнакомому человеку;
заботиться о стариках;
помочь;
утешить;
пожертвовать.
Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.
12. Памятка « Жизнь дана на добрые дела»
Учитель: В память о нашем мероприятии примите от меня памятку с высказываниями великих людей о доброте: Памятка « Жизнь дана на добрые дела»
1. «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)
2 .«Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)
3. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
4. «Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)
5. «Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)
6. «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)
7. «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)
8. «Любовь к родителям – основа добродетели» (Н. Радищев)
9. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)
13. Итог урока. Учитель: Я расстаюсь с вами словами поэта и композитора Ивана Кучина:
Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому. (И. Кучин)
Учитель: Творите добро и дарите его людям! (песня «Твори добро» в исполнении детского хора)