kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы руководства самовоспитанием подростков по развитию силы воли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная работа воспитателя с подростком предполагает насколько этапов. При этом надо учесть следующее. В зависимости от запаса волевых привычек некоторые этапы могут опускаться; лишь подросткам с очень маленьким объемом волевых привычек необходимо пройти эти этапы.

Сделаем здесь следующее, очень важное в рамках разговора о волевом развитии подростка, замечание. Вся эта работа должна вестись учителем в тесной связи с родителями. Конечно, единство семьи и школы, о котором сейчас много говорится, необходимо во всем процессе воспитания, однако в особой степени это относится к работе по формированию волевых привычек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы руководства самовоспитанием подростков по развитию силы воли»

Филиппова Анжелика Дмитриевна

общеобразовательная школа І-ІІ ступеней № 22 города Тореза Донецкой народной республики, директор школы, учитель биологии и химии, звание «старший учитель», «Рыцарь Гуманной Педагогики»

e-mail: [email protected]


Методы и приемы руководства самовоспитанием подростков


Совместная работа воспитателей с подростком предполагает насколько этапов. При этом надо учесть следующее. В зависимости от запаса волевых привычек некоторые этапы могут опускаться; лишь подросткам с очень маленьким объемом волевых привычек необходимо пройти эти этапы.

Сделаем здесь следующее, очень важное в рамках разговора о волевом развитии подростка, замечание. Вся эта работа должна вестись учителем в тесной связи с родителями. Конечно, единство семьи и школы, о котором сейчас много говорится, необходимо во всем процессе воспитания, однако в особой степени это относится к работе по формированию волевых привычек.

Первый этап – своего рода прикидочный, ориентировочный. Надо проанализировать сложившийся уровень саморегуляции школьника с тем, чтобы наметить общую программу. Следует учесть, какие именно волевые привычки отсутствующие, но крайне необходимые и, наконец, привычки отсутствующие, но желательные. Иначе говоря, важно с самого начала отчетливо знать, что именно умеет делать подросток в плане саморегуляции, а что – нет, какие волевые привычки являются первостепенной задачей воспитания (вернее, самовоспитания). А какие – второстепенными. Особое внимание нужно обратить на то, насколько выражено у школьника стремление к самовоспитанию, предпринимал ли он сам что-либо в этом направлении.

Понятно, что этот этап работы необходим во всех случаях независимо от уровня самоорганизации подростка.

Следующий этап – подготовительный. На этом этапе необходимо создать основу, фундамент для планомерной работы с подростком. Для этого нужна доверительная атмосфера в семье. Поговорив с родителями, их следует убедить, что надо, прежде всего, резко уменьшить количество упреков, вообще ситуаций с отрицательными эмоциями. Что же касается отношений ученика с учителем, непосредственно руководящим работой по самовоспитанию, то не надо и говорить о том, что такое руководство возможно лишь при наличии достаточно хорошего контакта.

Полезно провести своего рода просветительную беседу с подростком о необходимости волевых привычек, о том, что такое воля, саморегуляция. Надо, чтобы эта беседа ни в коем случае не превратилась в еще один воспитательный «разнос», чтобы это был доброжелательный разговор, для которого нужно тщательно выбрать время, и место. Подросток должен знать, что овладение навыками саморегуляции – серьезная и ответственная работа, которую нельзя выполнить мгновенно, проснувшись однажды другим человеком.

Ведь нельзя незнакомый язык выучить в один день или сразу же овладеть мастерством, скажем, музыканта.

Особый упор надо сделать на то, что волевой человек не должен заставлять себя сделать что-то нужное. Волевой человек – прежде всего тот, кто привык без напряжения делать необходимые вещи, будь то хозяйственные дела, зарядка или приготовление домашних заданий. Проявление воли не только поступок, но, прежде всего характер, а для этого и нужны волевые привычки. Самое же главное, что должен усвоить подросток, - для самовоспитания необходимо твердое решение: «Я хочу стать собранным, волевым человеком». Как говорят психологи, надо принять «законченное решение». Задача беседы – укрепить желание подростка изменить себя, дать ему более грамотное представление о задачах такой работы. Без предварительного разговора не стоит, и начинать совместную деятельность.

Со многими подростками, особенно с маленьким запасом волевых привычек (низкий и иногда средний уровень), полезно начинать с подготовительных упражнений. Они достаточно быстро приводят к успеху, создают у школьника ощущение значительности своих возможностей. Своим полуспортивным, полуигривым духом они вполне соответствуют специфике подросткового возраста.




Приводим эти упражнения.


Упражнение «Замри».

В течение 5 минут сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя, таким образом, время расслабления до 8 минут, и затем в течение еще 3 дней «замирать» по 8 минут.


Упражнение «Прогулка».

Выйдя из дому, вернуться ровно через час (ошибка должна составить не более ± 1-2 минуты). Это упражнение требует точного расчета времени, поэтому оно не так-то легко, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может меняться (от 40 мнут до 1,5-2 часов).


Упражнение «Музыкальный час».

Включить какое-либо из воспроизводящих устройств и слушать музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение, возникшее по вине подростка. Особенно полезно это упражнение для страстных любителей современной музыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что-то другое.


Упражнение «Телевизор».

Согласуйте с подростком и заранее отметьте в телепрограмме за неделю одну – три передачи, которые он может посмотреть до конца. Зато другие передачи он имеет право смотреть не более 7 минут (меньше можно, нельзя больше). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.


Предлагая эти упражнения школьнику, следует иметь в виду, что в некоторых случаях возникает опасность «застрять» на игровых моментах (подросткам особенно нравиться упражнение «Замри», и они иногда склонны излишне увлекаться им).

Задача этих упражнений и собственно регуляторная – дать некоторые навыки самоорганизации, и непосредственно психологическая – создать у школьника чувство уверенности, веру в успех.

При этом надо подчеркнуть, что упражнения эти не такие уж простые, как кажется.

Основные звенья подготовительного этапа – создание рабочей атмосферы в семье, совместный анализ предстоящей деятельности – необходимы для всех подростков. Однако для достаточно организованных подростков можно исключить подготовительные упражнения. Правда, если школьник не проявляет особого интереса к самовоспитанию, стоит провести (независимо от уровня самоорганизации) для некоторой его стимуляции.

Максимальное время на прохождение этого этапа – две-три недели. На следующем этапе можно приступить к формированию начальных волевых привычек, достаточно простых, но важных в ежедневной жизни.

Сначала можно предложить свободный выбор заданий. Подростку предлагают список из 8-10 заданий, достаточно простых по содержанию (регулярная уборка комнаты и т.д.); отсюда школьник сам выбирает одно-два задания. Лучше всего список составлять вместе с подростком, ориентируясь на его предпочтения и субъективную оценку своих возможностей. В список рекомендуется включить и особые упражнения-привычки типа «Будильник», «Зарядка».


Упражнение «Зарядка».

Начать зарядку с 10 минут, затем через неделю прибавлять по одной минуте и довести до 17 минут. Здесь следует соблюдать два условия: а) начинать по возможности в одно и то же время; б)проводить зарядку так, чтобы чувствовалась усталость после ее выполнения. Постепенно надо уплотнять отведенное на зарядку время, а для этого регистрировать, сколько сделано прыжков, приседаний, отжимов, махов и т.п. Хорошо, если через несколько недель после начала выполнения этого задания количество движений увеличится на 20-30%.

Упражнение считается освоенным, если оно 3-4 недели выполняется без срывов. Затем оно просто остается в жизни подростка (поэтому оно названо «упражнение-привычка»).


Упражнение «Будильник».

После звонка будильника отсчитать до 35 и встать. Каждые два дня убавлять по 10 и через неделю встать на счет «3» (1,2,3). Здесь регистрация тоже нужна, но она очень проста. Важно только знать, на какой счет подросток реально встал. Упражнение считается освоенным, если 3 недели подряд подросток встает без срывов на счет «3».

К этому этапу работы обязательно привлекаются учащиеся с низким уровнем саморегуляции; для более волевых подростков в этом нет необходимости.

Подбирая вместе с подростком задания, на основе которых будут формироваться волевые привычки, воспитателю следует обратить особое внимание на их доступность. Как уже говорилось, давать трудное, а тем более непосильное задание на этом этапе – значит, обрекать всю работу на неудачу. Прием свободного выбора заданий-привычек – это своего рода «провокация» успеха, с тем чтобы подросток обрел уверенность в своих силах, укрепился в желании заниматься самовоспитанием воли.

Через 1,5 – 2 месяца (или позже), когда соответствующие волевые привычки в достаточной мере закреплены, можно перейти к навязанному выбору. В этом случае подростку предлагается очень небольшой список из более трудных, но все же доступных заданий.

В этом списке большинство заданий должно относиться к интеллектуальной деятельности.


Упражнение «Письменный стол».

Это трудное упражнение-привычка, но оно и самое важное.

Следует четко обозначить время, когда подросток сядет за уроки (скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебанием ± 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут. Через два дня следует начать регистрацию того, сколько удалось сделать за каждую сорокаминутку. От учета и контроля выполненного самим подростком будет зависеть очень многое.

В конце занятий следует подвести итоги по следующей схеме: а)какова ошибка во времени начала занятий, в моменте «усаживания за стол»; б)соблюдается ли 40-минутный период непрерывной работы и 20-минутный интервал для отдыха, есть ли отвлечения; в)каков общий объем сделанной работы; сколько работы выполнено за каждую из сорокаминуток. Можно посоветовать подростку завести особый дневник, где он отмечал бы свои успехи и неудачи. Методы регистрации могут быть при этом простейшими – например (+), если задание выполнено, и (-), если по каким-либо причинам оно не выполнено. Этот дневник ни в коем случае не должен контролироваться родителями; следует только время от времени напоминать ученику о необходимости точной регистрации.

Очень важным и полезным было бы соблюдение режима дня как именно волевой привычки (время подъема, прогулки, учебных занятий). Конкретная постановка цели, четкое определение критериев успеха, регистрация успехов и неудач на этом этапе приобретают особо важное, иногда решающее значение.

Опыт показывает, что по каким-то не вполне понятным причинам при переходе к более сложным этапам работы по развитию навыков самоорганизации заметно уменьшается развернутость программы деятельности, условий и места ее выполнения, становятся очень туманными критерии успешности. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Необходимо до деталей отрабатывать вместе с подростком цель, условия и критерии успешности деятельности, пока он не перейдет к высшему этапу самовоспитания – самостоятельной постановке и достижению целей (о чем будет рассказано ниже).

Эта часть работы может занимать в среднем 1,5 – 2 месяца.

Таким образом, весь этот этап работы достаточно длителен – не менее 3-5 месяцев. Очень важно добиться, чтобы все вырабатываемые волевые привычки стали именно привычками, т.е. выполнялись без особого волевого напряжения, превратились в той или иной мере в потребность подростка. Только в этом случае можно переходить к следующему этапу – формированию сложных волевых привычек.

Понятно, что переход к формированию волевых привычек, связанных непосредственно с учебной деятельностью, может происходить уже и раньше, при формировании начальных волевых привычек. Однако если тогда главным было включение в деятельность, формирование навыков самоорганизации времени, то теперь главным становится волевая привычка к высокой мобилизации себя во время учебной и практической деятельности, т.е. речь пойдет о качестве работы.

Этот этап необходим для всех учащихся, в том числе для большинства подростков с высоким уровнем саморегуляции. Кстати, если работа до того велась правильно, то подростки к описываемому моменту должны перейти на первый или хотя бы на второй уровень сформированности волевых привычек.

Задание «Письменный стол» на этом этапе предполагает не просто своевременное включение в деятельность, а достаточную плотность работы, ее высокую эффективность. С этой целью надо заново и очень тщательно продумать критерии успеха; соответственно должны измениться и формы фиксации. Полезно заранее обговорить, как конкретно можно уменьшить затраты времени на подготовку уроков по тому или иному предмету.

Опыт показывает, что соответствующие резервы есть у любого ученика, сколько-нибудь овладевшего навыками самоорганизации.

Очень полезным оказывается «оценка за саморегуляцию». Вечером составляется подробный план на следующий день, причем расписываются не только сами задания, но время, место, а в необходимых случаях и качество выполнения (критерии успеха). Следующим вечером подводятся итоги, причем по заранее продуманным критериям выставляются отдельные оценки за каждое задание и общая оценка за весь день.

По мере регуляторного развития подростка контроль родителей и учителей должен быть все менее открытым, все более косвенным. На этом этапе он ни в коем случае не должен быть «пошаговым», а только общим, в форме дружеского интереса и советов.

Переход к этапу самостоятельной постановки и достижения отдаленных целей означает принципиально новое качество самовоспитания. Сформированного набора волевых привычек, сложившегося уровня организованности теперь уже достаточно для творческого развития личности, самостоятельного определения и достижения значительных целей.

Мы уже говорили о том, что формирование набора волевых привычек – это ни в коем случае не самоцель, а средство достичь такого уровня самоорганизации, на основе которого только и возможна высокоэффективная творческая самостоятельная деятельность.

На этом этапе ставятся цели, относящиеся не только к ближайшему, но и к отдаленному будущему. Именно способность ставить отдаленные во времени цели и достигать их свидетельствует о высоком уровне самоорганизации. И теперь остается необходимой конкретизация даже самых отдаленных планов, их достаточно определенная «привязка» к месту и времени. Вместе с тем при высоком уровне самоорганизации необходимость тщательной фиксации всех элементов и этапов работы уменьшается, а в некоторых случаях и отпадает.

Дневники как необходимое средство работы у некоторых юношей и девушек исчезают, а в иных случаях трансформируются, становясь средством углубленного самоанализа, содержательного осмысления жизни. Иногда это и средство уплотнения своего рабочего времени. Известны дневники выдающегося биолога А.А.Любищева, чей труд самореализации благодаря писателю Д.Гранину стал известен массовому читателю. Для него конкретизация и фиксация целей-заданий, контроль времени, фиксация результатов оказались необходимыми на всю жизнь. Огромная цель, одухотворяющая эту титаническую работу, привела к соответствующим результатам: научная работа, выполненная А.А.Любищевым, поразительна.

А.Эйншейн всю свою жизнь берег эту великую ценность – время – и много раз повторял, что полчаса – слишком крупная единица времени, чтобы терять его за пустым разговором или бессмысленным делом.

Человеческие трагедии разнообразны, но немалое место среди них занимают трагедии личности, не реализовавшей свои возможности из-за «бессилия души».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методы и приемы руководства самовоспитанием подростков по развитию силы воли

Автор: Филиппова Анжелика Дмитриевна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378107


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства