kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок во внеурочное время для учащихся первых классов общеобразовательной школы. Зимние прогулки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки прогулок во внеурочное время для учащихсяпервого класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок во внеурочное время для учащихся первых классов общеобразовательной школы. Зимние прогулки»

Зима. Морозный солнечный денек



Цель: сформировать у детей представление о зиме.

Ход прогулки:

Наблюдение:

В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

Стихи по теме:

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

И. Суриков



Мороз и солнце —

День чудесный.

А. Пушкин



Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин

Загадки

Хлеба не ело, водицы не пило,

А всех обогрело и всех осветило.

(Солнце)



Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(Солнце)



Колобок, колобок,

Золотистый бок,

За елки нырнул,

Там крепко заснул.

А к утру проснулся —

На весь мир улыбнулся!

(Солнце)

Л. Кузьмин



Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет.

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

(Солнце)



Что за шарик золотой

По небу катается,

По небу катается,

Людям улыбается?

(Солнце)

Дидактические игры

  • «Что сначала, что потом» - дети показывают по порядку времена года.

Цель - закрепить знания детей о временах года.

«Кто больше знает слов?» - учитель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук «с».

Цель - найти слова со звуком «с» в начале слова.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор»

  • Составить узор из цветных льдинок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Постройка горки.

  • Ходьба по ограниченной поверхности.

Подвижные игры

  • «Салочки-выручалочки».

Цель - приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. Ход игры:

Салочка нас не догонит,

Салочке нас не поймать.

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать.

Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.

  • «Поймай хвост».

Цель - научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего, ход игры: Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать «хвост».







Зима. Наблюдаем за ветром



Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».

Ход прогулки:

Наблюдение:

В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель, спросить, откуда дует ветер. Почему во время вьюги нельзя гулять.

Стихи по теме:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

С. Маршак



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя...

А. Пушкин



Верные слуги — снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти...

С. Маршак



Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

С. Есенин



А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

С. Есенин

Загадки

В поле снежную постель

Стелет зайчикам... (метель).



Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

(Вьюга)

Н. Нищева



Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы содрал

И удрал.

(Ветер)



Вихрь взвиваю, все срываю, вниз деревья пригибаю.

(Ветер)

Дидактические игры и упражнения

  • «Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные.

Цель - расширить словарный запас.

  • «Времена года».Учитель называет приметы времени года, дети определяют.

Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

«Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произнося звук «в».

Цель - закрепить произношение звука «в».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Шнурочки»

Для упражнения используются игрушки-шнуровки:

елочка, зайчик, снежинка, снеговичок. Цель - развить мелкую моторику пальцев рук.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Уход за комнатными растениями.

  • Прыжки с места в длину.

Подвижная игра

  • «Ловишки с ленточками».



Цель - тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.

Ход игры: ловишка бегает за детьми, забирая ленточки. У кого забрал, тот выбывает из игры.









Зима. Наблюдаем за снегом

Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад. Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре - очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

Стихи по теме:

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая

Какая смелая!

К. Бальмонт



Снежинки пуховые

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

А. Липецкий



На картине у зимы

Все бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

В. Лунин



Загадки

Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками сшит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.

(Снег)



Подморозило вчера,

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белые дворы.

(Снег)

Е. Серова



Странная звездочка

С неба упала,

Мне на ладошку

Легла и пропала.

(Снежинка)

Л. Сандлер







Летит — молчит,

Лежит — молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет.

(Снег)



Зимой лежал,

Весной в реку побежал.

(Снег)



Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже не тают!

(Снежинки)

Б. Заходер



Как пушинки мы легки,

Нас колышут ветерки.

Белой стайкой мы летим,

Лечь на землю не хотим.

(Снежинки)

Т. Волгина



Они хрупки и музыкальны:

Когда на них ни наступи,

Скрипят то нежно, то печально,

Как коростель в ночной степи.

(Снежинки)

Т. Траубин



Дидактический материал

  • «Кто больше назовет действий» - по предложению учителя дети перечисляют действия объекта.

Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

  • «Придумай предложение» - придумать предложения со словом «снег».

Цель - научить составлять предложения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Выложи сам»

  • Выкладывание снежинок из веточек или палочек.

  • Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок лепили. «Лепят снежок»

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.

Раз — подбросим. «Подбрасывают»

Два — поймаем. Приседают, «ловят».

Три — уроним. Встают, «роняют».

И... сломаем. Топают.

Н. Нищева



Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Сгребать снег лопатой, расчищая дорожки.

  • Метание снежков.

Подвижные игры

  • «Цепи кованые».

Цель - воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества.

Ход игры: Дети делятся на две одинаковые команды. Одна команда говорит: «Цепи кованые, раскуйте нас». Другая спрашивает: «Кем из нас?» Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

  • «Снег кружится».

Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры:

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.

Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.

Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.

Завертелись, как снежок



Игра проводится 3-4 раза.





Зима. Знакомимся со свойствами льда



Цель: познакомить с сезонным явлением - гололедом, со свойствами льда.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Познакомить детей со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках). Обратить внимание детей на то, что, если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед. Объяснить это явление. Предложить подумать, как сделать, чтобы было не скользко.

Стихи по теме:

Не идет и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

В. Берестов



Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа.

В. Ланцетти

Загадки

Без рук, без топорища

Выстроен мостище.

(Лед)



Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик —

Лужи застеклил.

(Мороз)

В. Данько

Дидактические игры

  • «Было – будет» учитель предлагает глагол в прошедшем времени, дети образуют форму будущего времени.

Цель - проследить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.

  • «Какой лед?» - дети дают описание льда.

Цель – научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор»

  • Составить узор из цветных льдинок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Расчистить место для ледяной дорожки.

  • Скольжение с горки.

Подвижная игра

  • «Дед Мороз».

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я - Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу учителю, как зайчики.

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Заморожу! Заморожу! Воспитатель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).



















Зима. За окном мороз



Цель: закрепить знания детей о зимнем явлении - морозе.

Ход занятия:

Наблюдения:

Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Детям указать на стекла, разрисованные красивыми узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на, что они похожи.

Стихи по теме:

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

И. Никитин



Все злее, злее, злее

На улице мороз,

И каждый потеплее

Закутывает нос.

В. Орлов



Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Е. Благинина



Трещит мороз. Застыли речки.

Дрожат березки у реки.

П. Образцов

Загадки

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

(Мороз)

Н. Нищева



Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

Е. Благинина



Без рук,

Без ног,

А рисовать умеет.

(Мороз)

Пословицы

В зимний холод всякий молод.



Дидактическая игра

  • «Когда это бывает?»

Дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Цель - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.



Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  • Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок, «Лепят снежок».

Кати по снегу свой снежок — «Катят».

Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» руками снеговика.

Его улыбка так светла! Показывают улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.

Но солнце припечет слегка - Рука у лба, смотрят на солнце.

Увы - и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.

В. Егоров

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Покормить птичек.

  • Прыжки на одной ноге с чередованием.

Подвижная игра

«Два Мороза»

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

«Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я — Мороз Красный Нос,

Я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

Дети:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!»

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы, их ловят.











Зима. Наблюдаем за работой дворника



Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега, посмотреть, как убирает снег трактор. Кто управляет им? Какие части есть у трактора (колеса, кабина, дверь, грейдер).

Стихи по теме:

Снега прошли немалые,

А все идут, идут...

Дворники усталые

Метут, метут, метут.

Гремят они лопатами

Под тучами лохматыми,



Метелками шуршат.

На улицах, на улочках,

В дворах и закоулках

Управиться спешат.

Е. Благинина



Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

В. Степанов

Загадки

Он с утра пораньше встанет,

Лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит

И весь двор уберет.

(Дворник)



Дидактическая игра

  • «Кому, что нужно для работы»

Дети рассуждают на тему «Профессии».

Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.



Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Собрать из прутиков веник.

Пальчиковая гимнастика «Снегопад».

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно - Вращают кисть руки.

Над деревьями кружит и над колокольней. Руки вверх.

Каждый дом и каждый куст греют, одевают - Показывают крышу дома.

Снеговая шубка и шапка снеговая. Показывают шубку и шапку.

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, Показывают, как падает снег.

Укрывая белый свет белым одеялом, Поглаживают одну ладонь другой.

Чтобы слева, впереди, позади и справа - Показывают направления.

Сладко спали до весны дерева и травы. Показывают, как спят.

Это сколько ж наметет снега за ночь-то! Руки у щек, покачивают головой.

Это как же полетят с горки саночки! Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке.



Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Очистить тротуар или участок площадки от снега.

  • Перепрыгивание через очищенную дорожку.



Подвижная игра

«Дорожки».

Цель - научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего.

Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.











Зима. Наблюдаем за деревьями



Цель: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Показать, что у елочки (сосны) — зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.

Стихи по теме:

Вот и мороз...

Забыта осень...

Затих, застыл весенний лес.

Под низкой крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожат их нимало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой

Зима в свой снег

Как в одеяло.

Теперь их только по весне

С дождем желанным

Гром разбудит...

Деревья спят

Совсем как люди

И день за днем растут во сне.

К. Чомов



Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

В. Суслов



Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

С. Есенин

Загадки

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

{Дерево)



Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ель, сосна)



Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

О. Высотская

Дидактическая игра

  • «Что сначала, что потом?»

Дети отвечают на вопросы: «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?» Цель - развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.

Упражнение «Толще, выше»

Дети описывают дерево, предложенное учителем. Цель - развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  • Собрать из прутиков веник.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Сгрести снег к стволам деревьев.

  • Метание в цель (шишкой).

Подвижные игры

  • «Ворона и собачка».

Цель - научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу. Ход игры: Выбирается «собачка», остальные дети – «вороны».



Возле елочки зеленой - Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала Дети убегают от «собачки».

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

Игра проводится 2-3 раза.

  • «Беги к тому, что назову».

  • Цель - напомнить детям названия деревьев. Обучить бегать стайкой.

  • Ход игры:

  • Раз, два, три — елку найди!

  • Раз, два, три — к березе беги!

  • Зима. Изучаем транспорт

  • Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить представления детей о воздушном, водном транспорте.

  • Стихи по теме:

  • Отправляется в полет

  • Лайнер —

  • Пассажирский самолет.

  • Ростом лайнер

  • С трехэтажный дом.

  • Полетишь и ты на нем,

  • Хоть еще ты не дорос

  • До больших его колес.

  • Г. Сатир

  • Вот под радугой ракета

  • Взмыла к небесам.

  • И такую же ракету

  • Я построю сам.

  • Г. Виеру

  • Матросская шапка,

  • Веревка в руке.

  • Тяну я кораблик

  • По быстрой реке.

  • И скачут лягушки

  • За мной по пятам,

  • И просят меня:

  • "Прокати, капитан!"

  • А. Барто

  • Загадки

  • Держусь я только на ходу,

  • А если стану, упаду.

  • {Велосипед)

  • С. Маршак

  • Была телега у меня,

  • Да только не было коня.

  • И вдруг она заржала,

  • Заржала, побежала.

  • {Грузовик)

  • К. Чуковский

  • В поле лестница лежит,

  • Дом по лестнице бежит.

  • {Поезд)

  • Б. Витин

  • Скороговорки

  • Мчатся бешено машины —

  • По шоссе шуршат их шины.

  • И в несущейся лавине

  • Слышен шепот — шу-шу-шу.

  • Это шина шепчет шине:

  • "Я спешу, спешу, спешу".

  • Ю. Разумовский

  • Об коряги корабль все борта поцарапал.

  • М. Шварц

  • Дидактическая игра

  • «Угадай по описанию» - учитель предлагает детям более сложный план для описания. Цель - научить детей составлять описательный рассказ.

  • Упражнение

  • «На шоссе» (физминутка).

  • Цель - развивать координацию слов с движениями, развить творческое воображение, добиться автоматизации шипящих звуков в речи.

  • По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.

  • -Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины.

  • И шипят со злом уже: Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.

  • - Не спеш-ш-ши на вираже. Еж с мешком и посошком Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу. По шоссе идет пешком. Над ежом кружится стриж: Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.

  • Ты куда же, еж, спешишь?

  • Прямо в город, по шоссе - Опять идут, изображая ежика.

  • Тороплюсь я, как и все.

  • Будь, дружок, настороже, Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.

  • Не спеши на вираже!

  • Р. Бородулин

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Нарисуй»

  • Нарисовать машину на снегу.

  • Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Расчистить дорожки от снега.

  • Скольжение по ледяной дорожке.

  • Подвижная игра

  • «Паровозик».

  • Цель - научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в произношении звуков. Ход игры.

  • Дети идут паровозиком.

  • Чух-чух! Чух-чух! Дети произносят: «Чух-чух»

  • Мчится поезд во весь дух. Гудят: «У-у-у».

  • Загудел паровоз и вагончики повез: Гудят: «У-у-у».

  • Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

  • Сто вагонов я тащу.

  • Чух-чу! Чух-чу!

  • Далеко я укачу!

  • Приехали! Шипят: «Ш-ш-ш».

  • - Паровоз, паровоз,

  • Что в подарок нам привез?

  • - Мячики! Прыгают.

  • Зима. Зимующие птицы

  • Цель: закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

  • Стихи по теме:

  • Воробышки игривые,

  • Как детки сиротливые,

  • Прижались у окна.

  • Озябли пташки малые,

  • Голодные, усталые,

  • И жмутся поплотней.

  • С. Есенин

  • Чуть живой. Не чирикает даже.

  • Замерзает совсем воробей.

  • Н. Рубцов

  • Вот ворона сидит на заборе.

  • Все амбары давно на запоре.

  • Все обозы прошли, все подводы,

  • Наступила пора непогоды.

  • Суетится она на заборе —

  • Горе ей, настоящее горе!

  • Ведь ни зернышка нет у вороны

  • И от холода нет обороны.

  • Н. Рубцов

  • Голуби, голуби,

  • Раз, два, три...

  • Прилетели голуби-сизари.

  • И. Токмакова

  • Трудно птицам зимовать,

  • Надо птицам помогать!

  • Распилить я попросил

  • Досочку еловую,

  • Вместе с папой смастерил

  • Птичкину столовую.

  • А. Чепуров

  • Загадки

  • Днем молчит,

  • Ночью кричит.

  • {Филин, сова)

  • Посередь деревьев кузнецы куют.

  • (Дятел)

  • Ты с модницей этой,

  • Конечно, знаком:

  • Вертушке на месте

  • Никак не сидится —

  • Все хвастает

  • Синим своим сюртуком

  • И шапочкой синей

  • Гордится... (синица).

  • Е. Ильин

  • От простуд он не страдает,

  • Не страшится злобных вьюг

  • И к зиме не улетает

  • На далекий знойный юг.

  • Пусть покроют снега груды

  • И пригорок, и пустырь —

  • Раз красавец прилетел к нам,

  • Житель севера... (снегирь).

  • Е. Ильин

  • Черный жилет,

  • Красный берет,

  • Нос как топор,

  • Хвост как упор.

  • {Дятел)

  • Вертится, стрекочет,

  • Весь день хлопочет.

  • (Сорока)

  • На голом суку сидит,

  • На весь двор кричит:

  • «Кар-кар-кар!»

  • (Ворона)

  • Странный доктор есть на свете,

  • Он деревья лечит, дети.

  • Где болит? Тук-тук!

  • А, нашел. Тут, тут.

  • (Дятел)

  • Е. Серова

  • Чик-чирик!

  • К зернышку прыг,

  • Клюй, не робей,

  • Кто это?

  • (Воробей)

  • Синяя косынка,

  • Темненькая спинка,

  • Маленькая птичка,

  • Звать ее... {синичка).

  • Дидактическая игра

  • «Угадай по описанию»

  • Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель - научить составлять описательный рассказ.

  • Упражнение

  • «Кто как поет?»

  • Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  • Покрошить хлеб птицам.

  • Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

  • Сколько птиц к кормушке нашей - Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

  • Прилетело? Мы расскажем.

  • Две синицы, воробей,

  • Шесть щеглов и голубей,

  • Дятел в пестрых крылышках.

  • Всем хватило зернышек.

  • Н. Нищева

  • Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Соорудить для птиц кормушку.

  • Спрыгивание с …

  • Подвижная игра

  • «Собачка и воробьи».

  • Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

  • Ход игры:

  • Один ребенок – «собачка», все остальные – «воробьи».

  • Скачет, скачет воробей - Дети скачут. Скок-поскок!

  • Кличет маленьких детей: Повторяют: «Чив! Чив! Чив!»(3 р)

  • Киньте крошек воробью,

  • Я вам песенку спою:

  • Чик-чирик! Повторяют: «Чик-чирик!». Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются.

  • Игра проводится 2—3 раза.

  • Зимние забавы

  • Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке. У детей спросить, какую форму напоминают постройки, для чего их можно использовать.

  • Стихи по теме:

  • Мчусь, как ветер, на коньках

  • Вдоль лесной опушки...

  • Рукавички на руках,

  • Шапка на макушке...

  • С. Черный

  • Вся земля в снегу,

  • Я на лыжах бегу,

  • Ты бежишь за мной.

  • Хорошо в лесу зимой.

  • А. Введенский

  • Мы слепили снежный ком,

  • Ушки сделали потом,

  • И как раз вместо глаз

  • Угольки нашлись у нас.

  • Кролик вышел как живой!

  • Он с хвостом и с головой!

  • О. Высотская

  • Катя саночки везет

  • От крылечка до ворот,

  • А Сережа на дорожке

  • Воробьям бросает крошки.

  • 3. Александрова

  • Среди нашего двора

  • Снеговик стоял вчера,

  • Мы его слепили сами,

  • Был он с носом и руками.

  • 3. Александрова

  • Загадки по теме

  • Меня хлопали лопатой,

  • Меня сделали горбатой,

  • Меня били, колотили!

  • Ледяной водой облили,

  • И скатились все потом

  • С моего горба гуртом.

  • (Горка)

  • Есть, ребята, у меня

  • Два серебряных коня,

  • Езжу сразу на обоих.

  • Что за кони у меня?

  • (Коньки)

  • Бегут по дорожке

  • Доски да ножки.

  • (Лыжи)

  • Под гору — лечу,

  • В гору — тащу.

  • (Санки)

  • Вот серебряный лужок.

  • Не видать барашка,

  • Не мычит на нем бычок,

  • Не цветет ромашка.

  • Наш лужок зимой хорош,

  • А весною не найдешь.

  • (Каток)

  • В. Орлов

  • Ой, насыпало снежка,

  • Вывожу коня-дружка,

  • За веревочку-узду

  • Через двор коня веду,

  • С горки вниз на нем лечу,

  • А назад его тащу.

  • {Санки)

  • {Русская народная потешка)

  • Что за нелепый человек

  • Пробрался в двадцать первый век?

  • Морковка — нос, в руке — метла,

  • Боится солнца и тепла.

  • (Снеговик)

  • Н. Стожкова

  • Дидактическая игра

  • «Придумать предложение» - дети придумывают предложение с заданным словом. Цель - развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.

  • Упражнения

  • «Прокати слово с горки» - учитель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например «дом», «ком». Цель - упражнять голосовые связки.

  • «Слова-родственники» - дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". Цель - упражнять в подборе однокоренных слов.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • «С горки на горку» - сделать росчерки по снегу.

  • Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

  • Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

  • Мы с тобой снежок слепили. Дети «лепят».

  • Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

  • И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

  • Раз — подбросим, «Подбрасывают»

  • Два — поймаем, «Ловят».

  • Три — уроним «Роняют».

  • И... сломаем. Топают.

  • Н. Нищева

  • Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Подремонтировать снежные постройки.

  • Метание снежков в снежную корзину.

  • Подвижные игры

  • «Зимние забавы».

  • Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

  • Ход игры:

  • Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.

  • Снег холодный лыжи лижет.

  • А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.

  • Но упали мы. Ах! «Падают».

  • А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

  • А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.

  • А потом без сил упали. «Падают».

  • И домой мы побежали. Бегут по кругу.

  • Н. Нищева

  • «Догоняшки в лабиринте».

  • Цель - научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты.

  • Ход игры: дети бегают по заранее сделанному лабиринту.

  • Зима. Где, чей след

  • Цель: развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы, спросить, чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.

  • Стихи по теме:

  • Это кто тут наследил:

  • Бегемот иль крокодил?

  • Здесь играли дети:

  • Танечки и Пети!

  • С. Маршак

  • Ох, как заяц напетлял,

  • От лисы он убегал.

  • Волку не достался

  • И живой остался.

  • Л. Воронкова

  • Маленькие ножки

  • Бежали по дорожке:

  • Топ-топ-топ!

  • Топ-топ-топ!

  • {Русская народная потешка)

  • Загадка

  • Потеряла Вероничка

  • На прогулке рукавичку.

  • Тишке равных в сыске нет,

  • Без труда возьмет он... {след).

  • 3. Александрова

  • Дидактическая игра

  • «Чьи следы?»

  • Воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные. Цель - образование притяжательных прилагательных.

  • Упражнение «Прошагай под приговорку»

  • Воспитатель произносит любую народную потешку, а дети шагают в соответствии с заданным ритмом. Цель - координация речи с движением.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Печатать».

  • Отпечатывать плоскими фигурами - формочками - изображения на снегу.

  • Пальчиковая гимнастика «Погреемся».

  • Поиграем-ка немножко. Дети хлопают в ладоши.

  • Да похлопаем в ладошки.

  • Пальчики мы согреваем, Сжимают пальцы в кулак и разжимают.

  • Их сжимаем, разжимаем.

  • Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Собирать выносной материал, отчищать его от снега.

  • Пройти точно по следам.

  • Подвижная игра «Казаки-разбойники».

  • Цель - развить умение ориентироваться на местности.

  • Ход игры: Дети делятся на две команды: «казаки» и «разбойники»; «казаки» убегают, прячутся, а «разбойники» их ищут по следам или нарисованным стрелкам.

  • Зима. Наблюдаем за животными

  • Цель: познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши собаки. Воспитать доброе отношение к животным.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши, спросить, какое это животное: дикое или домашнее, почему, как зависят домашние животные от человека.

  • Стихи по теме:

  • Вот он крутится волчком,

  • Тузик, Тузик, хвост крючком.

  • Вот летит во весь опор

  • То на речку, то во двор,

  • То дежурит у ворот —

  • Словом, дел невпроворот.

  • А. Прокофьев

  • Загадки

  • Заворчал живой замок,

  • Лег у двери поперек.

  • (Собака)

  • С людьми дружит,

  • Дом сторожит,

  • Живет под крылечком,

  • А хвост колечком.

  • (Собака)

  • Лежит — молчит,

  • Подойдешь — заворчит.

  • (Собака)

  • Дидактическая игра

  • «Назови собачку»

  • Дети придумывают клички для собаки. Цель - активизировать в речи клички животных.

  • Упражнение

  • «Разные собачки»

  • Учитель показывают породу или размер собаки, дети изображают лай, выбрав определенный тембр. Цель - развить умение регулировать силу, громкость голоса.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • Покрошить хлеб для маленькой собачки.

  • Пальчиковая гимнастика «Пирог».

  • Падал снег на порог. Опускают ладони медленно.

  • Кот слепил себе пирог. «Лепят» пирог.

  • А пока лепил и пек,

  • Ручейком пирог утек. Пальчики «бегут».

  • Пирожки себе пеки «Пекут» пирог.

  • Не из снега — из муки.

  • П. Воронько

  • Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Покормить собаку (животного)

  • Пройти по собачьим следам (хождение по ограниченной поверхности).

  • Прогнуться, пролезть в конуру (высокие, низкие воротики).

  • Подвижная игра

  • «Лохматый пес». Цель - научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

  • Ход игры:

  • Вот лежит лохматый пес, Водящий сидит на корточках и изображает, что спит.

  • В лапы свой уткнувши нос,

  • Тихо, смирно он лежит,

  • Не то дремлет, не то спит.

  • Подойдем к нему, разбудим.- Дети подкрадываются к нему на цыпочках и прикасаются к водящему.

  • И посмотрим, что же будет. Водящий пытается запятнать убегающих детей.

  • Зима. Как стали одеваться люди

  • Цель: сформировать представления о сезонной одежде.

  • Ход прогулки:

  • Наблюдение:

  • Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить названия частей одежды, название материала, из которого одежда сшита.

  • Стихи по теме:

  • Наша Маша маленькая,

  • На ней шубка аленькая.

  • Опушка бобровая.

  • Маша чернобровая.

  • (Русская народная потешка)

  • Валенки. Валенки.

  • Невелички, маленьки.

  • На резвые ножки

  • Нашему Сережке.

  • {Русская народная потешка)

  • Я перчатку надеваю,

  • Я в нее не попадаю!

  • Сосчитайте-ка, ребятки,

  • Сколько пальцев у перчатки.

  • Начинаем вслух считать:

  • «Раз, два, три, четыре, пять!»

  • Н. Ныщева

  • Загадки

  • В них упрячешь две ноги —

  • И в мороз гулять беги.

  • Все в шерсти, а кожи нет.

  • (Валенки)

  • Мягкая, теплая, пушистая,

  • Воротник и рукава,

  • Не замерзнет детвора.

  • (Шуба)

  • Я зимой на голове

  • Грею ушки детворе.

  • (Шапка)

  • Дидактические игры

  • «Назови ласково» - дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему «Зимняя одежда». Цель - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  • «Назови одним словом» - дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Зимняя одежда». Цель - закрепить обобщающие слова.

  • Упражнение «Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»

  • Дети отвечают на поставленные вопросы. Цель - закреплять словообразование в мужском, женском и среднем роде.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Расстегни и застегни»

  • Самостоятельно застегнуть пуговицы перед прогулкой и расстегнуть после прогулки.

  • Пальчиковая гимнастика «Обувь».

  • Посчитаем в первый раз, Попеременно хлопки ладонями и удары кулачками.

  • Сколько обуви у нас.

  • Туфли, тапочки, сапожки - Загибают по одному пальчику.

  • Для Наташки и Сережки,

  • Да еще ботинки

  • Для нашей Валентинки,

  • А вот это валенки

  • Для малышки Галеньки.

  • Н. Нищева

  • Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Очистить друг у друга одежду от снега.

  • Перелезть через сугробы.

  • Подвижные игры

  • «Иголочка, ниточка, узелок».

  • Цель - научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно. Ход игры. Дети двигаются в колонне, не расцепляя рук, делают повороты, перепрыгивают через препятствия.

  • «Платок».

  • Цель - развить быстроту и ловкость. Ход игры: Все встают в крут. Водящий с платком идет за кругом, кладет его на плечи одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот, кому пожили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в кругу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Проскурякова Елена Валентиновна

Дата: 20.09.2017

Номер свидетельства: 429012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства