Дискуссионный клуб (Родители-дети)
Цель: улучшение отношений между участниками, повышение культуры внутрисемейных отношений, снижения уровня конфликтности в семье через нормализацию системы требований и распределение прав и обязанностей.
Примечание: подобные формы работы могут проводиться на различные темы с обязательным учетом пожеланий участников и быть использованы при работе с учителями, родителями, молодежью.
Время проведения: 2-2,5 часа.
Количество участников: желательно не более 50 человек.
Необходимые материалы: ватман (доска), маркеры, ручки, бумага.
Требования к помещению: желательно просторное помещение с возможностью передвижения мебели.
План:
1. Вводная: представление ведущих и участников.
2. Разминка-представление. Участники представляются и называют одного известного человека с таким же именем.
3. Правила работы (важно, чтобы и родители, и дети приняли правила работы «здесь и сейчас», не переходить на личности, говорить от своего лица).
4. Разбивка на команды: родители – дети. В каждой команде выбираются ответственные за соблюдение правил.
5. Каждой группе предлагается обсудить следующий вопрос: какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети (отвечают взрослые) и родители (отвечают дети)? Составленные списки не обсуждаются и остаются в группах.
6. Групповое обсуждение: Какой стиль взаимоотношений в семье был бы для вас предпочтительнее? На чем основываются подобные взаимоотношения? Что или кто влияет на налаживание и поддержку оптимальных взаимоотношений в семье? Предполагается, что оптимальным стилем взаимоотношений будет партнерский и демократический, т. е. права и обязанности должны быть равными.
7. Группам предлагается передать листочки с ответами на первый вопрос. Обсуждение.
8. Групповое обсуждение вопросов.
- Что для вас важно в семейных отношениях?
- Как вы думаете, реальны ли списки прав и обязанностей, составленные вами?
- Что значит «хорошая семья»?
- Что значит быть ответственным в семейных отношениях?
- Как можно разделить ответственность в семейных отношениях?
- До какого времени дети остаются детьми?
- Какие вопросы вам трудно обсуждать?
Беседа с элементами тренинга с родителями (лауреат межрегионального конкурса методических разработок в рамках программы «Все цвета кроме черного», республика Татарстан)
Вступительное слово учителя
– Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников? Вопрос не праздный. Многие взрослые – учителя, родители – опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка. Попробуем разобраться.
Взрослые могут считать, что их дети о психоактивных веществах «ничего не знают», но это не так. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему ребенку ничего не грозит», – порой рассуждают папы и мамы.
Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации сегодня – они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда выводы, которые делают дети, можно считать негативными, зачастую бывает, что они воспринимают это как норму поведения.
Очень важно, чтобы родители пользовались у детей авторитетом. Ведь во многом уважение между родителями и ребенком зависит не столько от социального статуса взрослого и его профессиональных достижений, сколько от того, стал ли взрослый значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.
Практикум
Сегодня мы с вами попробуем перевоплотиться в детей и будем обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
Уважаемые родители, вспомните и приведите примеры из своей жизни, когда вы впервые попробовали закурить, выпить, испробовать наркотики.
(Выслушиваем ответы родителей.)
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.
Мозговой штурм
Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется. Работаем в стиле мозгового штурма. Его правила:
– Называя идеи, не повторяйтесь.
– Чем больше список идей, тем лучше.
– Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
– Идеи не оцениваются и не критикуются.
(Ответы родителей записываем на доске.)
Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется: боится оказаться изгоем, быть высмеянным, боится обидеть, казаться грубым, быть не таким, как все.
Тaк же рассуждают наши дети, им тоже трудно сделать выбор.
Ситуация «Просьба»
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться. Тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услугу деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Способы отказа:
– Нет, не могу.
– Нет, нет и еще раз нет.
– Нет, мне сейчас некогда.
– Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причин.
(Приглашаем добровольцев показать сценки.)
Вывод. Приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Не всегда в жизни бывает просто сказать «нет», когда принуждают выпить или попробовать наркотики.
(Предлагаем сюжетно-ролевую игру, в ходе которой родители отработают способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.)
Ролевая игра
Объединяем родителей в 4 группы. Каждой группе раздаем карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. И предлагаем разыграть сценки.
– Привет. Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое-что выпить.
а) Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим.
б) Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти...
– Давай покурим, чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что, салага?
а) Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят.
б) Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.
– Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься.
а) Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман.
б) Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
– Хочешь выпить?
а) Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают плохие поступки.
б) Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
Вывод. Предложение пить, курить, употреблять наркотики может быть отклонено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит ваше здоровье.
Игра-пантомима «Подарок»
Участники становятся в круг. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа, свой подарок, который он описывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.
Вывод. Существует много эффективных способов говорить «нет». Этому нужно учить своих детей.
Сценарий обучающего семинара для педагогов о проведении родительского семинара – практикума в рамках Всероссийского интернет-урока. (МБОУДОД БГОЦ «САМ»)
Цель: повышение уровня знаний родителей и педагогов по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) детьми и подростками в семье.
Задачи:
1)развить терпимое отношение к проблемам подростков и молодёжи, и сформировать плодотворные навыки взаимодействия с детьми в семье;
2)повысить информированность педагогов и родителей о первых признаках
употреблению психоактивных веществ, о приёмах и способах предотвращения употребления психоактивных веществ;
3)привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам борьбы с употреблением психоактивных веществ среди подростков и молодёжи;
4)информировать родителей и педагогов о том, куда обратиться за консультацией к специалистам в различных ситуациях, возникающих в семьях;
5)познакомить педагогов и родителей с возможностями интернет-ресурсов антинаркотической направленности.
План занятия:
Вводное слово– (5 мин.);
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» - (5 мин.);
Просмотр фильма «Счастливая семья» (3 мин.);
Выступление – начальника муниципального отделения Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области о наркоситуации в районе – (10 мин.);
Упражнение «Решите свою проблему» - (15 мин.);
Просмотр фильма «Точка невозврата» - (10 мин.);
Упражнение «Портрет» - (10 мин.);
Выступление специалистов – главный врач КУЗ ВО «Борисоглебский психоневрологический кабинет», педагога – психолога МБОУДОД БГОЦ «САМ» - (20 мин.);
Упражнение «Правила жизни ребёнка» - (10 мин.);
Упражнение «Это интересно» - (10 мин.);
Упражнение «Вопрос – ответ» - (10 мин.);
Просмотр фильма «Высказывание известных людей о детях» - (10 мин.);
Заполнение анкет по итогам интернет – практикума (3 мин.);
Упражнение «Подарки» - (5 мин.).
ХОД СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА.
Вводное слово.
2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» (10 мин.)
- Выстроитесь лицом к лицу в 2 круга внутренний и внешний. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Здравствуй, мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, работаем в одной школе и т.д.).
- Участники внутреннего круга отвечают: «Здравствуй, мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длиной волос и т.д.).
- По команде передвигайтесь, меняя партнера. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Вопросы:
- Что вы чувствовали при выполнение этого упражнения?
- Легко ли было участвовать в этом упражнении?
- Что нового узнали при выполнение этого упражнения?
- Предлагаю начать наше собрание с просмотра фильма, который называется «Счастливая семья».
3. Просмотр фильма «Счастливая семья».
- Мы собрались с вами обсудить опасность вовлечения наших детей в ситуации употребления ПАВ.
-Вспомните, сколько-то лет назад вы получили конвертик. В этом конвертике было завернуто маленькое человеческое существо, и вы знали, что будущее этого человечка больше всего зависит от вас. И с первого дня Вы отдавали ему силы, душу, время. Вы научили его первым шагам, первым словам, первым «можно» и «нельзя». Вы, казалось бы, делали для него все, что могли, а нередко и больше того, что возможно. Но вот прошли годы, человечек вырос.
- Мы живем в такое время, когда попробовать наркотик проще, чем отказаться от этого. Насколько готов ваш ребенок к жизни в такой болезнетворной среде?
-Как показывает практика, практически всегда развитию наркомании предшествует то или иное нарушение функции семьи, проблемы семейных отношений. И это далеко не обязательно что-то грубое, из ряда вон выходящее. Сегодня, как раз, часто беда приходит в семьи, кажущиеся вполне благополучными, где нет разрушительных конфликтов с криками и драками, где у ребенка оба родителя, где материальная обеспеченность находится на вполне удовлетворительном уровне.
- Как сделать так, чтобы беда не пришла в наш дом? Сегодня мы с вами поговорим об этом!
- Наша встреча пройдет в форме активного занятия, где каждый может сказать то, что он думает по этой проблеме, и предложить свои рекомендации. Чтобы мы чувствовали себя свободнее в общении друг с другом, будем работать в группах.
- В начале занятия вы получили жетоны 5 цветов, разделитесь на группы по цветам.
- Прослушаем информацию о наркоситуации в Борисоглебском городском округе. Для вас выступит начальник Борисоглебского отделения Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области.
4. Выступление специалиста.
-Как вы думаете, это проблема нашего города или общая для всех регионов и городов, больших и малых?
- Проблема общая для нашей страны.
-Для того, чтобы предотвратить наркоугрозу, необходимо знать информацию о наркотических веществах, знать врага в лицо.
-Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков разработала сайт с информацией о наркотиках.
-Сегодня на родительском собрании, я предлагаю вам ознакомиться с сайтом www.fskn.gov.ru.
-Многое, из того что Вы узнаете на страницах раздела и на самом сайте, может очень пригодиться Вам в антинаркотическом воспитании ваших детей.
-Информация, которую Вы найдете, будет не только полезна, но и интересна для вас.
-Попрошу вас включить компьютер, открыть интернет, в строку поиск вбить адрес www.fskn.gov.ru.
- Открываем ссылку – «интернет – урок». Здесь находятся все материалы Интернет урока.
Рубрики Интернет – урока: (объяснение по каждой рубрике)
1.Анкета участника Интернет – урока.
2.Вопрос – ответ.
3.Конкурсы для обучающихся.
4.Территориальные органы ФСКН России.
5.Организации, работающие в сфере профилактики наркомании.
6.Тематические разделы.
Для нас в данный момент интересна рубрика «Родителям и детям».
Переходим на ресурс «Родителям и детям».
- На этой странице есть разделы: (объяснение по каждой рубрике)
I. Детям.Этот раздел включает рубрики:
- полезное видео
- игры для вас
- конкурсы и фестивали
- осторожно: наркотики
- отвечаем на ваши вопросы
II. Родителям.
- В этом разделе вы найдёте информацию о том, как правильно строить отношения с детьми, советы специалистов, видеофильмы, причины употребления наркотиков.
- Этот раздел включает рубрики:(объяснение по каждой рубрике)
- это должен знать каждый
- рекомендации специалистов
- советы родителей
- актуальное обсуждение
- фильм по теме
- Для выполнения следующего упражнения «Решите свою проблему» нам необходимо открыть раздел «Это должен знать каждый», «Рекомендации специалистов».
5. Упражнение «Решите свою проблему»
- Каждая группа в течение 5 мин. должна приготовить мини – выступление на тему по материалам сайта по заданным темам.
- Разделим темы по группам:
1.Надо ли говорить со своим ребенком о наркомании или обходить эту проблему (раздел «Рекомендации специалистов», рубрика «Рекомендации педагогом и родителям»).
2.Причины употребления наркотических средств (раздел «Это должен знать каждый», рубрика «Причины употребления наркотиков»).
3.Ошибки родственников, которые способствуют развитию наркомании (раздел «Рекомендации специалистов, рубрика «Типичные ошибки родственников, которые способствуют развитию наркомании. Это анти-правила, т.е. то, чего делать ни в коем случае нельзя).
4.Как воспитать ребёнка, способного противостоять вредным привычкам
(раздел «Это должен знать каждый», рубрика «Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребёнком»).
5.Назовите правила поведения родителей, если они заподозрили, что их ребёнок принимает наркотики (раздел «Это должен знать каждый», рубрика «Что делать, если это произошло — ваш ребенок употребляет наркотики?»).
-Время подготовки закончилось.
-Расскажите, что у вас получилось. Начнём выступление с 1 – ой группы. Регламент 2 мин.
(мини – выступление родителей)
Методические рекомендации педагогам: для подготовки к мини-выступлениям на сайте ФСКН размещены все необходимые материалы. Педагогам необходимо перед проведением собрания их изучить. После выполнения данного упражнения «Решите свою проблему» у родителей могут возникнуть вопросы (см. Приложение 2).
- Мы - родители, стараясь обеспечить своим детям безопасность, заботимся чаще всего о здоровье, благополучии, оберегаем их от несчастных случаев или от дурных компаний или чужого злого умысла. Но многие из нас забывают об ещё одной, не менее грозной опасности, от которой, к несчастью, сегодня никто не застрахован.
- К сожалению, часто родители начинают предпринимать какие-то действия, только когда заподозрят неладное. Многие просто гонят от себя беспокойные мысли и упускают время.
- Характерная черта сегодняшней жизни – это недооценка взрослыми людьми всей опасности, которая исходит от наркотиков. Например, традиционная эпидемия гриппа неизменно вызывает интерес к средствам его профилактики и лечения, а эпидемия подростковой наркомании не вызывает у родителей даже десятой доли должного внимания. Это печальный, но закономерный факт.
6. Просмотр фильма «Точка невозврата».
- Попрошу перейти к рубрике «Фильмы по теме». В этой рубрике предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента фильма «Точка невозврата».
- Ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызвал у вас фильм?
- Как вы считаете, может ли эта проблема коснуться вашего ребёнка?
- Можем ли мы - родители быть уверенными, что делаем всё, чтобы защитить своих детей от наркотиков? К сожалению, гарантированных рецептов нет. И проблема наркомании слишком сложна, чтобы с ней можно было справиться таблетками и набором простых рекомендаций. Есть лишь путь к ребёнку – от понимания к взаимопониманию, от уважения – к взаимоуважению, есть модели поведения, которые могут помочь противостоять искушению и опасности. Есть наша любовь, которая даёт силы выдержать удары судьбы и жить без наркотиков.
-В подростковом возрасте есть свои особенности, которые делают его особенно рискованным для развития различных видов зависимостей, включая наркотическую, и способствует их быстрому развитию.
-Важной особенностью этого возраста является проявление двойственности: с одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.), с другой стороны, не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения.
-Чувство взрослости является движущей силой подросткового возраста в этот период, хотя объективной взрослости у подростка ещё нет. Ребёнок пытается демонстрировать взрослые модели поведения при не сложившейся иерархии ценностей. Поэтому может возникнуть конфликт с родителями. В этот период подростки особо нуждаются в понимании. И отношения со сверстниками становятся более значимыми для них. На этом этапе мнения сверстников для подростков более авторитетно, чем мнение родителей. Поэтому с родителями они делятся своими проблемами в последнюю очередь. И, к сожалению, родители последними узнают о том, что их ребёнок употребляет наркотики.
7. Упражнение «Портрет».
-Мы продолжаем работу в подгруппах.
-Ваша задача, используя материалы сайта, нарисовать «портрет» подростка, склонного к их употреблению и подростка, который употребляет наркотики.
-Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие разделы: «причины, по которым дети начинают употреблять наркотики», «симптомы наркотического опьянения».
-Время на подготовку 10 мин. Время закончилось. Попрошу вас показать и описать ваши портреты.
-Прослушаем информацию педагога - психолога МБОУДОДБГОЦ «САМ» о поведении подростка склонного к их употреблению наркотиков и информацию специалиста КУЗ ВО «Борисоглебский психоневрологический кабинет» о поведении и внешности подростка, который употребляет наркотики.
8. Выступление специалистов.
9. Упражнение «Правила жизни ребёнка».
-Я вам раздам листы бумаги, на которых изображён круг с тремя секторами (можно, нельзя, иногда можно).
-Ваша задача дописать предложения.
- Проанализируйте, что доминирует во взаимоотношениях с ребёнком:
Запреты
Ограничения
Уступки
Вседозволенность
Разумность
- Послушайте о правилах, которые помогают родителям найти «золотую середину» в воспитании детей.
1) Правила, ограничения, запреты, требования должны быть в жизни каждого ребёнка обязательно.
2) Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
3) Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребёнка.
4) Правила должны быть согласованы между взрослыми.
5) Требования должны предъявляться дружественным, разъяснительным тоном, но не повелительным.
6) Наказывая ребёнка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Методические рекомендации педагогам: После выполнения данного упражнения у родителей возникают вопросы о том, правильно ли они воспитывают своего ребёнка. Для ответа на вопросы родителей предложите им пройти онлайн – тестирование. В результате прохождения теста они получат информацию об особенностях стиля воспитания и о взгляде ребенка на то, как его воспитывают. Ссылка на тестирование: http://www.ya-roditel.ru/parents/tests/relationships.with.teenager.php (проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Кроме этого можно использовать тест: «Какой вы родитель?» (Приложение 3).
10. Упражнение «Это интересно».
- Продолжаем работать по группам. Предлагаю более внимательно рассмотреть страницы интернет – урока и выбрать рубрики, которые бы рекомендовали вашему ребёнку. На задание 1 мин.
- Время закончилось. Расскажите, какие рубрике вы выбрали.
- Очень важно и жизненно необходимо познакомить наших детей с интернет - сайтами, на которых содержится достоверная информация о наркотических веществах. Анализ представительного массива русскоязычных WEB-страничек INTERNET по проблеме немедицинского употребления наркотических средств позволил выяснить, что не менее чем в семи из десяти случаев информация посвящена описанию характеристик амфетаминов, галлюциногенов и других видов сильнодействующих наркопрепаратов. Кроме того, в сети INTERNET распространены порнографические наркороманы, сюжетная линия которых постоянно замыкается на приеме наркотиков, получаемом от них «кайфе». Часто посетителей социальных сетей откровенно приглашают к употреблению наркотических веществ. Дорогие родители будьте бдительны и обратите внимание, какую информацию читают ваши дети в интернете.
11. Упражнение «Вопрос – ответ».
- Особо хочу отметить, что все интересующие вопросы вы можете задать в рубрике «Вопрос-ответ» и получить объективную информацию из надежного источника, от специалистов ФСКН.
- Ваша задача в течение 5 мин. придумать вопрос, который мы могли задать специалистам.
- Озвучьте ваши вопросы.
- А теперь мы откроем рубрику: «Отвечаем на ваши вопросы» и внесём свой вопрос в табличку, которая расположена на экране справа.
- Напоминаю, добровольцы МОО «Волонтёрский клуб «Добрая воля» помогут вам.
(Участники вносят свои вопросы и получают набор стикеров для раздачи родителям с ссылкой на интерне сайт «ФСКН»).
12.Просмотр видеоролика «Высказывания известных людей о детях».
13. Заполнение анкет.
- Дорогие педагоги (родители) я желаю вам и вашей и семье быть всегда счастливой, потому, что счастливая семья – здоровая семья.
- Попрошу заполнить анкеты. Оставить отзывы о нашем интернет – практикуме.
(Участники получают и заполняют анкеты).
14. Упражнение «Подарки».
- Закончим наше собрание упражнением «Подарки».
- Все члены группы дарят друг другу воображаемые подарки (по кругу), как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Задача получателя подарка, без слов дарящего угадать предмет и поблагодарить.
- А я хочу поблагодарить вас за совместную работу! Мне было очень приятно познакомиться с вами. И в конце нашего мастер – класса я попрошу вас оценить его содержание и полезность лично для каждого из вас. При выходе из аудитории возьмите один из цветных жетонов и опустите в один из конвертов, который будет соответствовать вашим ощущениям от встречи.