kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Он пел Сибирь в стихах и прозе...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Классный час «Он пел Сибирь в стихах и прозе.».   

Рождественский Игнатий Дмитриевич

«….Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных Сибиряков!»

Цели классного часа:

· Способствовать  формированию гражданского и патриотического воспитания на примере  знаменитого  земляка -  Игнатия Дмитриевича Рождественского.

  • Способствовать воспитывать чувство гордости за свой край, уважение к труду и традициям предков, любовь к Родине, любовь  к историческим ценностям края, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Музыкальное оформление:

  • Запись с концерта вокальной музыки сибирских композиторов 14 июня 2014 года. Красноярский Дом Искусств. Исполняет Александр Михалёв (баритон, фортепиано)  - песня на стихи Игнатия Рождественского «Город над Енисеем».

Оборудование:

  • компьютер  с  проектором
  • электронная  презентация
  • раздаточный материал 
  •  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Он пел Сибирь в стихах и прозе...»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЧИНСКИЙ ТЕХНИКУМ НЕФТИ И ГАЗА»






Методическая разработка

Классный час,

в рамках проведения краевого конкурса

«Искусство воспитания»



«Он пел Сибирь в стихах и прозе...»

















Разработала: руководитель группы Шподырева О.В.







Ачинск, 2015 г

Рождественский Игнатий Дмитриевич



«….Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных Сибиряков!»

Цели классного часа:

  • Способствовать формированию гражданского и патриотического воспитания на примере знаменитого земляка - Игнатия Дмитриевича Рождественского.

  • Способствовать воспитывать чувство гордости за свой край, уважение к труду и традициям предков, любовь к Родине, любовь к историческим ценностям края, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Музыкальное оформление:

  • Запись с концерта вокальной музыки сибирских композиторов 14 июня 2014 года. Красноярский Дом Искусств. Исполняет Александр Михалёв (баритон, фортепиано) - песня на стихи Игнатия Рождественского «Город над Енисеем».

Оборудование:

  • компьютер с проектором

  • электронная презентация

  • раздаточный материал (Приложение 1)

Ход классного часа

Вступительное слово руководителя группы:

Добрый день ребята и гости нашего мероприятия!

Красив и богат наш край! Он очень разный на севере и на юге, вблизи Енисея и в глубокой тайге. Особенным богатством края являются люди, которые живут в нём и воспевают его в своём творчестве. Их рассказы, стихи и картины говорят о любви к Красноярскому краю, к могучему Енисею, к живописной природе и к людям, живущим в нашем крае.

Друзья, сегодня наш классный час называется «Он пел Сибирь в стихах и прозе…». 10 ноября исполнилось 105 лет со дня рождения Рождественского Игнатия Дмитриевича. Данное мероприятие освещает память о нашем сибирском поэте.

Чтобы стать поэтом, нужен талант. Важно не только усвоить правила стихосложения, но и сказать свое слово, принести в поэзию оригинальное содержание. А вот понять стихотворения способен научиться каждый. Чтобы понимать даже самые сложные из них, не обязательно быть поэтом. Даже самые простые стихотворения требуют от читателя внимания. Или, точнее, – сопереживания.

Ребята, я предлагаю во время классного часа показать умение понимать и сопереживать прослушанным стихотворениям, которые не просто могут нравиться или не нравиться, а прежде всего вы можете почувствовать то, что переживал поэт, когда создавал свое творчество. Поэтому, каждому предлагается заполнить «листок читателя», который находится в раздаточном материале. В течении всего мероприятия будут звучать стихотворения из творчества Рождественского И.Д. Ваша задача в «листке читателя» отображать свои мысли, эмоции, переживания.

Чтец 1  Стихотворение «Мой край» (1947 г.)

Где еще найдешь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буревые,
Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, не боящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.
Где найдешь места такие в мире!
Столько птиц и рыбьих косяков!
Столько леса, пашен и лугов!
Столько светлой, необъятной шири!
Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных сибиряков!

Чтец 6   Игнатий родился 10 ноября 1910 года в Москве. Будущий поэт родился в интеллигентной и обеспеченной семье. Его дед по матери, Николай Бландов, был основателем первого в Москве молочного завода, а бабушка, Мария Евграфовна, писала книги для детей, дружила со многими известными литераторами своей эпохи: в частности, она переписывалась с Иваном Тургеневым и даже написала книгу воспоминаний о нем. Глава семейства, Дмитрий Игнатьевич Рождественский, сочинял стихи, хотя никогда их не печатал, но сын помнил многие стихи отца наизусть. Мать будущего поэта, Екатерина Николаевна, была выпускницей Сорбонны и знала несколько иностранных языков. Она и привила первый интерес к поэзии своим детям. Мальчик рос в атмосфере общей любви. В доме постоянно звучала музыка. Читались стихи. Велись разговоры об искусстве. На праздники устраивались спектакли, в которых участвовали домашние и их друзья. Наверное, там надо искать истоки любви к поэзии, литературе, искусству, которая так ярко проявилась в нем, юноше, и уже не оставляла никогда.

Чтец 3 Октябрьская революция 1917 года переменила всю жизнь семьи.
Семья Рождественских покидает Москву и переезжает в Красноярск, когда мальчику едва исполнилось 10 лет. Казалось, Сибирь могла дать убежище, спасти. Может быть, Красноярск и не стал бы тем городом, с которым судьба навечно связала Игнатия Рождественского, но здесь, вскоре после приезда, тяжело заболевает и умирает его мать.

Убитый горем отец оставляет семью... и становится священником в одном из приходов края. С тех пор они больше не виделись. Детство кончилось. Осиротевший Игнатий рано узнает, что такое скитание по чужим углам, забота о куске хлеба. Пятнадцатилетним юношей он начинает самостоятельный жизненный путь. Когда заканчивались занятия в школе, Игнатию до конца каникул приходилось работать. Он трудился повсюду, помогал землемерам, прорубал в тайге просеки для проектировавшейся тогда железной дороги Томск – Енисейск. Позднее он вспоминал об этом в стихах:

Чтец 4

Мечтали мы о новой магистрали
И не щадили рук и ни сердец,
А комары нас заживо съедали,
Набрасывался яростный мокрец...

Ну, а тогда, возвращаясь в школу после лета, проведенного в изнурительном труде, он брался за учебники. Любознательный, с прекрасной памятью, он выделялся среди учащихся Красноярской школы № 20 своей начитанностью, умом, развитием. Тогда же пришли увлечение историей и географией. При свете открытой печки он часами мог рассматривать географические карты, живо представляя далекие страны. Эту страсть он сохранил до конца жизни. Под влиянием чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому.

«В помещении редакции «Красноярский рабочий» в декабре 1927 года впервые собрались юноши и девушки, любящие литературу, в числе которых находился и автор этих строк. Мы выполняли любые задания редакции, писали стихи. Это была кипучая жизнь», – вспоминал впоследствии Рождественский.

Чтец 6  В том же, 1927 году, когда Игнатию было 17 лет, в газете «Красноярский рабочий» появилось его первое печатное стихотворение «Полк обороны». 
Конец двадцатых… В крае, как и по всей стране, идет борьба с безграмотностью. И восемнадцатилетний Игнатий, только что получивший аттестат об окончании школы, уезжает в Новоселовский район ликвидатором безграмотности и учителем начальной школы деревни Камчатка. Потом переезжает в село Чалбышево Пировского района. 

В деревне тогда жилось непросто, большинству было не до учебы, надо было работать, обеспечивать семью всем необходимым и едой и одеждой: сами пряли лен, сами шили одежду... А вот вечерами девушки с прялками, парни с гармошками приходили на занятия. Во время перемен пряли, чтобы не терять даром ни минуты. Педагогов не хватало, поэтому Игнатий Дмитриевич преподавал не только литературу, но и географию. Перегрузка, тяжелые условия привели к тому, что у него стало ухудшаться зрение, понадобились очки. В воспоминаниях его учеников и друзей очки «с выпуклыми стеклами» были главным, что запоминалось в этом высоком, порывистом черноволосом человеке при первой встрече. И только потом приходили восторженность, и даже преклонение перед педагогом, умевшим расположить к себе и ребенка и взрослого. Рождественский легко сходился с людьми, и близорукость не мешала ему разглядеть каждого, как не мешала замечать только поэту видимые детали.

Чтец 1  В Чалбышево Игнатий Рождественский встретил молодую учительницу Евгению Злотину:

Стала осень для нас весною,
Даже ветер колючий стих...
И тебя я назвал женою,
Самым нежным из слов людских.

Эти строчки появятся позже. Тогда же просто пришла любовь. Как оказалось, навсегда. Двоих сыновей и трех дочерей воспитали они за долгую совместную жизнь. А любовная лирика поэта, до последней строчки посвященная жене, возможно, составит лучшее, что он создаст за более чем сорокалетнюю литературную деятельность.

Чтец 2  Стихотворение  «Любовь у нас немножечко иная» (1942 год)

Любовь у нас немножечко иная,
Чем у других. Мы вместе много лет,
Но я тебя, как следует, не знаю
И, видно, так и не узнаю, нет.

Ни на перроне шумного вокзала,
Ни у реки бурливой по весне
Слов, от которых сердце б замирало,
Ни разу ты не говорила мне.

А я их ждал не днями, а годами.
Я бредил ими, тосковал о них,
Не угасало ожиданья пламя
В краю пурги и в далях ледяных.

И ныне жду, как прежде, терпеливо,
Они во сне мне слышатся, а ты,
А ты молчишь, как северная ива,
Что поднялась из вечной мерзлоты...

 Чтец 3 В 1934 году молодая семья уезжает в Туруханск. А в тихой сибирской деревеньке Чалбышево в память о поэте осталась улица, позднее названная его именем. Два года Рождественский учил старшеклассников Туруханска. Заочно с отличием окончил Иркутский педагогический институт. Енисейский Север заворожил поэта: суровые, метельные зимы, мечтательные белые ночи. И, конечно, люди особенного склада.

Стихотворение «Север»  (1943 год)

Он тебе покажется угрюмым;
Тишина, белесый небосвод…
Горький дым над заметённым чумом
Одиноким облачком плывёт.
Тишина… И, может быть, не сразу
Ты заметишь в сумрачной ночи,
Как в снегах, невидимые глазу,
Непокорно плещутся ключи.
Как, в мохнатом облаке позёмки,
На пластах полярной мерзлоты
Вырастают гордо камнеломки —
Голубые смелые цветы…

Здесь тепла земле недоставало,
Люди здесь суровые на взгляд,
Здесь к тебе присмотрятся сначала,
А потом с тобой заговорят…

Чтец 4  Жизнь и творчество И. Д. Рождественского неразрывно связаны с Сибирью, с родным Красноярским краем. В молодые годы он работал учителем в Игарке, позже корреспондентом газеты «Правда» много ездил по краю, побывал в разных уголках Сибири.

Превосходное знание края и восторженная влюбленность в него, в суровую красоту его природы, в его людей, уважение к его славному прошлому, героическому настоящему, вера в светлое будущее и являются тем живым родником, из которого берет начало поэзия И. Д. Рождественского. В своих стихотворениях он говорит, прежде всего, о родном крае и его людях, о том, что с юности стало ему близко и дорого.

К людям Сибири, к хозяевам края, а значит, и к нам с вами, обращает он горячие, призывные строки своих стихотворений.

Чтец 5   Стихотворение «Здесь все твое…» (1943 год)

Здесь все твое! Весь край суровый,

И широта и высота

От малой веточки кедровой

До исполинского хребта.

Здесь все твое! Луга и нивы

Цветы, туманы, облака

И ветра мягкого порывы,

И трав шумящие шелка.

Здесь все твое! Владей умело

Всем, что завещано тебе.

Здесь все твое! Впрягайся в дело,

Вовек не кланяйся судьбе.

Бери судьбу, как молот, в руки,

И никогда не выпускай!

Нас ждут станки и виадуки,

Большое поприще науки,

Заждался нас таежный край.

И сколько, сколько незажженных

Нас ждет земных, лучистых звезд,

Пускай в тайге, на горных склонах

Опоры встанут в полный рост.

Пускай поднимутся плотины

Из енисейской быстрины,

Мы непреклонны, мы едины,

Творцы, разведчики весны.

Чтец 1  Любое время года, любая широта, любой уголок  просторов Сибири  были близки ему как что-то личное и дорогое. Это была деятельная любовь: он не только воспевал Сибирь,  но был тружеником на этой земле. Он преподавал в разных местах края, в том числе – в Игарке как раз в то время, когда там учился будущий писатель – В. П. Астафьев. И Рождественский издал свою первую книгу – «Северное сияние» в 1936 году. Одновременно с этим он работал корреспондентом, и это позволило ему изъездить Сибирь, как говорят, вдоль и поперек. Особенно близок был ему Север, недаром и дано было название  первой книги.

Стихотворение «Белая ночь» (1943 год)

Нам открывается Север. Над нами

Встало, тайгу озарив,

Белых ночей осторожное пламя,

Света туманный разлив.

Белые ночи. Спокойно на сердце.

Нас не преследует мрак,

Это, чтоб я на тебя насмотрелся:

Дня не хватило никак.

Это, чтоб я любовался тобою,

Это, чтоб нам не спалось…

Вьется дымок над трубою,

Вахтенный дремлет матрос.

Громко вздохнуть мы с тобой не смеем,

Чтоб не вспугнуть красоты.

Белая мгла над родным Енисеем,

Белых черемух кусты.

Где и когда ты встречала такое?

Молча с тобою стоим.

С берега машет рыбачка рукою,

Счастья желает двоим…

Чтец 2  Стихотворение «Торопится к морю волна Енисея» (1943 год)

Торопится к морю волна Енисея

Дорога её далека.

Чем дальше на север, тем ночи светлее.

Сильнее и шире река.

Звенят голоса кораблей на просторе,

В низовья идет караван.

Такой ширине позавидует море,

Такой глубине – океан.

Весенний разлив, богатырские плесы,

Чуть видны вдали берега,

Поля поднялись на вершину утеса,

Разбужена стройкой тайга.

Встают корпуса, и крепки и плечисты,

Упорен и радостен труд.

В таймырскую тундру плывут трактористы.

Радисты на Диксон плывут.

И стало в морозной Сибири теплее,

И в тундре сады расцвели,

К полярному морю пришла с Енисея

Весна обновленной земли.

Чтец 3  Мороз, метели, снега и рядом с этим всегда тепло человеческого сердца. Открытая доброта и щедрость северян, наверное, потому и стали для него поэтической темой, что были родственны его собственной душе. Он пишет о природе, но она слита с чувствами и желаниями людей: иногда это прямое иносказание, иногда какие-то черты сходства – и всегда восхищенное слово о родной земле и ее людях.

Стихотворение «Встреча ангары с Енисеем» (1942 год)

В беге устали не зная,

Пеной волн одев гранит,

Ангара, река лесная,

Енисею говорит:

– Через скалы от Байкала

Я рвалась к волне твоей,

Я всю жизнь тебя искала,

Мой красавец Енисей…

О тебе мне пели птицы,

Прилетев из края льда,

И хотелось породниться

Мне с тобою навсегда.

О тебе шептали вьюги,

Сестры северных морей,

Ну, скажи своей подруге

Слово теплое скорей.

Я всю жизнь тебя любила,

Был мой путь к тебе далек,

Я в пути не замутила

Свой стремительный поток.

Я пробилась через скалы –

Быстролетна и светла…

Долго я тебя искала –

И нашла!

Чтец 4  Стихи переполняют сердце поэта, стихи просятся на волю. Рождественский начинает активно сотрудничать с иркутскими журналами «Будущая Сибирь» и «Новая Сибирь». 1936-37 учебный год Игнатий Дмитриевич начал в Игарке. Город еще только строился, и как учитель и поэт Рождественский отдал его становлению много сил.

Он преподавал в разных местах края, в том числе – в Игарке как раз в то время, когда там учился будущий писатель – Виктор Астафьев, и позднее Виктор Петрович тепло вспомнит о нем. «Мы читали и слушали стихи Пушкина, Некрасова, Лермонтова, мы любили творения этих великих поэтов, но они писали и про дворян и про «немытую Россию», а вот про нас, про Заполярье, про Игарку писал Игнатий Дмитриевич. И нам, конечно же, стихи его казались самыми прекрасными... В 1941 году Игнатий Дмитриевич выехал в Красноярск. Уехал и навсегда оставил в наших сердцах любовь к литературе и великому русскому языку». Когда вышла первая книга рассказов В.П. Астафьева, он поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

Чтец 7 Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии этакое дано!» «Ну, такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» — решил мой разбойный пятый «Б» класс.

Ан не тут-то было! На уроке литературы учитель заставил всех нас подряд читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Орясина! Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
На уроке русского языка учитель наш так разошелся, что проговорил о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумленно поглядев на часы, махнул рукой: «Ладно, диктант напишем завтра».

Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

Впервые за все время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять — пятнадцать, и мы все чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.

Очень полюбили мы самостоятельную работу — не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.
Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. Класс заскрипел ручками.
Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таежному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я и назвал свое школьное сочинение « Жив ».

Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул — у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

Благодарно вспоминал в своем рассказе “Учитель” Виктор Астафьев.

Чтец 5  Газеты края не раз писали об интересной работе учителя И. Рождественского, о прочных знаниях его учеников. Но лучшее подтверждение его педагогического дара, умения разглядеть в ребятишках, на которых, как говорил  Виктор Астафьев, «многие учителя рукой махнули и считали несчастьем великим их учить», – божью искру, талант – благодарная память бывших учеников, не забывавших его уроки до конца своей жизни.

В Красноярске Рождественский начинает работать литературным консультантом в краевом книжном издательстве. К тому времени он уже автор двух поэтических сборников. Поэзия, литература становятся его профессией.

Чтец 1  С первых дней Великой Отечественной войны Игнатий Рождественский считал себя мобилизованным и призванным Родиной. Зрение не позволило ему пойти на фронт. Но его военные стихи, пронизанные чувством истинного патриотизма и любви к Родине, попадали на передовую, согревая сердца фронтовиков.

Находясь в тылу, сибирские литераторы не оставались в стороне от военных событий, откликались на них не только литературными произведениями. Горячее участие в этой работе принимал и Игнатий Рождественский. В эти тяжелые годы его стихи постоянно печатаются в газетах, выходят две поэтические книги «В боевом строю» и «Сердце Сибири». В 1946году Игнатия Рождественского принимают в Союз писателей СССР. Возникла Красноярская писательская организация.

Чтец 6 Плодотворным для И. Рождественского стал послевоенный период. Новосибирский сборник «Родные края» и красноярские «Саяны», «С берегов Енисея» обобщали творчество поэта в сороковые годы.

Стихотворение «Саяны» (1956 год)

Я ждал вас, от волненья замирая,

До боли всматриваясь в синеву,

Стелилась степь весенняя без края,

Где ветер гладил нежную траву.

Я ждал вас, от предчувствия бледнея,

Так можно только встречи с милой ждать.

Вдали сверкнули воды Енисея,

За ними степь, за степью степь опять.

И вдруг с холма в рассветной позолоте

По горизонту ближнему всему

Вы, словно птицы сильные на взлете,

Открылись разом взгляду моему.

Могучи, беловерхи, синегранны,

Как много лет я жил от вас вдали!

И я к вам руки протянул, Саяны,

И я вам поклонился до земли.

Чтец 3  Каждая книга поэта, – как путешествие по краю. Игнатий Дмитриевич был бесконечно предан ему, считал себя сибиряком, «и не рвался в теплую Москву», как писал в посвящении другу поэт Лев Ошанин, он не мог представить свою жизнь без ставшей родной Сибири.

Стихотворение «Не расстаться с тобой» (1953 год)

Разве можно, скажи мне, расстаться с тобой,

Город над Енисеем,

Где черемух прибой над волной голубой,

Где знаком с детских лет переулок любой,

Где проходят любовь по аллеям?

Караульную сопку забыть не смогу,

Как оставлю Афонтову гору?

И лыжню, что меня уводила в Тайку,

И просторы, открытые взору.

И на якоре мертвом могилы родных

Под цветущими тополями,

Сколько слез безутешных упало на них,

На травы негасимое пламя.

Разве можно покинуть хороших друзей,

Над встающей плотиной светила,

Нет, никогда бы меня не простил Енисей,

И тайга бы меня не простила.

Чтец 6  Великая река стала для поэта символом его творчества. И еще он любил сибирскую природу, всю жизнь, восхищаясь ею как маленький ребенок, воспевая ее в своих стихах, он оставил нам радость встреч с тем, что увидел восторженно-проницательным взором поэта.

Неутомимым тружеником прошел Рождественский весь свой жизненный путь. У всех, знавших поэта, осталась память о нем как о вечном искателе и следопыте, влюбленном в жизнь и людей, обуреваемом жаждой знаний, о верном друге и товарище.

Чтец 5 Самые последние книги поэта вышли в его родном Красноярске. О книге стихов «Поклон вам, милые края» можно говорить как о главной книге поэта. Это был последний поклон бесконечно любимой сибирской земле, прощание с Севером, тайгой, с Енисеем...

Прошуметь бы ливнем щедрым 
Над просторами земли,
Чтобы легче стало кедрам, 
Что там кедрам, даже недрам, 
Чтобы камни расцвели...

Чтец 1  Через несколько месяцев поэта не стало... В память о поэте в Красноярске, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. С нее на прохожих глядит совсем не хрестоматийный портрет поэта, и каждый может прочитать строчки, ставшие девизом его жизни: «Я себя не мыслю без Сибири, без моих родных сибиряков».

Вступительное слово руководителя группы

В заключении прослушаем запись с концерта вокальной музыки сибирских композиторов в Исполнении Александра Михалёва (баритон, фортепиано) на стихи Игнатия Рождественского «Город над Енисеем».

Вступительное слово руководителя группы

Прочесть всех поэтов невозможно, как невозможно познакомиться со всеми людьми. Но можно научиться чувствовать книгу стихотворений, как мы чувствуем приятных и неприятных нам людей. Стихотворения, как люди, требуют внимания, доброты, открытости, просто искреннего желания понять.
Научиться читать поэзию, может быть, труднее, чем научиться писать стихотворения. Все ли по-настоящему понимают прочитанное? Сейчас мы узнаем, какие впечатления остались от прочитанных стихотворений.

Вступительное слово руководителя группы

Главная тема произведений Рождественского — прошлое и настоящее Сибири, стойкость её людей, суровая и прекрасная природа.

Каждое стихотворение поэта, - как путешествие по краю. Игнатий Дмитриевич был бесконечно предан ему, считал себя сибиряком, «и не рвался в теплую Москву», как писал в посвящении другу поэт Лев Ошанин. Он не мог представить свою жизнь без ставшей родной Сибири, он по-настоящему любил и воспевал ее. Он жил и дышал любовью к России и поэзии. И тем самым хотел оставить след в памяти людей. Об этом свидетельствует трогательный прощальный раздел "У вечернего костра", где есть такие щемящие душу слова:

Может быть, хотя б одной строкой

Я останусь в памяти людской...

Этими строками я хочу закончить нашу встречу. Благодарю всех за внимание и участие. До свидания, до новых встреч.



 

















Список используемых источников



  1. Материалы сайта www.krasnet.ru

  2. Материалы с сайта http://rocich.ru/

  3. Материалы сайта http://magazines.russ.ru/

  4. Материалы сайта http://www.krasrab.com
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка «Он пел Сибирь в стихах и прозе...»

Автор: Шподырева Оксана Викторовна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259210


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства