Интеллектуально-познавательная игра
«Этикет или что такое хорошо, что такое плохо?»
Автор: Бахтина О. С.
Место мероприятия в учебно-воспитательном процессе:
Данное воспитательное мероприятие было разработано мной как итоговое занятие в рамках спецкурса АБД «Домоведение» (раздел «Этикет»).
Тема: правила культурного поведения
Целевая аудитория: 2-3 класс.
Форма мероприятия: интеллектуально-познавательная игра с применением ИКТ.
Цель: Проверить и закрепить в активной игровой форме полученные детьми знания по освоению норм и правил культурного поведения.
Задачи:
Формирование потребностей у учащихся действовать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в культурном обществе.
Расширить кругозор детей, используя метапредметные связи при постановке вопросов (история, литература, музыка).
Повысить уровень мотивации учащихся к дальнейшему изучению правил этикета.
Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Предварительная работа педагога:
Учитывая выбранную форму проведения воспитательного мероприятия, а также уровень развития и возраст учеников для проведения мероприятия мной была изучена необходимая литература и подобраны вопросы по теме мероприятия разного уровня сложности. Большая часть вопросов содержат в себе дополнительную познавательную информацию. Прил.1
Разработана электронная версия игры в программе PowerPoint. Прил.2
Подготовлен раздаточный материал для ответов на вопросы. Прил.3
Выбрана форма поощрения участников игры: грамоты и сувениры.
Предварительная работа с учениками:
Предложить учащимся прочитать дополнительную литературу по теме игры.
Создать инициативную группу, которая, по итогам экзамена по этикету готовит две команды участников интеллектуальной игры. Они в свою очередь определяются с выбором названия команды, капитанов и приветствия.
Подготовить оформление класса к игре: создать иллюстрации к различным правилам этикета.
Оснащение:
Презентация игры, листы с заданиями для общих вопросов (кроссворды, этикетные ошибки), таблички с названиями команд, ручки, оценочные листы для жюри.
Ход проведения мероприятия
Вступительное слово педагога:
Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из ведущих направлений в Академии Благородных Девиц – это этикет, а именно правилам культурного поведения.
На прошлой неделе прошёл экзамен по этикету во втором и третьем классах, который показал, что наш совместный труд родителей, педагогов и самих сударынь приносит свои плоды. В результате, сейчас за игровыми столами сидят сударыни, которые не просто знают этикет, но и своим примером, на практике показывают, что такое культурное поведение. Это:
Команда «Девчата»
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Команда «Сударушки»
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Игра, в которой будут участвовать сударыни, называется «Этикет или что такое хорошо, что такое плохо…». Жюри сегодня строгое, но справедливое. А в начале приветствие команд (выступление каждой команды с приветствием).
Объяснение правил игры:
Перед вами игровое поле, на нём 5 категорий вопросов: из истории этикета, этикетные задачи, сказочный этикет, столовый этикет и этикет от Смешариков. В каждой категории по 4 вопроса разного уровня сложности.
Команды по очереди выбирают вопрос. Та команда, которая выбирала, имеет право первой на него отвечать. Если она отвечает правильно, то ей начисляется то количество баллов, которое этот вопрос стоил. Если нет, то есть шанс у другой команды ответить на него правильно и заработать очки. Если никто не отвечает правильно, то баллы сгорают.
Будут вопросы под названием «кот в мешке». На них нужно отвечать командам одновременно. Эти вопросы либо на скорость (кто быстрее с заданием справится, та и заработает баллы), либо на большее количество правильных ответов внутри вопроса.
По предварительной жеребьёвке право первыми выбирать вопрос выпало команде ___________________.
__________________________________________________________________________
Примечание:
Данная разработка игры была использована во внеклассном мероприятии кадет 3-го класса, где сударыни уже выступали в роли ведущих, а также в последующие учебные года в классах сударынь АБД. Количество участвующих команд было увеличено.
Методические рекомендации и пояснения к игре
Выбор темы для создания данной интеллектуально-познавательной игры обусловлен спецификой учебного заведения «Академия Благородных Девиц», где я осуществляю свою педагогическую деятельность. А также заинтересованность родителей в воспитании культурно-образованных сударынь, умеющих применять свои знания в области этикета на практике.
Название игры «Этикет или что такое хорошо или что такое плохо» предполагает оценочную характеристику к правилам и нормам поведения, что отражено в морально-этической направленности самих вопросов.
На просторах интернета можно много найти различной информации по правилам культурного поведения. Педагогами разработаны викторины, внеклассные мероприятия, игры. Моя основная задача при составлении вопросов была выяснить, не как хорошо дети знают то или иное правило этикета, сколько побудить в них интерес к дальнейшему изучению информации по данной теме и в своей повседневной жизни применять полученные знания на практике. Поэтому многие вопросы игры включают дополнительную интересную информацию, построены на знаниях в других областях культуры и требуют логического мышления.
Уровень сложности вопросов соответствует возрасту 8-10 лет и основаны на знаниях, полученных на занятиях спецкурса «Домоведение», а также на общем жизненном опыте детей.
Принцип проведения игры я построила по примеру всем известной телевизионной интеллектуальной игры «Своя игра». Такая организация помогла мне сгруппировать вопросы по темам и усилить соревновательный элемент игры. Визуализация вопросов вызывает у детей больший интерес, чем только словесный, поэтому вопросы были иллюстрированы в электронном варианте и представлены в виде презентации PowerPoint.
Игра проходила между сударынями 2-го и 3-го классов. Команды были смешанные, что позволило девочкам лучше узнать сударынь другого класса, между ними установились доброжелательные отношения. Подготовительный этап игры способствовал развитию творческих способностей детей и их самоорганизации, а также выявил лидеров класса. Продолжительность мероприятия – 1час, что соответствует возрастным и психическим особенностям учащихся.
Во время игры сохранялась хорошая соревновательная атмосфера, дети с интересом ждали следующего задания и были очень рады, если знали ответ на заданный вопрос, особенно повышенной сложности. Исходя из опыта проведения этой игры, вопрос в разделе «этикетные задачи – 40!» (кроссворд) вызывает повышенную сложность и требует дополнительного времени на его ответ, поэтому в следующий раз с другими классами я предлагала участникам оставить его на конец игры, либо решение кроссворда оставалось за пределами данного мероприятия.
В качестве рефлексии проводилось анкетирование сударынь, которое показало позитивную оценку данного мероприятия.
В заключении хочется отметить, что процесс воспитания длительный и включает в себя многие факторы, такие как семья, окружающая среда, школа. Наша задача, как педагогов, дать правильные ориентиры. На собственном примере либо опыте других людей, научить понимать, что действительно хорошо, а что плохо. И этой маленькой крупинкой в сложном процессе воспитания культурной личности и является моя разработка интеллектуально-познавательной игры «Этикет или что такое хорошо, что такое плохо».
Технология проведения игры в презентации:
При выборе вопроса - «левая кнопка мыши» (ЛКМ) на одну из цифр в цветном кубе.
При возращении обратно на игровое поле цвет цифры с пройденным вопросом становиться светлым.
В описании вопросов я использовала знаки, которые предполагали следующие действия во время чтения задания при показе его на экране (см. Прил.1):
- клавиша «пробел» - продолжение вопроса;
- клавиша «пробел» - правильный ответ;
- «ЛКМ» по нижнему правому углу – возврат на игровое поле.
Esc
- клавиша «Esc» - остановка показа видео
При разработке данной игры были использованы следующие литературные и интернет ресурсы:
Царева Е.А. Столовый этикет. Занятие по обобщению знаний, 1 класс. Итоговая работа в рамках Мастер-класса. http://www.nachalka.com/node/1445
Хаткина М.А. Весёлые уроки кота Этикета. Ростов-на-Дону, 2007.
Головоломка «Радуга» http://www.solnet.ee/sol/008/kr_029.html
2