Методическая разработка внеклассного мероприятия по эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных методов рисования: «Поможем зайцу найти друзей»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных методов рисования: «Поможем зайцу найти друзей»
Тема: « Поможем зайцу найти друзей»
Цель: Продолжать закреплять умения рисовать зайчика нетрадиционным способом ( тычком). Раскрашивать несложные рисунки, не выходя за пределы контура.
Задачи:
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие зрительно-двигательной координации, активного и пассивного словаря.
Образовательная : овладение элементарными приемами и навыками рисования, умение правильно держать кисточку. Расширение круга зрительных впечатлений, способствующих более точному и полному представлению об изображаемом предмете.
Воспитательная : выработать у детей умение слушать учителя и выполнять определенные задания.
Материалы: листы голубой бумаги с контуром зайца, гуашь, кисточка жесткая широкая, кисточка тонкая, баночка с водой, салфетка, образец.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных методов рисования: «Поможем зайцу найти друзей»»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по эстетическому воспитанию
с использованием нетрадиционных методов рисования:
«Поможем зайцу найти друзей»
Разработала: Князева Галина Ивановна.
( воспитатель 1 категории)
2015-2016уч.год
Пояснительная записка.
Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование , которое:
— воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни; — формировать изобразительные навыки и умения.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Я предлагаю вам опыт обучения рисованию методом тычка.
Необычность этого метода заключается в том , что детям предлагается рисовать красками используя не мягкую беличью кисть , а кисточку для клея ( жёсткую, щетинную)
Предлагаемый метод рисования не требует от детей изобразительных умений. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях. Для рисования методом тычка ( или набивки) необходима гуашь и щетинная кисть . Кисточку при рисовании необходимо держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и делать тычкообразные движения . Тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Причём , чем меньше краски на кисточки , тем «пушистее» получается точка. Изображения получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки , сначала по линии контура предмета, а потом внутри его.
Преимущества метода тычка:
— позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; — дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира; — формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; — способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Методические рекомендации по рисованию способом тычка.
1. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. 2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу в маленькие розетки. 3. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. 4. Должно быть не менее двух кисточек (одна жесткая, другая тонкая и мягкая). 5. Необходимы, также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
Тема: « Поможем зайцу найти друзей»
Цель: Продолжать закреплять умения рисовать зайчика нетрадиционным способом ( тычком). Раскрашивать несложные рисунки , не выходя за пределы контура.
Задачи:
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие зрительно-двигательной координации, активного и пассивного словаря.
Образовательная : овладение элементарными приемами и навыками рисования, умение правильно держать кисточку. Расширение круга зрительных впечатлений, способствующих более точному и полному представлению об изображаемом предмете .
Воспитательная : выработать у детей умение слушать учителя и выполнять определенные задания.
Материалы: листы голубой бумаги с контуром зайца, гуашь, кисточка жесткая широкая, кисточка тонкая, баночка с водой, салфетка, образец.
в )-Белой краской закончили рисовать. Кисточка любит чистоту, что нужно сделать?
г)-Зайка не видит вас? Тонкой кисточкой набираем чёрную краску, ставим точку-глаз, носик -побольше точку круговыми движениями кончиком кисточки.
-Кончили рисовать чёрной краской?
-Зайка тебе понравился новый друг? А вам ребята понравился зайка?
Дети повторяют движения воспитателя в воздухе пальчиком.
Дети выходят и пробуют выполнять работу у доски.
Предполагаемый ответ.
(Помыть, обмакнуть о салфетку и положить на подставку.)
Предполагаемый ответ.
Да понравился.
Словесно-наглядный.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
6. Физминутка.
-Мы сейчас с вами поиграем, и представим себя , что мы маленькие зайчики.
Повторяйте за мной:
«Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка- прыг – и убежал.»
Учитель организует рабочий настрой детей.
Дети выполняют физминутку повторяя движения за учителем.
Дети усаживаются на свои места.
Игровой.
7. Постановка художественной задачи по выполнению рисунка.
-А теперь вы сам будите рисовать зайчика.
-Давайте вспомним, как мы его рисовали?
1. Таблица: «Контур».
-Как мы с вами обводили кисточкой контур?
Какой цвет краски мы брали? Покажите.
2. Таблица: «Заполнение туловища.»
-Покажите, как мы заполняли туловище?
3. Таблица: «Глаза и нос.»
-Какой краской мы рисовали глаза и нос?
Воспитатель раздаёт листы с контуром зайчика.
-Напоминаю, начинаем работать белой краской и толстой кисточкой.
Предполагаемый ответ.
1 учащийся выходит, показывает.
2 учащийся выходит, показывает.
3 учащийся выходит, показывает.
Предполагаемый ответ.
(Чёрную краску.)
Дети знакомятся с расставленным материалом на столе.
Эвристический.
8.Практическая работа по выполнению рисунка .
Музыкально сопровождение.
а) Оказание индивидуальной помощи в практической деятельности учащихся при выполнении рисунка.
б) Организация самоконтроля (объяснить что, ориентируемся на образец).
в) -Я вижу, что вы уже заканчиваете свои работы.
-Кто нарисовал зайчика , можете выходить и прикрепить свою работу на доску.
г) – А теперь посмотрите какие красивые и разные зайчики у вас получились.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно ориентируясь на образец.
Дети встают и прикрепляют своих зайчиков на доску.
Репродуктивный.
9. Рефлекция.
Я зайчик, я хороший, Я добрый и смешной. Капустка и горошек Любимый завтрак мой. Со мной легко поладить, Достаточно погладить!
- Давайте повторим стихотворение про зайчика и он будет рад .
-Зайчик улыбается. Как вы думаете, он доволен, что теперь у него столько друзей.
-А вы ребята довольны, что у зайчика теперь много друзей?
Дети встают и прикрепляют своих зайчиков на доску.
Ответы детей.
Дети повторяют стихотворение за воспитателем.
Создание положительно-эмоциональной реакции.
10. Итог занятия.
-Какой зайчик вышел у тебя Стасик? Покажи где твой зайчик?
-Что делает твой зайчик Алишер?
-Артур, покажи, а где твой зайчик?
-Молодцы ребята, помогли зайчику обрести друзей.
-Что говоришь зайка? Теперь ты не будишь скучать, тебе есть с кем играть.
-Хочешь поблагодарить ребят за помощь?
Ты приготовил им сюрприз угощение? «Корзина морковки».
Зайка говорит вам: «До свидания! Благодарит за помощь».
Окончание мультфильма ребята мы посмотрим в свободное время и узнаем, каких друзей нашёл себе зайчик.
Предполагаемый ответ.
(Весёлый, радостный, пушистый)
Ребёнок показывает свой рисунок.
Эвристический.
Самоанализ внеклассного мероприятия по эстетическому воспитанию с использованием
нетрадиционных методов рисования:
«Поможем зайцу найти друзей»
Разработала: Князева Галина Ивановна, воспитатель 1 категории Щербактинской общеобразовательной специальной школы – интернат № 5.
Цель: Продолжать закреплять умения рисовать зайчика нетрадиционным способом ( тычком). Раскрашивать несложные рисунки , не выходя за пределы контура.
Задачи:
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие зрительно-двигательной координации, активного и пассивного словаря.
Образовательная: овладение элементарными приемами и навыками рисования, умение правильно держать кисточку. Расширение круга зрительных впечатлений, способствующих более точному и полному представлению об изображаемом предмете .
Воспитательная: выработать у детей умение слушать учителя и выполнять определенные задания.
Помещение и рабочие места были готовы к проведению внеклассного мероприятия, велась психологическая подготовка учащихся, через создание эмоционального настроя, формирование положительной мотивации, мобилизации их внимания. К мероприятию было подготовлено все необходимое оборудование.
Структура мероприятия построена так, чтобы дети обратили внимание на главное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. При составлении конспекта мероприятия и формы его проведения учитывалась психолого-педагогическая характеристика группы В связи с этим дозирование времени, объём, сложность заданий проводились с учётом реальных психофизических возможностей учащихся. Чередование разных видов деятельности обеспечивало соблюдение охранительного режима. С целью активизации внимания ,удержания эмоциональной устойчивости и мотивации, использовались сюрпризные и занимательные моменты.
На организационном этапе мероприятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие ( стихотворение).
На этапе актуализации знаний с помощью мягкой игрушки были закреплены знания развитию речи и элементам грамоты по теме «Части тела».
Для эффективности усвоения материала я использовала разнообразные методы: метод стимулирования и мотивации, метод наблюдений натуры и ее трансформация, показ приемов изображения; сюрпризный момент ,видеоматериала, эвристический, репродуктивный. Из словесных: вопросы, объяснение, поощрение, совет и др..
Для достижения коррекционных и развивающих задач была проведена разноплановая работа:
- по развитию эмоционально-эстетического восприятия – сюрпризный момент, обыгрывание, музыкальное сопровождение.
- по развитию и активизации словаря- чтение стихотворения, артикуляционной гимнастики.
- воспитательный аспект - акцент на бережное отношение к братьям нашим меньшим, воспитание доброжелательного отношения, желания помогать другим.
- по развитию тактильного анализатора, (листы голубой бумаги с контуром зайца, гуашь, кисточка жесткая широкая, кисточка тонкая, баночка с водой, салфетка, образец).
- по развитию зрительного анализатора - предметы разного цвета, формы,(кисточки толстая и тонкая), (баночки с гуашью )
- психических процессов (восприятия, речи, внимания, памяти, мышления) (рассматривание, повторение, показ, рисование в воздухе).
Оценивание проводилось только в виде одобрения и похвалы.
Главная цель моего занятия вызвать у детей эмоциональный интерес , создать условия раскрывающие способности ребёнка на сколько это возможно.
Ребята показали хороший уровень владения материалом, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, высказывались последовательно, логично. Взаимоотношения в ходе занятия у нас сложились доверительные и дружеские. Использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, а также повысило эффективность обобщения и систематизации материала, сэкономило время и обеспечило продуктивность работы на занятии, увеличило активность и интерес участников.