Методическая разработка цикла внеклассных мероприятий «финансовая грамотность в учебных заведениях»
Методическая разработка цикла внеклассных мероприятий «финансовая грамотность в учебных заведениях»
Цикл внеурочных мероприятий по финансовой грамотности охватывает комплекс занятий по типу Кластер, вовлекая обучающихся, педагогов, общественные организации, финансовые организации в совместную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка цикла внеклассных мероприятий «финансовая грамотность в учебных заведениях»»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кадетская школа»
Методическая разработка
цикла внеклассных мероприятий
«финансовая грамотность
в учебных заведениях»
Разработал:
воспитатель
Тишков Владислав Александрович
г.Бийск Алтайский край
2016 г.
Пояснительная записка
Основы финансовой грамотности, как предмет, наиболее близок к экономике, состоящую из цифр, процентов, прогнозов, графиков, схем и т.д. Экономика- предмет сложный и не интересен для школьников. Между тем, экономика играет ключевую роль в жизни каждого человека. Незнание основ экономических, или финансовых знаний, делает человека уязвимым для применения к нему мошеннических схем и приемов, завышению финансовых продуктов и услуг, нестабильность рынка ценных бумаг, недоверие финансовым организациям. В конечном счете эти проблемы отражаются на экономической системе страны.
Финансовую грамотность необходимо преподавать в школьном и дошкольном возрасте, в доступной для их восприятия форме.
Реализация цикла деловых игр по основам финансовой грамотности– это обучение школьников необходимым знаниям, которые пригодятся им на всем протяжении жизни. Проблема- привитие интереса к финансовым основам детей чрезвычайно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире, в целом.
Именно в детском возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. (часто меняющаяся финансовая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки, неумение самих детей жить в мире финансов, незнание ими законов, навыков доходов и расходов, отсутствие личных приоритетов и т д). Игры — естественные спутники жизни ребенка, источники радостных эмоций, обладающие великой воспитательной силой, дающие знания и позволяющие попробовать себя в различных ролях. В играх ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Детям нужны игры в любую пору их жизни. Игры приучают детей терпеливо сносить крах их финансовой цели или направления, требует смекалки, находчивости, развивает массу навыков и умений. Деловые игры формирует у детей заинтересованное, устойчивое, уважительное отношение к экономике родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств, сопричастности к проблемам своего народа.
Грамотно организованные деловые игры должны оказывать благотворное влияние на финансовое развитие и укрепление экономических знаний, логического мышления, на формирование собственного мнения, построение своей концепции- фундамента финансовой основы.
Методическая разработка предназначена для раскрытия личности обучающихся как общеобразовательной школы, так и других учебных заведений.
Данная разработка предназначена для ознакомительной и просветительной работы с детьми, проявляющими интерес к финансовой грамотности и укреплению своих знаний. Она составлена для детей школьного возраста. Педагогу необходимо учитывать особенности финансового знания данного возраста. Итоги деловых игр могут быть подведены в форме награждений грамотами, дипломами, сертификатами, ценными подарками, сладкими призами. Педагоги, подготовившие детей, члены жюри, ведущие, координаторы и эксперты, приглашенные гости- награждаются благодарственными письмами.
Актуальность разработки:
Актуальной является проблема- это совершенствование и развитие финансовых знаний с раннего возраста, до выхода во «взрослую жизнь». Для решения проблемы основная роль отводится именно школе. Школе доверено воспитание нового поколения нашей страны (успешных людей, которые будут понимать своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, способных к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только заинтересованный ребёнок сможет успешно научиться основам финансовой грамотности, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы.
Финансовые знания, полученные установки, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечивают разумное поведение в экономической среде, продуктивному общению с финансовыми организациями. Результаты зависят от профессиональной подготовки авторов деловых игр, материальной базы школы, от подготовки детей, от стремления освоить приёмы финансовых решений, от индивидуальных особенностей личности.
Цели:
формирование основ финансовой грамотности, личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся через цикл деловых игр на внеклассных мероприятиях.
Наиболее важные функции игровых ситуаций:
1 – Обучающая функция позволяет решить более конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение представленного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны деловые игры также для нравственно-эстетического воспитания обучающихся.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, раскрытии у него новых способностей и возможностей.
3 – Воспитательная функция помогает проявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере обучающихся.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность, примерить на себе различные социальные роли.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между собой.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей обучающихся.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Игры решают следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности обучающихся;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Всесторонне гармоническое развитие личности;
● Формирование культурного поведения;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Структура проводимого цикла внеклассных мероприятий:
Подготовительный период (внутри школьный):
Деловая игра: «Учимся жить по средствам своим»
В игре принимают участие три команды (низкий, средний и высокий уровень дохода). Команды распределили социальные роли между собой.
Состав жюри- директор городского Бизнес- инкубатора, представители Сообщества Молодых Предпринимателей.
Игра проводится в 8 туров:
1.Продуктовая корзина (с учетом уровня дохода семьи);
2.Комунальные услуги (на выбор предоставлены: Аренда квартиры, квартира в личной собственности и загородный дом);
3.Здоровье (для семьи с низким доходом- заболела бабушка, со средним доходом- мама нуждается в лечении, с высоким доходом- предстоит операция ребенку);
4.Образование (для семьи с низким уровнем дохода- собрать ребёнка в школу, со средним доходом- возможность индивидуальных заданий, с высоким доходом- выбор учебного заведения);
5.Бизнес- проект;
6.Банк (выбрать варианты вложения);
7.Предпринимательская деятельность (выбор дополнительного заработка);
8.Лотерея.
При выполнении заданий каждого тура, команды выполняют промежуточные, бонусные задания, зарабатывая дополнительное баллы.
Во время подготовки команд к выступлению, ведущие работают со зрителями, выдавая информацию из финансовой сферы, познавательного характера: финансовые пословицы и поговорки, задачки, история финансов, виды денег, демонстрируются на проекторе картинки и отрывки из мультфильмов.
Цель игры: Повышение интереса к финансовой грамотности, сравнение ситуаций с различным уровнем дохода, «вживание» в предложенные социальные роли, объединение условно не связанных между собой игровых туров, в единый сценарий, с общим семейным бюджетом.
Удачное решение при проведении игры: Приглашение независимого жюри, которые при подведении итогов, профессионально указали на допущенные ошибки, рассказали про дальнейшее применение полученных знаний по финансовой грамотности. Кроме того, члены жюри были спонсорами игры и вручили грамоты и сладкие призы, для всей команды и отдельно- ведущим.
Полный сценарий, фотоотчёт, видеоотчёт можно просмотреть по ссылке: http://vk.com/club96856683
Деловая игра: «Банки и банковские продукты».
Участники игры: по одной команде старших классов. В данном случае было 7 команд.
Члены жюри: руководители коммерческих банков города (Сбербанк, ВТБ 24, Алтайпромкредит, Региональный кредит, Совкомбанк).
По условиям игры необходимо выполнить домашнее задание: изготовить рекламный плакат банка.
Перед игрой, для уравнивания сил команд, участников разделили: в каждую команду вошли представители разных классов. Игра состояла из шести туров:
1.Название банка (дать название банку, в котором должны присутствовать начальные буквы фамилий команды);
2.Разминка (финансовая викторина, в три этапа. В каждом этапе участвует представитель команды: первый этап- дополнить финансовый стишок соответствующей рифмой, второй этап- вставить слово в финансовую пословицу, третий этап- какими монетами пользовались герои известных литературных произведений, художественных и мультипликационных фильмов);
3.Искусство владения домашним хозяйством (представители команд выбирают себе социальную роль, методом жеребьевки определяют уровень заработка, после чего показывают деятельность семьи);
4.Банковские услуги (командам необходимо провести рекламу своего банка и указать услуги, предоставляемые банком);
5.Пинг- понг (команды задают друг другу финансовые вопросы);
6.Конкурс капитанов (капитаны команд отвечают на вопросы финансовой викторины. Оценивается правильность и оригинальность ответов).
В ходе игры, пока команды готовят задание игрового тура, для зрителей демонстрируются мультипликационные фильмы из серии «Азбука финансов», каждый мультфильм отражает тематику развития финансовой сферы, в доступной для школьников форме. Продолжительность мультфильмов- 5-7 минут (достаточное время для подготовки команд).
Цель игры: Знакомство с Банковской сферой, история возникновения денег, банковские услуги и возможности.
Удачное решение при проведении игры: Приглашение независимого жюри- руководителей коммерческих банков города, которые при подведении итогов, профессионально указали на допущенные ошибки, дополнили представления школьников об банковских услугах и возможностей, рассказали об структуре банковской системы, возможностях получения рабочей специальности банковских работников. Кроме того, члены жюри были спонсорами игры и вручили грамоты, памятные подарки с логотипами банков, подарили информационную литературу в библиотеку школы, написали письменные отзывы по финансовой грамотности в учебном заведении.
Полный сценарий деловой игры, фотоотчёт, видеоотчёт можно просмотреть по ссылке: http://vk.com/club96856683
Основной период (городской, муниципальный уровень):
Деловая игра «Бизнес- планирование»
Участники игры: команды со школ города, по 6 человек. Участвовало 4 команды.
Члены жюри: Представители Сообщества Молодых Предпринимателей, представители городской финансовой платформы «БиФинПлат», действующие предприниматели города. Экспертами приглашены студенты Предпринимательского факультета Технологического Института. Координаторами выступили кадеты- участники социального проекта по финансовой грамотности.
Игра проходила в три этапа:
1.Домашнее задание (участникам игры предлагалось придумать бизнес- идею, которыми могут заниматься подростки, изготовить плакат для обозначения игровой секции, принести с собой видеокамеру, заранее сообщены названия станций- этапов);
2.Основной этап (работа команд по станциям, в ходе которого. Команды должны разработать готовый бизнес- проект, взяв за основу свою приготовленную бизнес- идею. Каждая команда имела свой маршрутный лист);
3.Заключительный этап (по условиям игры, каждая команда передала своего представителя с видеокамерой в команды соперников. Задача «журналиста»: фиксирование этапы прохождения, следить, чтобы не было подсказок. По итогам прохождения туров, команды подготовили видео отсчеты по работе соперников и представили свои видеофильмы через неделю).
Основной этап включал в себя следующие секции (задействован Актовый зал школы для групповой игры и рабочие кабинеты для работы по секциям. Жюри, эксперты и координаторы на начальном и заключительном этапе находились в Актовом зале, на основном этапе работали по секциям):
Конкурс плакатов и Визитка команд (на данном этапе, команды представили свои бизнес- идеи и заранее изготовленные плакаты);
Описание продукта (Команды доказывают актуальность своей бизнес- идеи, востребованность в городе, пути реализации, дают не менее 5 описаний своего продукта. Бонусное задание: знание брендов);
Анализ рынка (команды показывают сильные и слабые стороны своих конкурентов в этом сегменте, а также свои преимущества, команд заполняют упрощенные таблицы PEST-анализа, SWOT – анализа, ианализа пяти сил по Портеру. Бонусное задание: знание логотипов);
Производственный план (команды заполняют таблицы поэтапного развития своего производства. Бонусное задание: игра «Крокодил»);
Организационный план (команды заполняют подготовленные таблицы. Бонусное задание: мотивация);
Риски (команды просчитывают возможные риски проекта. Бонусное задание: Цена риска на примере успешных компаний и успешных в бизнесе людей);
Финансовый план (Команды просчитывают прибыль и доходы на каждый месяц, на финансовый год, высчитывают рентабельность и сроки окупаемости проекта. Бонусное задание6 собрать пазл);
Заключительный этап (капитаны команд вкратце зачитывают готовый бизнес проект, озвучивая сильные и слабые его стороны, затраты и сроки окупаемости).
Цель игры: Ознакомить школьников с Бизнес- проектированием, показать поэтапность и не сложность его выполнения. Привлечь к изучению финансовой грамотности школьников и студентов города.
Удачное решение при проведении игры: Приглашение независимого жюри- действующих предпринимателей города, общественные организации финансовой направленности, которые при подведении итогов, профессионально указали на допущенные ошибки, дополнили представления школьников об особенностях Бизнес- проектирования. Кроме того, члены жюри были спонсорами игры и вручили грамоты, памятные подарки. Также к игре были приглашены студенты института, которые сами подготовили и провели бонусные задания на этапах. Координаторами выступили школьники из числа кадетов, участвующие в проекте финансовой грамотности.
Заключительным этапом было создание видеофильма- отсчета по игре, которые школьники смонтировали и представили спустя неделю, в этот же день состоялось и вручение грамот с призами, что также является удачным решением.
Полный сценарий деловой игры, фотоотчёт, видеоотчёт можно просмотреть по ссылке: http://vk.com/club96856683
Финансовая Викторина ко Дню Финансиста (Городской уровень):
Участники игры: команды со школ города, студенты ССУЗов, ВУЗов города, по 3 человек. Участвовало 9 команд. Перед викториной, путём жеребьевки, для того, чтобы уровнять команды, школьников и студентов объединили в отдельные игровые команды, по 6 человек. Викторина проходила в форме игры по секциям. Секциями послужили классные кабинеты, с использованием проектора.
Во время прохождения секций, в Актовом зале школы, с группами поддержки и зрителями, проводила лекцию представитель Налоговой инспекции.
Члены жюри: Представители городской финансовой платформы «БиФинПлат». Жеребьёвка и награждение команд проходили в Актовом зале школы. Игровые секции команды проходили по маршрутным листам, согласно жеребьевке. На каждой секции присутствовал судья, координаторами были кадеты- участник проекта по финансовой грамотности.
Финансовая викторина состояла из следующих секций:
«Слово на доске» (Пользуясь буквами «ФИНАНСИСТ», необходимо было составить наибольшее количество слов);
«Бизнес- план» (Включался с паузами видеофрагмент фильма «12 стульев». Монолог Остапа Бендера в шахматном клубе Васюки. Необходимо было продолжить, максимально угадав оригинальное выступление);
«Оптимисты, пессимисты и шуты» (Команды составляли п три безвыходные жизненные ситуации, после чего, судьей выбиралась самая безвыходная и команды продолжали развитие этой ситуации в пессимистичном, оптимистичном и шутовском виде);
«Логотип» (Команды разделялись на три пары: школьник+ студент. Каждая пара, выбирает направление предпринимательской деятельности и из начальника букв своих фамилий, придумывает название к своей фирме, логотип, который и зарисовывают мелом на школьной доске);
«Путь, который выбираю я…» (Команды из стопки предоставленных журналов вырезают картинки и наклеивая их на ватман, составляют коллаж своей мечты).
«Продать предмет» (Каждой команде выдается пластиковая банковская карта и команда должна «продать» её судье, расхваливая её свойство. Трудность конкурса состоит в том, что запрещено использовать слова «Банк», «Деньги», «Пластик», «Карточка»).
Цель викторины: Участие во Всероссийской акции «День Финансиста». Привлечение школьников и студентов города к изучению финансовой грамотности.
Удачное решение при проведении викторины: Соединение школьников и студентов в одну команду, работа по секциям, лекция специалиста из Налоговой инспекции.
Полный сценарий деловой игры, фотоотчёт можно просмотреть по ссылке: http://vk.com/club96856683
Муниципальный (городской) уровень.
Деловая игра «Финансы, безопасность здоровье».
Участники игры: Обучающиеся 6-х классов, команды со школ города, по 6 человек. Участвовало 5 команд.
Члены жюри: Руководители силовых структур города: МЧС, Нарконтроля, Полиции и директор Бизнес- инкубатора. Ведущими приглашены студенты Педагогического Института. Координаторы: кадеты- участник проекта по финансовой грамотности.
Деловая игра соединила в себе три направления: Финансовую грамотность, Наркопост и Основы Безопасности Жизнедеятельности.
Задействован Актовый зал школы, имеющий пять игровых зон для команд.
Игра проходила в три этапа, с нарастающим уровнем сложности. В ходе игры, команды распределили социальные роли, им был обозначен семейный бюджет. Каждый игровой этап проходил в форме жеребьевки. Капитаны команды выбирали по две карточки (природная или техногенная стихия и возможности дополнительного заработка, причем, возможности доп.заработка предполагали и мошеннические схемы).
Задачи команд: Пересмотреть свой семейный бюджет, с учетом выбранной ситуации, затем выйти на сцену и пояснить каждому игроку, выполняющему социальную роль, как отразилось конкретно на нём изменение семейного бюджета, после чего давалось время на вопросы команд соперников и членов жюри.
Цель игры: Дать возможность школьникам посмотреть, как отражается изменение семейного бюджета на каждом члене семьи, посмотреть возможности дополнительного заработка и научить отличать мошеннический путь дополнительного заработка от законного.
Удачное решение при проведении игры: Приглашение независимого жюри- руководителей силовых структур города, и директора Бизнес- инкубатора, которые при подведении итогов, профессионально указали на допущенные ошибки. Кроме того, члены жюри сами вручили грамоты, по своим направлениям. Таким образом, команды получили все призовые места, в том, или ином направлении. Следующее удачное решение: приглашение среднего школьного звена, которые играючи справлялись со сложными заданиями.
Полный сценарий деловой игры, фотоотчёт, видеоотчёт можно просмотреть по ссылке: http://vk.com/club96856683
Промежуточный период:
В Бийской «Кадетской школе» стартовали социальные проекты, направленные на повышение финансовой грамотности «Дети и деньги» и «Взрослые как дети», исследовательский проект «Карманные деньги – способ экономической социализации ребенка». Данные проекты, направленные на формирование теоретических представлений в области финансовых возможностей и были рассчитаны на реализацию в 2015 учебном году.
К сотрудничеству в реализации проектов приглашены: Управление Пенсионным Фондом Российской Федерации в г.Бийск, Управление Федеральной Налоговой Службы по Алтайскому краю в г.Бийск, Бийский бизнес- инкубатор, страховая компания «Согласие», Сберегательный банк, Мособлбанк, Совкомбанк, ВТБ 24, «Региональный кредит», Алтайпромкредитбанк, Ритейлы: «Мария- Ра», «Форне», Союз Молодых предпринимателей г.Бийск, Бийская Городская Не Коммерческая Общественная Организация «Бийская Финансовая Платформа» («БиФинПлат»), ООО «Консалд».
Саморазвитие участников проектов по Финансовой грамотности:
Личные достижения школьников:
Кадеты, приняли участие в городских, краевых и международных семинарах и конференциях, смотрах и конкурсах в течении 2014-2016 уч.года.
Городской уровень: «Юные исследователи», «Юные исследователи исследуют», «Будущее Наукограда» 2014-2016 уч.год.
Краевой уровень: «Будущее Алтая», «Лифт в будущее», конкурс бизнес- идей «Старт» 2014-2016 уч.год.
Международный уровень: «Первые шаги в науку» 2015 г.
Участники программы «Школа Молодых Ученых» 2015 г.
Участие в Финансовых неделях Кадетской школы 2015 г.
Личные достижения руководителя проектов:
Участие в городских, краевых, российских и международных вебинарах, семинарах и конференциях 2014-2016 уч.год.
Выступление в качестве эксперта на Межрегиональной конференции «Инновации в городской среде» и городской программе «Ты- Предприниматель» 2015 г.
Победа в Программе «СтарАп- Курс на успех»2014 г.
Участник апробации Учебно- Методического Комплекса Министерства Финансов РФ и Минобрнауки РФ «Финансовая грамотность» в 6, 9 и 10 классах 2015 г.
Тьютор взрослого населения по Программе Министерства Финансов РФ «Финансовая грамотность населения», с включением в реестр тьюторов Министерства Финансов РФ 2015 г.
Автор учебной программы элективного курса «Финансовая школа грамотности» для 9-х классов (Рецензия программы от АКИПКРО по Алтайскому краю) 2015 г.
Лектор «Школы Молодых Ученых» при Бизнес- инкубаторе г.Бийск 2015 г.
Автор учебной программы для взрослого населения «Пазлы Бизнес-Проекта». Провел тренинг для взрослых на базе Бийского бизнес- инкубатора, в апреле 2016 года (20 часов). Результат тренинга: 28 участников, 6 человек составили социальные проекты и получили сертификаты.
Эксперт Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи http://вашифинансы.рф/week/esse/experts/ (2016 год.)
Организатор Финансовых недель в «Кадетской школе» 2015 г.
Участник Всероссийской акции «Финансовая грамотность населения»2014-2015 гг.
Участник Всероссийской акции «День Финансиста» 2015 г.
Участник Всероссийской акции «Неделя Сбережений» 2015 г..
Член Сообщества Молодых Предпринимателей с 2015 г.
Председатель Совета Учредителей Бийской Городской Не Коммерческой Общественной Организации «Бийская Финансовая Платформа» («БиФинПлат») с июля 2015 г.
Результаты партнерских отношений:
Организации и партнеры проекта «Финансовая грамотность», имеют свои программы в данной области, что увеличивает партнерскую взаимную выгоду развития проекта в школе, а также позволяет кадетам участвовать в аналогичных мероприятиях финансовых институтах города.
«Алтайпромкредитбанк», в результате сотрудничества с «Кадетской школой», другими школами города, стал победителем во Всероссийском конкурсе среди банков, в области «Финансовые услуги населению» 2015 г.
Управление Пенсионным Фондом, привлекают кадет к участию в программе «Пенсионная грамотность населения» 2015 г.
Бизнес- инкубатор проводит программу «Школа Молодых Ученых», привлекая обучающихся «Кадетской школы» и других школ города 2015 г.
Городские, краевые семинары и конференции привлекают кадет докладчиками с выступлениями по Финансовой грамотности в учебных заведениях 2014-2016 гг.
Представители ритейла, проводят рекламные акции с привлечением кадет и обучающихся городских учебных заведений 2014-2016 гг.
Итоговой деятельностью за 2015 учебный год, стало привлечение школьников и взрослого населения к участию в мероприятиях, повышающих Финансовую грамотность:
В результате апробации УМК «Финансовая грамотность», было задействовано 97 обучающихся «Кадетской школы» из 6, параллели 9-х и 10 классов. Родителей обучающихся 127 человек, бабушек и дедушек 8 человек, опекунов 2 человека. Преподавательского состава и администрации школ около 327 человек (включая семинары и конференции) 2015 г.
В результате проведения Деловых игр в области Финансовой грамотности, было задействовано 427 обучающихся школ и студентов городских учебных заведений (включая группы поддержки и зрителей), представителей финансовых организаций, бизнес- структур, силовых организаций. СМИ, общественных организаций, преподавательского состава, администраций учебных заведений, экспертов и координаторов проектов 187 человек. Взрослого населения (зрителей и группы поддержки) 98 человек 2014-2016 уч.года.
Обучающая программа по финансовой грамотности для взрослого населения «Пазлы Бизнес- Проекта» проведенная в Бийском Бизнес- инкубаторе в апреле 2016 года (10 занятий по 2 часа). 28 зарегистрированных участника, 6 социальных проектов по итогам обучения, 6 награжденных участников ( 2016 год) http://www.incubator22.ru/index.php/events/862-v-aprele-2016-g-obuchayushchaya-programma-pazly-biznes-proekta http://biwork.ru/gorod/106729-v-bijske-segodnya-proshel-kruglyj-stol-po-voprosam-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa.html .
Участие в конкурсах, семинарах и конференциях: Обучающихся около 870 человек, преподавательского состава, приглашенных гостей, экспертов, членов жюри, СМИ около 500 человек 2014- 2016 года.
Участие во Всероссийской акции «Неделя Сбережений», проведено 11 лекций, на которых присутствовало 179 человек (взрослое население) 2015 г.
Группы по финансовой грамотности «ВКонтакте»: «Взрослые как дети», «Бизнес- школа Влада Тишкова», «БиФинПлат», участников 97 человек с 2014 г.
Публикации в СМИ: городские газеты и городское телевидение города и Алтайского края- около несколько сотен тысяч читателей и зрителей.
Заключительный (итоговый) этап:
Создание детского центра Финансовой грамотности, передача полезного опыта, составление методических рекомендаций, публикация материалов, самосовершенствование обучающихся.
Заключительная часть:
Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных знаний и впечатлений. Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их, позволяли максимально раскрыться. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство закрепления знаний. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. А задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Таким образом, игра является самым эффективным методом вовлечения обучающихся в изучение основ финансовой грамотности. Последующими шагами уже будет создание проектов и исследовательских работ, самообразование, далее участие в конференциях и семинарах, передача полученного опыта.
Кроме того, не только участники игр получили удовольствие от этих мероприятий, но и взрослые, которые участвовали в роли наставников команд, жюри, экспертов и зрителей. Взрослые включаются в игровой процесс с таким же азартом, как и дети.
Заключительным этапом Финансовой грамотности в учебных заведениях является передача руководителем и участников проекта своего опыта, навыков, методических рекомендаций, сценариев проведенных мероприятий, публикаций успешных направлений, рефлексия и самообразование. Список литературы и Интернет- источников: 1. Липсиц И.В., Рязанова О., Финансовая грамотность 8-9 кл.: Материалы для учащихся- М.: ВИТА- ПРЕСС 2015 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О., Финансовая грамотность 8-9 кл.: Методические рекомендации для учителя- М.: ВИТА- ПРЕСС 2015. 3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О., Финансовая грамотность 8-9 кл.: Материалы для родителей- М.: ВИТА- ПРЕСС 2015