Тема: Как помочь ребёнку хорошо учиться
Уважаемые родители! Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учёбе.
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трёх значениях:
как удача в достижении чего-либо;
как общественное признание;
как хорошие результаты в работе, учёбе и других видах общественно полезной деятельности.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.
Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребёнка».
Рассмотрим самые важные из этих потребностей:
Ученик хочет приобретать в школе новые знания.
Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.
С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к взрослой жизни. И что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.
Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти потребности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагогическое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».
Напрашивается вопрос: «Нужно ли помогать ребёнку, учиться?»
Разумеется, да!
Ваш ребёнок чему-то учиться. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовём 4 из них.
Самый очевидный – это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
Результат менее очевидный – это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Результат – это эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Результат – след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился). Ни в коем случае не забывайте об остальных трёх. Они гораздо важнее.
Для ребёнка очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценку ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребёнку так важны ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.
А часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, а особенно пятёрками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребёнка? Мы ежедневно спрашиваем у него, что он сегодня получил. Хвалим его и одобряем именно за хорошие отметки и совершенно не интересуемся тем, что ребёнок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто не вспоминает!
Напомню вам ещё одну особенность младшего школьника: любую работу он должен выполнять «на успехе». Поэтому так важно поддерживать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.
Цель: чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приёмы работы, а как усвоил эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Школа это – не индивидуальная форма обучения, это не репетиторство, а коллективная работа.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.
Ещё К.Д. Ушинский (педагог, психолог, писатель) говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача – научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребёнку хорошо учиться?» я выношу на родительское собрание.
Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины! Помощь должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:
Приложение
Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела ваша жизнь.
Л. Кьюби
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе.
А.С. Макаренко