kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка " Папа, мама,я читающая семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой конкурсно-игровую программу. Предлагаемый материал расширит представления младших школьников в области литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Папа, мама,я читающая семья"»

15



Автор работы: Черёмина Регина Алексеевна, учитель начальных классов

Данная методическая разработка представляет собой конкурсно-игровую программу.

Предлагаемый материал расширит представления младших школьников в области литературы.

При творческом подходе он может легко трансформироваться в любые формы и использоваться в организации предметной недели в начальной школе.

Методическая разработка предназначена классным руководителям,учителям,

библиотекарям,организаторам внеклассной работы в школе.

Объяснительная записка.

Утверждение о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения.Но,безусловно читают.В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей.

В последнее время возраждается интерес к семейному чтению.Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших,взаимопониманию и общению.Однако м ногие полагают,что книги сегодня вытесняются телевидением,компьютерными играми. Но, наверняка, у книг не может быть конкурентов.В них заключены знания человечества.Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И посколькуобъем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к чтению.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью огромную роль играют вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются с другой стороны. Результатом таких чтений и является данная разработка.

Цель: Возраждение традиций семейного домашнего чтения.

Задачи: 1.Продолжать работу по сплочению детского классного и семейного коллективов

2.Развивать любознательность воспитанников через чтение.

3.Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Материально-техническое обеспечение, оформление:

Мероприятие проводится в актовом зале.

1. На стенах зала картины с изображением литературных героев.

2. На переднем плане плакат:

«Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души» (Цицерон)

3. На боковых - также плакаты:

  • «Всякого рода грубость тает под влиянием ежедневного чтения хороших книг» (В. Гюго).

  • «Не читай поверхностно - хорошенько вдумывайся в прочитанное,

если хочешь приобрести мудрость» (сирийское изречение).

  • «... в каждой книге непременно найдется что-нибудь хорошее» (Мансидор). ,

Оборудование:

- эмблемы с названием команд «Книголюбы», «Хочучитайка».

-шкатулки

-жетоны

-сигнальные карточки

-костюмы литературных героев

-предметы для героев: цветик-семицветик, шпага, зеркальце, аленький цветочек, корзинка с пирожками и маслом, золотой ключик, шляпа мушкетера.

-магнитофон

-конверты с рисунками (изображение костюмов литературных героев)

-листы с кроссвордами.

Методические советы на подготовительный период:

-за несколько недель проводится родительское собрание, на котором выбираются семьи-участники

-каждая семья получает задание:вспомнить содержание различных сказок и произведений.

-учитель готовит дидактический материал

- разучивание ролей литературных героев

-члены родительского комитета помогают в оформлении зала

-на конкурс могут быть приглашены бабушки и дедушки, которые могут войти в состав жюри

План мероприятия.

1.Приветствие-10 мин.

2.Конкурсная программа-25 мин.

3.Музыкальная пауза-5мин.

4.Конкурсная программа-25мин.

5.Подведение итогов-15мин.


Ход проведения


Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы прове­дем турнир среди семей нашего класса. Наш турнир называется «Папа, мама, я - читающая семья!». На наш интеллектуальный ринг приглашаются семьи ___________ и ___________. Давайте встре­тим аплодисментами наших игроков-смельчаков.

Звучит музыка и семейные команды поднимаются на сцену.

Ведущий. Как любой другой, наш турнир не может прохо­дить без жюри. Мы приглашаем на сцену наше многоуважаемое, самое справедливое и компетентное жюри в составе: ____________- бабушка; _____________ - дедушка; ___________ - папа; _____________ - мама и _______________ - библиотекарь. Итоги мы сможем подвести только после окончания игры. Наше жюри занимают свои места, на которых вы видите по две шкатулки и жетоны. На одной надпись «Хочучитайка» - именно так называется команда се­мьи _____________, а на другой - «Книголюбы» - это название команды семьи ______________. Нашим судьям предстоит сложная ра­бота - после каждого конкурса они должны оценить ответ в 2-х балльной системе и бросить такие (показывает) жетоны в ту шкатулочку, которая принадлежит команде, выигравшей данный конкурс.

Итак, начинаем! 1-ый конкурс:

1. «ТРАНСПОРТ»

Вы сюда добирались разными способами: кто-то пришел пешком; кто-то приехал на автобусе или автомобиле, и, возможно, на велосипеде.

Всем известно, что у многих литературные героев тоже имеются свои средства передвижения. Я буду называть каждой команде по очереди литературного героя, а вы его «авто».

  • Емеля - … (печка),

  • старик Хоттабыч - … (ковёр-самолёт),

  • барон Мюнхаузен – … (ядро),

  • Иван - дурак - … ('конёк-горбунок),

  • капитан Немо - … (подводная лодка),

  • Золушка – … (тыква, мыши),

  • Баба-Яга - … (метла, ступа).

Молодцы! Наши участники прекрасно разбираются в тех­нике, надеюсь, что они также хорошо знают правила дорожного движения и непременно соблюдают их.

А теперь просим жюри проголосовать!

Жюри голосует, бросает жетоны в шкатулочки.

Ведущий. Приступаем ко 2 - литературной викторине.

2. «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА»

Пожалуйста, внимательно послушайте правила этого конкурса:

Первым ответит та из команд, которая раньше поднимет сиг­нальную карточку. Если команда ошибётся, ответят соперники. Просим судей быть предельно внимательными.

  • Кто помог папе Карло выстругать Буратино? (Алексей Тол­стой)

  • Кто обул кота в сапоги; надел на девочку красную шапоч­ку, а на волка бабушкин чепец? (Шарль Перро)

  • Кто придумал почтальона Печкина? (Эдуард Успенский)

  • Кого больше всего хотел найти крокодил Гена? (Друга)

  • Назовите любимое выражение Карлсона, который живет на крыше. (Пустяки. Дело житейское)

  • Кто превращал человека в комара, муху, шмеля? (А: С. Пуш­кин)

Ведущий. Молодцы! Пока жюри голосует, мы готовимся к следующему конкурсу.

3. «КОМУ ЧТО?»

Для проведения этого конкурса необходимо заранее нарядить ребят в костюмы литературных героев: девушка в русском сарафане, мушкетер, Красная Шапочка, Буратино, Ца­ревна, Незнайка.

На столе находятся: цветик - семицветик, шпага, зеркаль­це, аленький цветочек, корзинка с пирожками и маслом, золотой ключик, шляпа.

Герои входят в зал.

Ведущий. Внимание, друзья! К нам в гости пришли ли­тературные герои. Обращается к героям:

Но почему вы такие грустные? Что случилось?

Буратино. Как же нам не грустить? Мы лишились наших любимых предметов, теперь без них мы не сможем вернуться обратно в книжки.

Ведущий. Не грустите, пожалуйста! Я думаю, наши участ­ники смогут помочь вам.

Обращается к игрокам.

Ведущий: Перед вами предметы; принадлежащие нашим гостям, вы должны определить героя и выбрать его обязательный атрибут. Чья команда потратит наименьшее время, та и победит.

Команды бросают жребии, и 2-я на некоторое время выходит из зала. По команде ведущего засекается время и 1-я команда приступает к выполнению задания. Затем то- же самое со 2-й командой.

После окончания конкурса.

Незнайка. Наконец-то мы в полном порядке! Теперь можно спокойно разойтись по своим домам-книжкам.

Все герои: Спасибо вам, друзья!

Ведущий. Уважаемые сказочные герои, если хотите, вы можете досмотреть нашу игру до конца, а после вернётесь домой. Договорились? Вот и хорошо.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий. Немаловажное место в литературе занимает уст­ное народное творчество. Это и пословицы, и поговорки, и счита­лочки, и скороговорки и т.д. Вот о них мы с вами и поговорим.

Итак, «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Здесь проведем два конкурса:

4. «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ». Это конкурс-аукцион

Команды должны по очереди проговаривать считалочки. Команда, которая не сумеет за 5 сек. вспомнить новую считалку – проигрывает.

Жюри подводит итоги 4-го конкурса.

Ведущий. Наши игроки успешно справились с заданием. Давайте посмотрим, как они осилят следующий 5-й конкурс

5. «НЕМОЕ КИНО».

Участники вытягивают по две карточки с пословицами и поговорками, за 4-5 мин. они должны подготовить пантомимы, т.е. изобразить ту или иную пословицу без слов по очереди. Другая команда отгадывает и наоборот.

1) На чужой каравай рот не разевай.

2) Не спеши языком, торопись делом.

3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4) Яблоко от яблони недалеко падает.

Ведущий. А пока участники готовятся, мы проведем игру со зрителями. Кто быстрее поднимет руку, у того спросят первым. Выкрикнувший с места теряет право отвечать до конца игры. А за правильный ответ вам достанется жетон. Кто наберёт большее число жетонов, в конце игры получит специ­альный приз. Провести зрительский конкурс нам помогут наши гости - литературные герои от них же получите жетоны.

6. Зрительский конкурс. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

Выходят литературные герои и проводят литературную викторину.

  1. Какой литературный герой действует на страницах книги под кошачьим именем и птичьей фамилией? (Киса Воробьянинов)

2) К каким силам природы обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве»? (К ветру, солнцу и Днепру)

3) «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» Кому из литературных героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)

4) Назовите музыкальную специальность папы Карло. (Шар­манщик)

5) Из каких рыб Демьян варил уху? (Из лещей и стерлядей)

6) Предмет колдовства старика Хоттабыча? (Борода)

7) Кто любил грозу в начале мая? (Тютчев)


8) Как звали друга Робинзона Крузо? (Пятница)

9. Кому принадлежат эти строки:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт».

(Сергею Михалкову)



10. Назовите волшебное слово из сказки «Али-Баба и сорок разбойников». (Сим-сим)

Ведущий. Наши участники готовы. Пожалуйста, приглашаем вас на сцену.

Команды по очереди показывают и отгадывают «кино». Жюри голосует.

Музыкальная пауза (исполнение детских песен)

А мы продолжаем.

Вдруг раздается стук в дверь. В зал входит почтальон Печкин.

Ведущий. Здравствуй, Печкин! Что же привело тебя к нам на праздник?

Печкин. Добрый день! Я принес заказные письма для на­ших команд, вот только забыл, кому какие. Пусть команды сами выбе­рут, какое им понравится…

Участники забирают конверты, вскрывают и приступают к выполнению.

7. «ХУДОЖНИК».

В конвертах лежат рисунки с изображением костюмов. Нужно определить, какому литературному герою он принадле­жит и кто автор произведения.

Костюм индейца - Майн Рид. «Оцеола - вождь семиолов», «Белый вождь», Д. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», Прерия», «Сат-о», «Земля зеленых скал».

Костюм Красной Шапочки - Шарль Перро. «Красная Шапочка».

Костюм луковицы - Джанни Родари. «Чипполино».

Ведущий. Вы правильно угадали героев и назвали авторов книг. Просим жюри оценить конкурс.

Жюри оценивает конкурс.

Ведущий. Следующий этап нашего интеллектуального ма­рафона – кроссворд.

Участникам выдаются листы, на которых вычерчены крос­сворды. Условие – кто быстрее разгадает.

8. КРОССВОРД «ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ».

Вопрос задаётся конкретному игроку, в случае неверного ответа – любой участник данной команды и т.д.

1) Уральский сказочник. (Бажов)

2) Братья-сказочники. (Гримм)

3) Псевдоним писателя Голикова. (Гайдар)

4) У его героя сердце превратилось В кусок льда. (Андерсон)

5) Автор рассказа «Фантазе­ры». (Носов)

6) По мнению этой пи­сательницы листья мо­гут быть синего цвета.

(Осеева)

7) Его имя Жюль, а фамилия? (Верн)

8) «Отец» Маугли. (Киплинг)

9) «Конструктор ковра-самоле­та». (Лагин)

10) Он придумал «Трех толстяков». (Олеша)

11) Имя детской поэтессы Барто. (Агнuя)

Ведущий. А вот и участники готовы. Помощники, пожалуйста, отнесите .работы жюри.

Жюри подводит итоги конкурса.


Ведущий. Пришло время провести следующий конкурс

9. «ЛЮБОВЬ»

Каждой команде по цепочке называют литературного героя,

а они должны назвать, с кем связало чувство любви.

Наташа Ростова - Андрей Волконский

Татьяна Ларина - Евгений Онегин

Дон Кихот - Дульсинея Тобосская

Царевна Лебедь - Князь Гвидон

Муха-Цокотуха - Комар

Спящая Царевна- Королевич Елисей

Лиса Патрикеевна - Кот Котофеич

Джульетта – Ромео

10. « ТОРГИ или АУКЦИОН»

Ведущий. Я называю по очереди слова предложения, вы должны отгадать название сказки. Кто быстрее назовет, тот выиграл.

1) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

«Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все...».

«(По щучьему веленью».)

2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9

«Жил старик со своею старухою у самого синего моря...»«(Сказка о рыбаке и рыбке».)

3) 1 2 3 4 5 6 7 8

«В старые-стародавние времена царь Горох воевал с

9

грибами...» «



4) 1 2 3 4 5 6

«Посадил дед репку - выросла большая-пребольшая.

7 8 9 10

Стал дед репку тянуть... » («Репка».)

5) 1 2 3 4 5 6 7

«Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поет:

8 9 10 11

выглянул он в окно...» («Петух и кот».)

6) 1 2 3 4 5 6 7 8

«- Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.

9 10 11 12

- Да ведь их там...» «

1 2 3 4

«Вижу один островок небольшой ­

7) 5 6 7 8 9

Зайцы на нем собрались гурьбой » . ( «Дедушка Мазай и

зайцы».)

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш праздник. Пока жюри подводит общий итог, мы с моими помощниками определим по­бедителя среди наших зрителей.

Победителем становится обладатель большего числа жето­нов, ему вручается приз - книга.

Ведущий. Слово жюри.

Подводятся итоги, команды награждаются «медалями» и сувенирами..

Ведущий. Пришла пора расставаться, но хочется поблагода­рить наши семейные команды, членов жюри, моих помощников и всех, кто сегодня был с нами. Огромное спасибо нашим спонсо­рам-родителям, ведь благодаря им мы смогли сегодня провести этот празд­ник.

Итак, мы не говорим: «Прощайте!», мы скажем: «До новых встреч!

Методические советы на период проведения мероприятия:

-предметы для литературных героев можно заменить на картинки

-члены жюри оценивают команды после каждого конкурса

-конкурсы оцениваются по двухбальной сиситеме

Выигравшая команда в конкурсе получает 2 жетона, а проигравшая 1 жетон

-роль литературных героев могут сыграть учащиеся класса

Методические советы на период подведения итогов:

-при подведении итогов необходим рефлексивно-оценочный компонент

Заполняется « книга отзывов»

-выигравшая команда получает медали и приз-книгу

-проигравшая команда не остается без внимания и получает в подарок сувенир

- если учитель считает сценарий слишком большим, он может его сократить по своему усмотрению

-эту игру хорошо проводить в ходе недели детской книги

Литература.

Держиева Н.Е., Жданова А.И. По меридианам школьной жизни: праздники, вечера, конкурсные программы.-Волгоград:Учитель, 2008.-254с.

Дик Н.Ф. Урок-игра: Ура!Ура!Игровые технологии обучения и воспитания в 3-4х классах.Ростов-на-Дону:Феникс, 2008.-315с.

Егорова А.А. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников.-Волгоград: Учитель, 2009.-286с.

Пивненко О.В. Академия затей: праздники, игры, конкурсы.-Волгоград: Учитель, 2008.-155с.

Побединская Л.А. Праздник для друзей: сборник сценариев.-М., 1983г.




Приложение 1


Дополнительные задания для конкурсов


Участники или зрители по одному вытягивают карточки с номером задания. Ведущий или помощник зачитывает отрывки из разных произведений. Задание: угадать автора и название произведе­ния.

1) «- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на

полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень

устала?» (Ш. Перро. «Красная шапочка».)

2) «- Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, - сказала

она, - твоя карета снова сделается тыквой, лошади - мышами,. лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». (Ш. Перро. «Золушка».)

3) «Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха накло­нилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку верете­ном и от этого умрет». (Ш. Перро. «Спящая красавица».)

4) «- А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». (Ш. Перро. «Кот в сапогах».)

5) «- Милая матушка, уж мы поостережемся, вы ступайте себе, не беспокойтесь.

Заблеяла старая коза и преспокойно отправилась в путь­

дорогу». (Братья Гримм. «Волк и семеро -козлят».)

6) «Взял отец левой рукой лошадь под уздцы, а правой до­стал из лошадиного уха своего сыночка, который и уселся ве­село на былинку». (Братья Гримм. «Мальчик—с-пальчик».)

7) «- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка, - дай мне ягод, пожалуйста.

- На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:

- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек». (Братья Гримм. «Горшочек каши».)

8) «- Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака - петь и на

барабане играть, а я буду петь и на гитаре играть.

- Что ж, - говорит петух, - пойдем».

Пошли они вместе. (Братья Гримм. «Бременские музыканты».)

9) «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скор­

лупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколь­ко фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы. В эту колы­бельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе». (Х. К. Андерсен-. «Дюймовочкаа».)

10) «Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солда­тик крикнул: «Я тут!» - его бы сейчас же нашли. Но он счи­тал непристойным кричать на улице - ведь он носил мундир и был солдат». (Х. K.Aндерсен. «Стойкий оловянный солдатик».)

11) «- Видишь вон то старое дерево? - продолжала ведьма и показала на дерево, стоявшее обок дороги. - Внутри оно со­вет пустое. Полезай наверх - увидишь дупло, спускайся в него до самого низу». (Х. К. Андерсен-. «Огниво».)

12) « У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и пла­тье, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса». (Х. К. Андерсен-. «Принцесса на горошине».)

Ведущий читает отрывок из сказки, пока кто-то из играю­

13) «Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисич­ка свернулась калачиком, лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит,

как мертвая...» («Лиса и волк:».)

14) «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеl6а, ни соли, ни кислых щей. Пошел старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить...» («Колобок».)

15) « ~ Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь,чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы непереспоришь. Запряг лошадь...» («Морозко».)

16) «- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистополе и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто

поле, натянули луки и выстрелили... » («Ц аревна - лягушка».)

17) «Приходит первая ночь. Отправился старший сын пше­ницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь­ де не спал, иззяб, а вора не видал. На вторую ночь пошел средний сын...» («Сивка-бурка».)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая разработка " Папа, мама,я читающая семья"

Автор: Черёмина Регина Алексеевна

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 434070




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства