kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа по финансовой грамотности "Поход пятиклассника в магазин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: классный час - ролевая игра. Предполагается усвоение понятий: основные права потребителей, рациональное использование денежных средств. Понимание полезности приобретаемых товаров, умение осуществлять расчёт расходов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа Поход пятиклассника в магазин»



Данный классный час разработан учителем экономики Надышевой Т.Б. в рамках требований к выпускникам программы повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности  различным категориям обучающихся» (Нижегородский институт управления, 2016) на основе проекта, разработанного Надышевой Татьяной Борисовной, учителем экономики МБОУ Мухтоловская ОШ, р.п. Мухтолово, Комаровой Натальей Евгеньевной, учителем экономики МБОУ Школа № 5 г. Кстово, Матиуллиной Наилей Бафаевной, учителем физкультуры МБОУ Школа № 71, г. Дзержинск под руководством Соколовой Светланы Владимировны, доцента кафедры «Финансы и кредит» НИУ - филиала РАНХ и ГС, кандидата экономических наук, доцента и Криворотовой Татьяны Анатольевны, доцента кафедры социологии и психологии НИУ - филиала РАНХ и ГС, кандидата педагогических наук, доцента.



Тип занятия: классный час - ролевая игра


Цель занятия: достижение не менее 80 % учащимися следующих образовательных результатов

Предметные образовательные результаты:

Усвоение понятий: основные права потребителей, рациональное использование денежных средств.

Понимание полезности приобретаемых товаров, умение осуществлять расчёт расходов.

Метапредметные образовательные результаты:

Анализ различных ситуаций, прогнозирование возможных положительных и отрицательных последствий выбора.

Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. Приложения 1, 2, 3, 4 – по три экземпляра (по одному на команду).

  2. Три зелёных треугольника с надписями реализуем право на безопасность, реализуем право на информацию, реализуем право выбора.

  3. Продукты питания – пшено «На здоровье», макароны «Макфа», фасоль красная в томатном соусе (2 шт.).

  4. Запись на доске: МАГАЗИН

  5. Мультимедийный проектор, компьютер

План:

  1. Актуализация знаний по данной теме (7 мин.)

  2. Формулировка учебной цели (2 мин.)

  3. Проведение ролевой игры (30 мин.)

  4. Рефлексия (6 мин.)


Ход классного часа:


Этап классного часа. Теоретическое обоснование.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний по данной теме

(7 мин.)

Используем метод «Мозговой штурм».

Организация внимания учащихся.

- Ребята, сегодня мы проводим классный час по финансовой грамотности. На доске написано слово МАГАЗИН. Давайте составим синквейн с этим словом.

Синквейн – японское пятистрочье с определённым порядком слов (1 строка – ключевое понятие, 2 строка – два прилагательных, характеризующих понятие, 3 строка – три глагола, обозначающих ключевое понятие в действии, 4 строка – краткое простое предложение с авторским отношением к данному понятию, 5 строка – одно слово (сущ.), через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным экономическим понятием).

Быстрое включение класса в деловой ритм. Составляют синквейн на тему МАГАЗИН. Синквейн позволяет вызвать интерес учащихся к теме занятия, стимулирует их познавательную активность. Примеры


Магазин

Продовольственный, промтоварный

Продаёт, обслуживает, работает

Магазины нужны всем нам

Товары


Магазин

Специализированный, универсальный

Продавать, покупать, выбирать

Люблю ходить в магазин

Деньги

2. Формулировка учебной цели

(2 мин.)

Поисковый метод.

Учитель подводит учащихся к цели занятия.

- Молодцы!

Наш классный час называется «Поход пятиклассника в магазин» (Слайд 1). Подумайте, чему мы сегодня будем учиться? Какова наша цель?

Давайте выберем ответ из предложенных вариантов (Слайд 2). Тот, который, как вам кажется, наиболее полно отражает смысл, заложенный в названии.

Учащиеся сами с помощью учителя формулируют цель, исходя из названия классного часа.

  1. Учиться быть грамотным покупателем.

  2. Учиться считать деньги.

  3. Учиться выбирать товар.


3. Проведение ролевой игры

(30 мин.)

Метод коллективной мыслительной деятельности, метод сравнительного анализа

- Мы начинаем ролевую игру. Вы будете работать в группах (три ряда – три группы). Необходимо рассмотреть три ситуации.

Ситуация 1.

Мама попросила вас купить продукты по списку:

хлеб

молоко

макароны

соль

майонез

Вам необходимо уложиться в сумму 200 рублей (Слайд 3).

Список продуктов с ценами прилагается

(Приложение 1)

На черновике можете сделать предварительные подсчёты, если в этом есть необходимость. Таблицу необходимо заполнить (Приложение 2).

Каждой команде необходимо отчитаться о проделанной работе (зачитать названия выбранных продуктов с ценами и итоговой суммой).

Учитель контролирует выполненное задание.

- Молодцы! Все уложились в данную сумму.


Ситуация 2.

На сумму 150 рублей необходимо купить набор продуктов на 1 день для 1 человека, чтобы быть относительно сытым (Слайд 4). Список продуктов с ценами прилагается

(Приложение 3).

На черновике можете сделать предварительные подсчёты, если в этом есть необходимость. Таблицу необходимо заполнить (Приложение 4).

Количество выбранных продуктов определяется вами самостоятельно.

По окончании работы в течение одной минуты первая команда отдаёт свою заполненную таблицу на проверку второй команде, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой.

- Молодцы! Верните таблицы тем командам, которые их заполняли. Вы заметили, что два последних столбца оказались незаполненными. Давайте вместе в третьем столбце отметим значком + те продукты, про которые можно сказать – это важно, полезно, необходимо. В четвёртом столбце отметим значком - те продукты, про которые можно сказать – это неважно, от этого можно отказаться.


Ситуация 3.

Что расскажет упаковка? (Слайд 5)

Для данного задания я хочу предложить командам взять следующие продукты питания (1 - пшено «На здоровье», 2 - макароны «Макфа», 3 – фасоль красная в томатном соусе – 2 штуки). Рассмотрите внимательно внешний вид товара, его упаковку.

Также вы получаете по треугольнику зелёного цвета с надписью: 1 команда – реализуем право на безопасность, 2 команда – реализуем право на информацию, 3 команда – реализуем право выбора.

Это основные права потребителей, т.е. нас с вами.

Вам необходимо соотнести внешний вид товара, информацию, напечатанную на упаковке с названием права потребителя, которое написано на вашем зелёном треугольнике. Что вы можете сказать по поводу соблюдения этого права?



-Молодцы, ребята!

Учитель прикрепляет зелёные треугольники на доску в виде ёлки и поздравляет учащихся с наступающим Новым годом, желая, чтобы права потребителей не нарушались (не только при покупках к Новому году, а всегда).

Класс делится на 3 группы по рядам.



Ситуация 1.

Групповая самостоятельная работа учащихся по выбору продуктов на сумму 200 рублей. Заполнение таблицы. Самоконтроль. Зачитывание названий выбранных продуктов с ценами и итоговой суммой.























Ситуация 2. Групповая самостоятельная работа учащихся по выбору продуктов на сумму 150 рублей. Заполнение таблицы. Самоконтроль.













Взаимопроверка - первая команда отдаёт свою заполненную таблицу второй команде, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой. Итоговая сумма не должна превышать 150 рублей.

Затем каждая команда зачитывает свой список выбранных продуктов, и, с помощью всего класса решается вопрос о целесообразности выбора, ставятся значки + и -.

Формулировка выводов (с помощью учителя) о рациональном использовании денежных средств.





Ситуация 3.

Три команды учащихся получают товары (1 - пшено «На здоровье», 2 - макароны «Макфа», 3 – фасоль красная в томатном соусе, 2 штуки (одна банка с большой вмятиной) и по одному зелёному треугольнику с названием одного из прав потребителей

(Приложение 5).

Изучают информацию, изложенную на упаковке. Групповая работа учащихся. Самоконтроль. Формулировка выводов о правах потребителя на безопасность, информацию и праве выбора.

Примерные ответы:

Пшено «На здоровье» - срок годности – 10.02.2017., пшено чистое, жёлтое, высшего сорта, соответствует ГОСТу – реализуется право на безопасность.

Макароны «Макфа» - указан состав продукта, изготовитель, срок годности товара, масса, способ приготовления - реализуется право на информацию.

Фасоль красная в томатном соусе, 2 шт. – одна банка ровная, красивая, другая – с вмятиной, информация на банках одинаковая. Мы выбираем банку без вмятины, она более привлекательна для глаз.

4.Рефлексия

(6 мин.)

Аналитико-результативный метод

Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам завершить фразы –

Для 1 команды фраза сегодня я узнал…

Для 2 команды фраза сегодня я понял...

Для 3 команды фраза сегодня я почувствовал...

(Слайд 6)











Всем спасибо за работу! Желаю всем стать грамотными потребителями! Удачных походов в магазин!

(Слайд 7)

Ответы на вопросы:

- сегодня я узнал… (примерные ответы: права потребителей - на безопасность, на информацию, право выбора)

- сегодня я понял...

(примерные ответы: нельзя купить всё, что пожелаешь, когда сумма денег ограничена; необходимо время для выбора товаров; не все товары одинаково полезны; нужно тратить деньги рационально)

-сегодня я почувствовал...

(примерные ответы: как хорошо работать сообща, в группе; поскорей захотелось сходить в магазин за покупками).



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ


  1. Лукьянова Р.С. Система дидактических игр и творческих учебных заданий. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

  2. Экономика: рабочая тетрадь. 5 класс. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.


  1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014.

  2. Финансовая грамотность: учебная программа 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.













Приложение 1

п/п

Название продукта

Цена

1

Хлеб «Старорусский»

Хлеб «Дарницкий»

Хлеб «Баташевский»

18 руб.

31 руб.

34 руб.

2

Молоко «Северная долина»

Молоко «ТД Сметанин»

Молоко «ЭГО»

45 руб.

34 руб.

58 руб.

3

Макаронные изделия «Макфа»

Макаронные изделия «Барилла»

Макаронные изделия «Рожки»

49 руб.

80 руб.

14 руб.

4

Соль «Обычная»

Соль «Экстра»

Соль «Морская»

7 руб.

12 руб.

47 руб.

5

Майонез «Сдобри»

Майонез «Провансаль» Магнит

Майонез «Ряба»

70 руб.

42 руб.

49 руб.















Приложение 2


Черновик












Вид продукта

Название продукта

Сумма

  1. Хлеб



  1. Молоко



  1. Макароны



  1. Соль



  1. Майонез



Итого:













Приложение 3


п/п

Название продукта

Цена

1.

Хлеб «Старорусский»

Хлеб «Дарницкий»

Хлеб «Баташевский»

18 руб.

31 руб.

34 руб.

2.

Молоко «Северная долина»

Молоко «ТД Сметанин»

Молоко «ЭГО»

45 руб.

34 руб.

58 руб.

3.

Макаронные изделия «Макфа»

Макаронные изделия «Барилла»

Макаронные изделия «Рожки»

49 руб.

80 руб.

14 руб.

4.

Соль «Обычная»

Соль «Экстра»

Соль «Морская»

10 руб.

15 руб.

60 руб.

5.

Майонез «Сдобри»

Майонез «Провансаль» Магнит

Майонез «Ряба оливковый»

70 руб.

42 руб.

80 руб.

6.

Чипсы

45 руб.

7.

Лимонад

30 руб.

8.

Чупа - чупс

20 руб.

9.

Кириешки

30 руб.

10.

Йогурт питьевой «Активиа»

40 руб.

11.

Шоколад «Аленка», 20 гр.

17 руб.

12.

Банан (200 гр., 1 шт.)

11 руб.

13.

Яблоко (200 гр.,1 шт.)

12 руб.

14.

Апельсин (200 гр., 1 шт.)

11 руб.

15.

Груша (200 гр., 1 шт.)

20 руб.

16.

Яйцо (2шт.)

14 руб.

17.

Колбаса вареная (100 гр.)

30 руб.



Приложение 4


Черновик










Вид продукта

Сумма



1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.



















Итого:










Приложение 5

















Просмотр содержимого презентации
«Поход пятиклассника в магазин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухтоловская основная школа»   Поход пятиклассника в магазин Надышева Т.Б.  2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухтоловская основная школа»

Поход пятиклассника в магазин

Надышева Т.Б. 2016

Сегодня мы

Сегодня мы

  • Учимся быть грамотным покупателем
  • Учимся считать деньги
  • Учимся выбирать товар
Ситуация 1 Мама попросила вас купить продукты по списку: хлеб молоко макароны соль майонез Вам необходимо уложиться в сумму 200 рублей.

Ситуация 1

Мама попросила вас купить продукты по списку:

  • хлеб
  • молоко
  • макароны
  • соль
  • майонез

Вам необходимо уложиться в сумму 200 рублей.

Ситуация 2 На сумму 150 рублей необходимо купить набор продуктов на 1 день для 1 человека, чтобы быть относительно сытым

Ситуация 2

  • На сумму 150 рублей необходимо купить набор продуктов на 1 день для 1 человека, чтобы быть относительно сытым

  • Количество выбранных продуктов определяется вами самостоятельно
Ситуация 3 Что расскажет упаковка? Основные права потребителей

Ситуация 3

  • Что расскажет упаковка?

Основные права потребителей

  • право на безопасность
  • право на информацию
  • право выбора
Заверши фразу

Заверши фразу

  • 1. Сегодня я узнал…
  • 2. Сегодня я понял…
  • 3. Сегодня я почувствовал…
Всем спасибо за работу! Желаю всем стать грамотными потребителями!  Удачных походов в магазин!
  • Всем спасибо за работу!
  • Желаю всем стать грамотными потребителями!
  • Удачных походов в магазин!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Надышева Татьяна Борисовна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства