Методическая разработка классного часа для учащихся 8 класса по теме "Задумайся о будущем!"
Методическая разработка классного часа для учащихся 8 класса по теме "Задумайся о будущем!"
Методическая разработка классного часа «Задумайся о будущем!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации, а самая трудная и важная задача педагога при этом – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа для учащихся 8 класса по теме "Задумайся о будущем!"»
Классный час по теме «Задумайся о будущем!»
Разработала : кл.рук-ль 8б класса МАОУ «Гимназия №1» Григорьева Е.М.
Задумайся о будущем – говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. Так о чём нужно задуматься? В наше время, одним из главных для человека , является здоровый образ жизни . Ведь будущее- это здоровое поколение, а здоровое поколение – это здоровый образ жизни. В целом здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности.
Методическая разработка классного часа «Задумайся о будущем!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации, а самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества. На наш взгляд, данные требования реализуются в предлагаемой разработке классного часа «Задумайся о будущем!»,
которая может быть использована в работе с детьми подросткового возраста.
Цель: расширить представление детей о здоровом образе жизни;
способствовать формированию положительного отношения к здоровью
как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков
здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства
ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
Задачи:
Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, презентация, рисунки учащихся, конверты с заданием для практической работы, дерево +листочки,
Оформление: детские рисунки и плакаты на тему ЗОЖ, тема классного часа.
Ученые о здоровье:
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман - основатель валеологии.)
Сценарий классного часа
Кл.рук.: - Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам - здравствуйте, дорогие участники, гости. В начале нашей встречи хочу вам пожелать самого главного и необходимого для каждого человека – это здоровья.
Кл.рук.: - Как вы думаете, чему будет посвящён наш классный час? (Ребята предполагают) - Итак, тема нашего классного часа: «Задумайся о будущем!» (слайд 1)
- Скажите, а какая связь темы с понятием «здоровье»?
- Какую цель мы поставим перед собой? (Ребята озвучивают цели)
- Целью нашего классного часа является (слайд 2)
1) пропаганда здорового образа жизни;
2)способствовать росту самосознания и самооценки, чувства
ответственности за свою жизнь и жизни окружающих.
Кл.рук.: - Сегодня я предлагаю не простую беседу, а разнообразные формы это и встреча с интересными людьми, ответы на вопросы и дискуссия, творческое задание и, конечно же, игра.
- Для этого мы разделимся на 2 группы.
Кл.рук.: - Ребята, давайте попытаемся наши представления о счастливой
полноценной и здоровой жизни выразить в виде дерева жизни. Листья этого
дерева – жизнь человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать
крону будут крепкие ветви «компоненты здоровья» . Эти ветви поддерживает
ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – «составляющими здоровый
образ жизни».
(Уч-ся прикрепляют листочки к заготовленному дереву на доске)
Кл.рук.: - Давайте ответим на вопрос: что такое здоровье? Каждая группа попытается сформулировать собственное определение понятия «здоровье». ( Ребята находят определения «здоровья» в словарях. Затем каждая команда зачитывает выработанное понятие .)
Кл.рук.: -По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического и социального благополучия» (слайд 3)
Кл.рук.: - «Здоровье – это состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, ответственности за него.
Кл.рук.: - В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма.
Кл.рук.: - Ваши ответы правильные и самое главное, о чем вы сами сказали, эта тема очень актуальна.
Кл.рук.: - Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.
Кл.рук.: - Жизненный опыт показывает, и каждый может найти этому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того как недуг даст о себе знать. Можно предотвратить все гораздо раньше, и для этого не потребуется никаких сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни!
ЗОЖ предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.(слайд 4)
ЗОЖ в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию нашего государства и здорового общества.
Кл.рук.: - Итак, с чего же мы начнём, чтобы позаботиться о своем здоровье?
Кл.рук.: - Сегодня на наш классный час мы пригласили Хасанову Э.Э -
психолога гимназии.
(психолог проводит тест)
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов занятий у меня начинает болеть голова.
3.Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться дома.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. Быстро устаю после физических нагрузок.
9 .У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты. (слайд 5)
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…
Результат получился не тот, которого вы ожидали. Только при здоровом образе жизни мы можем хорошо себя чувствовать, жить и учиться.
Кл.рук.:Здоровье – самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Учеба и работа доставляют нам удовольствие. Мы легко занимаемся спортом и с радостью отдыхаем.
Кл.рук.: - А сейчас я предлагаю немного разнообразить наше общение. (предлагаю взять из конвертов нарезанные на части полоски бумаги и сложить в таком порядке, чтобы можно было прочитать высказывания о здоровом образе жизни).
Изречения известных людей:
«Здоровье – всему голова»
«Здоровому все здорово!»
«Здоровье дороже денег»
Здоровая душа в здоровом теле.
Здоровье не купишь.
«В молодости человек тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги, чтобы выкупить здоровье, но никому пока это не удалось» (Индийское изречение).
Кл.рук.: - Как его сохранить? Как убедить в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже,- чертой характера? Конечно же, в этом может помочь пропаганда здорового образа жизни среди молодежи. Современные статистики выяснили, что на 20% здоровье человека зависит от условий жизни (от экологической обстановки); еще на 20%- от наследственности; на 10%- от медицины, а на 50%- от образа жизни.(слайд 6)
Кл.рук.: - Эти исследования говорят о том, здоровье человека на 50% зависит от него самого Основными факторами, снижающими активность и защитную функцию организма, являются: • несоблюдение режима труда и отдыха; • невыполнение гигиенических правил; • малоподвижный образ жизни (гиподинамия); • вредные привычки; • нерациональное питание.
Кл.рук.: - Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно - нужно соблюдать основные правила здорового образа жизни. Остановимся на каждом пункте отдельно.
Компоненты здорового образа жизни. (по ходу беседы прикрепляются к нарисованному дереву понятия «режим дня», «правильное питание» и «занятия спортом»)
А) Режим дня . (слайд 7 ) (выступление учащихся)
Режим дня - это чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни. Многие уверены: соблюдать режим дня нереально. Но если вы решили вести здоровый образ жизни, распишите себе собственный режим дня, рациональный и подходящий для вас. Очень важную роль в режиме играет сон. Ведь сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день. Некий Ренди Гарден попал в Книгу Рекордов Гинесса за то, что не спал 264 часа (11 суток), при этом никто, естественно, не написал, как он себя после этого чувствовал. Здоровый и правильный сон залог хорошего дня и прекрасного настроения, а это и есть здоровый образ жизни.
Кл.рук.: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай пословицу». На доске начало пословицы, а вам необходимо подобрать окончание.
Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение. «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.
Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма.
Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.
Чему отдается предпочтение в наше время ?(Предпочтение отдается чипсам, сухарикам, газированным напиткам и в довольно больших количествах)Поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим? Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя». Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.
Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать характеристики: (распечатать и раздать детям)
Игра «Полезные и не полезные продукты». От каждой группы приглашается участник. Далее ребята выбирают из общей массы представленных продуктов питания полезные и не полезные , объясняя свой выбор.
В). Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом,
положительные эмоции и закаливание.
(Выступление учащегося) Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций.
Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.
Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
Спорт - залог красоты и здоровья.
Кл.рук.: - Здоровый образ жизни невозможно представить без зарядки, которая приведет ваш организм в работоспособное состояние, устранит сонливость и вялость, поднимет настроение.
(Предлагается выполнить физкультминутку)
Кл.рук.: - Работая над собой и укрепляя свой разум, ты сможешь: - добиваться любых жизненных целей - стойко переносить любые трудности - жить так, чтобы твои родные и близкие гордились тобой.
Кл.рук.: - В нашем классе многие ребята занимаются спортом : Гардер Н., Кузьмин Н., Колобов С., Леонтьев А., Унгефухт К. (слово учащимся)
Кл. рук.:
-А сейчас я предлагаю вам поработать творчески над заданием « Собери плакат».
(Учащимся раздаются конверты с пазла- плакатами . Затем каждая группа представляет свой плакат)
Подведение итогов. Рефлексия.
Кл.рук.: - И, наконец, подводя итог нашего сегодняшнего разговора, давайте вместе посмотрим, какой же выбор каждый готов сделать прямо сейчас. У вас у каждого есть звездочка. Пожалуйста, наклейте ее под тем утверждением, которое является для вас единственно верным.
(Ребята выходят к доске и делают свой выбор.)
1. Мне все равно. Я как все.
2. Жизнь дается один раз, надо испытать все удовольствия!
3. Я - личность! Я выбираю жизнь!
Кл. рук. - Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека. Мы посадили дерево. Пусть оно будет крепким и долговечным .
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Вершить добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни!
Литература
Алоева М.А., Бейсова В.Е. Поговорим как взрослые: классные часы в 8 – 11 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 310 с.
Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -336 с.
Васильева З.А., Любинская С.М, "Резервы здоровья",- Москва, 2001.
Величковский Б. Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда: Учеб. пособие — М.: Новая школа, 1997. — 236 с.
Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок «Влияние социальной среды на здоровье человека».//Биология в школе. – 2001. – №2. – С. 25 – 29.
Искусство быть здоровым: Ч. 2 / Чайковский А.М., Шенкман С.Б. - 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 96 с.: ил.
Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 463 с.
Снайдер Д. Курс выживания для подростков: Пер. с англ. — М.: Горизонт, 1995. —208с.
Куценко Г. И., Ю. В. Новиков, "Книга о здоровом образе жизни", -Москва, "ПРОФИЗДАТ" 2000 г.
Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., «Как стать сильным и выносливым»- М., 2004.
Моль Ханс. Семь программ здоровья: Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Научно-методический журнал. Классный руководитель- М, 2009, №8.
Шаталова Г.С. Философия здоровья.- М, 1997.
Шерихова И.Я. Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра? /– 2001. – №6.– С. 37 – 40.