Методическая разработка воспитательского часа "Поговорим о добре"
Методическая разработка воспитательского часа "Поговорим о добре"
Данная методическая разработка была проведена в детском доме для детей-сирот во время воспитательского часа.В разработке имеются дидактические задания на развитие внимания, мышления,памяти.Разработка учит детей понимать,что такое добро. Рекомендована для проведения классных часов в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательского часа "Поговорим о добре"»
Методическая разработка воспитательского часа
«Поговорим о добре»
Воспитатель:
Андреева Любовь Владимировна
г.Белово
Методическая разработка воспитательского часа «Поговорим о доброте!»
Цель: дальнейшее развитие представлений детей о добре и зле; Задачи: Образовательные:
- Способствовать формированию нравственных качеств, проявляющихся в отношениях к людям; - обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные черты характера; - учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значения. Воспитательные: -формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления; - способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей; - развивать понимание, сочувствие и содействие другим людям. Развивающие: - развивать коммуникативные навыки; - формировать саморегуляцию поведения ребёнка; - развивать познавательный интерес детей, через чтение рассказов, сказок.
Ход воспитательского часа:
Введение в тему.
- Добрый день, дорогие ребята!
Чтобы узнать тему сегодняшнего воспитательского часа, предлагаю собрать новое слово из этих слов
ДРУЖБА
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЛЮБОВЬ
ДОВЕРИЕ
КОНФЛИКТ
ТЕПЛОТА
ВНИМАНИЕ
(Я читаю вопросы – дети выстраивают таблички со словами в столбик и выписывают на доске буквы, из первого слова -1, второго-9,третьего-3 и т.д. В итоге получилось слово –ДОБРОТА)
1. Она может быть настоящая и мнимая
2.Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.
3. Это чувство необходимо каждому человеку.
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и . . .
5. Столкновение противоположных интересов.
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку.
7. Заботливое отношение к людям.
Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
Кто сможет сказать, о чем у нас сегодня пойдет разговор?
Правильно, мы поговорим о добре.
Ребята, а что такое добро? (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка, мама.)
А каким должен быть добрый человек? (Ответы учащихся)
Толкование слова (обогащение лексики детей) по словарю Ожегова: (у каждого на столах – читают в слух по одной формулировке) «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» Добро – все положительное, полезное, хорошее. Доброволец – тот, кто добровольно взял на себя какую-то работу. Доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому-нибудь. Добронравие – хороший нрав. Добряк – добрый человек.
3.Добрые и вежливые слова.
Ребята, а для чего нам нужны добрые и вежливые слова? (ответы детей)
А теперь давайте проверим, как вы знаете вежливые и добрые слова.
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит…(добрый день)
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо)
4.Ребёнок вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости, мы говорим…(простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидание)
Скажите, пожалуйста, чего на земле больше - добра или зла? (ответы детей).
Зло - это зависть, жадность, грубость, лень, ложь.
А добро будем собирать «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.
Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру.
4.Игра «Сказка».
Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось помериться силами с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
У вас на столе на карточках перечислены сказочные герои – подчеркните красным карандашом добрых героев , синим-злых и посчитайте сколько каких.
Задание – в словах «спряталось» добро, найти общую часть слова, выделить ее (корень), как называются эти слова? (однокоренные)
( добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.)
Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения Погореловского «Попробуй волшебником стать»
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого-.
Одно удовольствие, честное слово!
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжёлых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
тёплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
6.Ситуации.
Я буду называть разные ситуации, а вы, услышав добрый поступок, хлопаете в ладоши, услышав недобрый поступок - просто промолчите.
а) Коля после выполнения домашних заданий помогает маме по дому. б) Старший брат Вася постоянно обижает, своего младшего брата. в) Мальчики помогли старушке перейти дорогу. г) Дети строили во дворе горку, а Миша наблюдал из окна, когда все ушли домой, мальчик вышел и сломал горку
«Потерянная варежка»
(читают дети вслух) Зима. Дети играли во дворе: кидались снежками, лепили снеговика. Одна девочка потеряла варежку. У неё замёрзли руки, пальцы озябли. Она дышит на них, пытается согреть, но без варежек это плохо получается. Мальчики увидали, подошли к девочке и сказали:………. - Как вы думаете, что сказали мальчики? Как бы в этом случае вы поступили?
«Подарок» На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!" Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
7. Слова антонимы – (соединить стрелками)
(Стук в дверь, учитель получает письмо от феи)
-Ребята, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что же там написано.
Текст телеграммы
«Помогите! Будьте добры! Наш город захватила злая колдунья, она превратила все хорошие, вежливые слова и поступки в злые. Если вы расколдуете, то попадете в Волшебный город»
Ребята, мы поможем фее справиться с чарами колдуньи? Перед вами карточки с заданием - нужно заменить злые и нехорошие слова противоположными по смыслу словами.
Грубый ласковый
Злой добрый
Жадный щедрый
Грустный веселый
Вражда дружба
Горе радость
Обман правда
Жестокость доброта
Плохо хорошо
Зло добро
Война мир
Жадность щедрость
Жестокость вежливость
Грубость ласка
ложь правда
предательство преданность
8. Собери пословицу
Доброе слово
того Бог отблагодарит
Не одежда красит человека,
и кошке приятно.
Кто добро творит,
а его добрые дела.
В ком добра нет,
в том и правды мало.
Не ищи красоты
а зло забывай
Добро помни,
ищи доброты.
За добро
а злое калечит..
Худо тому,
добром плати
Доброе слово лечит,
кто добра не делает никому.
Итог
Давным-давно жил в Москве добрый доктор Федор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им и все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато любовь к нему бедных людей была велика. Когда Федор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!»
Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными учениками. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает . Наш детский дом, наш класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.
Заканчивая наше занятие, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Есть очень много высказываний о доброте. Прочтите это ( читают самостоятельно )
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
(Запись на доске)
Памятка добрых дел.
Дарю каждому ребенку
1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых людей!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься!
Тест «Добрый ли, я»
(Можно провести после занятия или в свободное время)
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?