Методическая разработка внеклассного мероприятия "Великая инквизиция. Суд истории"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Великая инквизиция. Суд истории"
Эта методическая разработка выполнена в 2013 году и посвящена 20-летию конституции РФ. Методическая разработка содержит сценарий для выступления студентов. Данная разработка может быть использована для классного часа, посвященного Конституции РФ или в рамках дисциплин "история" и "обществознание".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальность 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Тема: «Великая инквизиция. Суд истории»
Составитель: преподаватель ОГСЭ.
Емельянова Евгения Анатольевна
\
Нижний Новгород
2013
Оглавление
Пояснительная записка 3
План мероприятия 5
Ход мероприятия 5
Заключение 11
Использованная литература 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия занимает особое место в учебном и воспитательном процессе: тема «Великая инквизиция» поднимает вопросы морали, толерантности, личной ответственности. Мероприятие проходится в рамках предметной недели дисциплин ОГСЭ. В ходе мероприятия осуществляется постановка сценки «Великая Инквизиция. Суд истории»
Разработка рассчитана на студентов очного отделения 1 курса НСТ, но может использоваться в подготовке мероприятий для старшеклассников.
Междисциплинарные связи: история, мировая культура.
Мероприятие приурочено к празднованию двадцатилетия Конституции РФ. В ходе сценки затрагиваются вопросы законодательства, прав человека. Дается этическая оценка понятию справедливость.
Мероприятие «Великая инквизиция. Суд истории» проходит в игровой (театрализованной) форме с последующей
ЦЕЛИ:
Образовательная: Ознакомить учащихся с процессами, проходящими во время Великой инквизиции.
Воспитательная: Формирование системы ценностей учащихся на примерах судебной практики разных эпох. Постановка этических норм. Мораль. Справедливость. Милосердие. Продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции
Развивающая: Формировать у учащихся умение логически излагать свою точку зрения, обучать правилам ведения дискуссии.
Формировать у учащихся умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон.
Формировать у учащихся навык выступления перед аудиторией, работы в команде
Формировать навык работы с документами
АКТУАЛЬНОСТЬ методической разработки обусловлена возрастающим интересом к вопросам морали у студентов первого курса.
НОВИЗНА данного занятия заключается в нетрадиционном привнесении норм современного законодательства, в частности, Конституции РФ, в контекст позднего Средневековья и Эпохи Возрождения с целью оценки исторических событий сознанием современного типа. Данная тема позволяет показать высокую эффективность новации.
ПОДГОТОВКА:
Подготовка к мероприятию ведется в течение двух недель. Обучающимся было дано задание подготовить сценку, призванную сопоставить законодательство и судопроизводство Средневековой Европы ХV в с Законодательством РФ начала ХХI века. Студентам предложено изучить тексты следующих документов: Конституция РФ, «Молот ведьм», «Хартия вольностей» и др. и на их основе написать сценарий и поставить сценку. Со студентами проведены обсуждение сценария в процессе работы над ним, читка сценки и репетиции.
OБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, колонки, проектор.
МАТЕРИАЛЫ: Конституция РФ, «Молот ведьм», учебник истории Артемов, Лубченков, фрагмент фильма.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: инквизиция, конституция
ОСНОВНЫЕ АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ: справедливость, милосердие.
ПЛАН:
Мероприятие «Великая инквизиция. Суд истории» имеет структуру: выступление – рефлексия – заключительное слово учителя
I Выступление
Вводное слово учителя.
Выступление студентов группы со сценкой «Великая инквизиция»
II Рефлексия
Дискуссия о проблемах, поднятых в выступлении. Плюсы и минусы.
III. Подведение итогов
Заключительное слово учителя.
Демонстрация фрагмента фильма М. Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (финал, сцена суда, исповедь).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1.ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Добрый день! Как вы думаете, есть ли что-то общее между словами «инквизиция» и «конституция»?
Оба эти слова заимствованы из латыни. «Инквизиция» (от inquisitio) означает «расследование», «конституция» (от constitution) – установление, устроение.
Рост городов в средневековой Европе, в которой господствовала Католическая церковь, привел к распространению множества ересей. В городах было проще стать грамотными, а люди хотели читать и трактовать Библию сами. Это приравнивалось к свободомыслию, за которое жестоко преследовали церковные и светские власти.
Но инквизиция преследовала не только инакомыслящих. Иногда чтобы попасть на скамью подсудимых достаточно было любого недоразумения и навета. Потребовались века, чтобы человечество пришло к гуманистическим ценностям и в соответствии с этим изменило законодательство.
Очень важно, чтобы основной закон государства отражал гуманистические ценности, четко прописывал права и свободы человека. Студенты гр. 333 подготовили сценку-фантазию об инквизиции и конституции… Надеемся, она заставит нас всех задуматься о главном, о том, что в сущности нет ничего ценнее человеческой жизни…
2. ВЫСТУПЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ 333. СЦЕНКА «ВЕЛИКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ. СУД ИСТОРИИ»
Ведущий: Доказано, что время течет нелинейно. Иногда пространственно-временные пласты смешиваются. Давайте представим себе, что произойдет, если человек из РФ попадет в позднее средневековье, примерно 15 век…
Средневековье. Париж. Гревская площадь…
Глашатай: Собирайся народ. Скоро казнь.
(Гомон в толпе)
1 человек из народа: Кого казнят-то?
2 человек из народа: Это процесс над ведьмами.
1 человек из народа: Ты веришь в ведьм? Их сейчас так много, что начинаешь сомневаться. Неужели они все одержимы дьяволом?
3 человек из народа: Не может быть сомнений. Как говорится «Малеус манификарум», что значит на латыни «Молот ведьм». Это книга. Генрих Крамер, философ и инквизитор написал этот трактат. Он перечислил все ереси, все виды колдовства и ведьм. Раскрыл, как с этим бороться…
2 человек из народа: Все бабы ведьмы… Колдовство в самой их природе
(Выходят представители суда. (Под музыку «Амено») Священник крестит. Инквизиторы садатся за стол. Тот, который говорит, встает).
In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti.
Ведущий: Появляется юридически подкованный гражданин Российской Федерации.
Все: Ой, Ангел!
Инквизитор 1: Ты появился из ниоткуда. Ты так странно одет. Ты можешь оказаться или демоном или пророком. Назовись.
Человек из РФ: Я из РФ. Это правовое государство…
Инквизитор 1: Никогда не слышал ничего подобного. Терра инкогнита. Как там живут?
Человек из РФ: Для РФ. Характерно верховенство закона. Указывает на Конституцию…
Инквизитор 1: Демон вряд ли бы чтил Священное писание. Видимо, ты пророк. Тогда ты будешь сегодня помогать Святой Церкви вести суд.
Вводят первую ведьму.
Инквизитор 1: Элизабет из Руана. Ты обвиняешься в том, что продала душу дьяволу. Что по его сатанинским научениям травила ни в чем не повинных людей.
Элизабет: Да я лечила их!!!
Инквизитор 1: Недозволенными методами. Из трав ты варила отравы… Эти колдовские растения ты собирала на кладбищах и на Лысой горе. Под пытками ты также призналась, что летала в полнолуние на шабаш, чтобы достать там ведьмин камень.
Элизабет: Все это клевета… Всем известны целебные свойства растений. Эти травы берутся на лугу…
Инквизитор 3: Не отрицай, грешница!!! Ты сама говорила
Потерпевший: Ты ведьма проклятая! Ты свела в могилу мою бедную мать, сжила со свету жену, меня убить хотела…
Элизабет: Не верьте этому пьянице. Я ни в чем не виновата. Меня пытали…
Инквизитор: Итак, ты приговариваешься к очищению через костер… Да спасет Христос, Бог наш, грешную душу твою!!! Ибо саму тебя уже не спасти, так ты упорна в грехе!
Человек из РФ:
Но позвольте, так нельзя! Ее даже некому было защищать. А по статье 48 п.2 Каждый задержанный под стражу имеет право на адвоката. У суда нет доказательств, кроме домыслов, а по статье 50 неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Ведь права и свободы человека и гражданина…
Инквизитор: Позвольте, ведьма не является человеком. Это существо, одержимое бесами. Еще святой Фома утверждал, что учения, отрицающие существование бесов еретические.. Второзаконие предписывает умерщвлять всех колдунов и заклинателей; Левит говорит: «Чья душа склоняется к магам и кудесникам и с ними блудит, против того хочу я поднять лик свой и низринуть из стада народа своего». Тоже и в гл. 20 говорится: «Тот мужчина или та женщина, в которых пребывал пифонический или прорицательский дух, должны быть умерщвлены»
Человек из РФ: Решительно протестую. По статье 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь!!!
Ведьму уводят под музыку. Приводят другую ведьму.
Инквизитор 2: Перейдем к рассмотрению другого дела. Катрин по прозвищу Черная кошка, ты обвиняешься в том, что насылала порчу и сглаз на жителей твоей деревни, портила скот у соседей. Отнимала молоко у коров, превращала детей в поросят. А ночью оборачивалась черной кошкой и царапала тех, в чей дом тебе удавалось проникнуть. Человек с подобной царапиной умирал в тяжких муках. Отрицаешь ли все это?
Катрин: Чего же тут отрицать? Я так веду себя, как Темный Князь велит! В нем для меня вся мудрость и все благо! Кот мяукнул, значит, все правильно.
Инквизитор 2: Это животное – тоже дьявольское отродье. Сжечь его!
Человек из РФ:
Прекратить изуверские костры инквизиции!!!
Инквизитор 2: Она сама говорит, что она ведьма
Человек из РФ: Каждому гарантируется свобода мысли и слова по 29 статье!
А кроме того, по статье 58 каждый обязан бережно относиться к природным богатствам! Ну, подумайте, ведь если таким образом безжалостно уничтожать кошек, увеличится популяция крыс. А они превосходные переносчики чумы! Или мало у вас тут настрадались в 14 веке?
Инквизитор: Нет, это уже решительные нападки на Святую Церковь!!! Человеческий суд ничто по сравнению с судом Божьим…
Ведьму уводят, приводят третью
Человек из РФ:
А эта-то несчастная в чем обвиняется?
Инквизитор 3: О, это особый случай. С виду она совсем не напоминает колдунью. Но надо быть осторожными и бдительными. У дьявола тысячи уловок. За невинной внешностью может скрываться страшная суть.
Ведущий: Это графиня Пуатье. Она ехала через зимний лес в карете вместе со своим отцом, царствие ему небесное, карета сломалась, и путники вынуждены были остановиться. Неожиданно напали волки. Они съели лошадей и отца графини. Но не тронули ее.
Инквизитор 3: Как известно, волки служат дьяволу, поэтому раз они ее не съели, значит и она ему служит.
Графиня, как вы объясните, почему Вас не съели волки?
Графиня: Я читала молитву.
Какую?
Графиня: Аве Мария
Инквизитор: Вот видите, какой это сложный случай. Это опаснейшая лгунья, пытающаяся ввести суд в заблуждение…
Человек из РФ:
Но ведь по статье 51 никто и не обязан свидетельствовать против себя.
Инквизитор 3: Графиня, вы также приговариваетесь к очистительному огню.
Графиня: О Господи, помоги мне!
Áve, María, grátia pléna; Dóminus técum:benedícta tu in muliéribus, et benedíctus frúctus véntris túi, Iésus. Sáncta María, Máter Déi, óra pro nóbis peccatóribus, nunc et in hóra mórtis nóstrae. Ámen
Ведущий: Здесь мы оставим наших героев. Чем все закончится, каждый поймет сам. Но пройдет еще много веков, и люди одумаются. Будут проклинать изуверства Инквизиции, потому что под видом ведьм сжигались ни в чем неповинные обычные женщины. Сама Католическая Церковь раскается в делах инквизиции. Папа Иоанн Павел 2 будет у всего мира просить за это прощенья. Люди поймут, что нет ничего на свете дороже, чем человеческая жизнь, и по Конституции РФ 1993 года будет введен мораторий на смертную казнь! Итак, история переворачивает эту страшную страницу и встает на путь гуманизма!
Конец! Все выходят на поклон.
ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ, ПОДНЯТЫМ СЦЕНКОЙ:
Дорогие зрители, скажите, пожалуйста, на чьей стороне в этой сценке оказалась ваша симпатия?
Как Вы считаете, является ли современное законодательство совершенным?
Если бы у Вас была возможность работать в Государственно Думе, какой бы закон Вы приняли в первую очередь?
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Подведение итогов.
Конечно, очень важно, чтобы в законе все права и свободы были прописаны. Но еще важнее, чтобы каждый чувствовал свою личную ответственность. Чтобы понимал, что от самого человека многое зависит, сможет ли он жить честно, сможет ли противостоять давлению, оказываемому извне. В заключение предлагаю Вашему вниманию фрагмент из бессмертного фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен». И желаю всем прожить честную и счастливую жизнь!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
По итогам мероприятия достигнуты следующие результаты:
Студенты получили опыт сравнительного анализа фактов, событий, документов.
Обучающиеся пришли к выводу, что несмотря на все проблемы, современное общество имеет хорошие перспективы развития. Гарантом этого служит основной закон – Конституция.
Выступления студентов создали творческую атмосферу, что благотворно повлияло на образовательный и воспитательный процесс.
Использованная литература
Документы:
Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2011. – 48 с.
Шпренгер, Я., Инститорис, Г. Молот ведьм / Я.Шпренгер, Г.Инститорис. – М. «Амфора», 2007. – 528 с.
Учебные пособия:
Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2012. – 320 с.
Дробязко, С.Г., Козлов, B.C. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск : «Амалфея». – 2007. - 480 с.
История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: «Наука», 1986. – 346 с.
Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. История России / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М. «Наука», 2006. – 528 с.
Царьков, И. И. О правовых принципах средневековой юриспруденции/ И.И. Царьков // Правоведение. 2003. № 2. С. 207