Методическая разработка: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно – патриотического воспитания»
Методическая разработка: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно – патриотического воспитания»
Данный проект поможет учащимся глубже познать обычаи и традиции казахского народа, их историю и актуальность в данное время.
Поможет развить мыслительные умения высокого уровня и способствовать
выработке активной жизненной позиции и навыков сотрудничества. Чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
Способствует развитию творческих способностей, формированию навыков поисково- исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельности в поиске и отборе информации; совместной деятельности родителей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно – патриотического воспитания»»
ГУ «Физико-математический лицей отдела образования
акимата города Костаная»
Методическая разработка:
«Традиции и обычаи казахского народа, как средство
духовно – патриотического воспитания»
Автор: Александрович Людмила Николаевна
г.Костанай, 2015
Тема методической разработки: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно –патриотического воспитания»
Название проекта: «Духовно - патриотическое воспитание на основе казахских традиций и обычаев»
Автор проекта: Александрович Л.Н.
Участники проекта: учащиеся первого класса.
Срок выполнения: 1 неделя.
Тип проекта: групповой, творческий
Продукт проекта: урок-праздник с родителями, построенный на материалах собранных детьми
Краткая аннотация проекта:
Данный проект поможет учащимся глубже познать обычаи и традиции казахского народа, их историю и актуальность в данное время.
Поможет развить мыслительные умения высокого уровня и способствовать
выработке активной жизненной позиции и навыков сотрудничества. Чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства; Способствует развитию творческих способностей, формированию навыков поисково- исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельности в поиске и отборе информации; совместной деятельности родителей
Цель проекта:
Формировать у учащихся первого класса личностные компетенции- патриотизм, толерантность через традиции и обычаи, поисковые, менеджерские, презентационные, коммуникативные умения и навыки.
Учить работать с дополнительной информационной литературой.
Углубить и закрепить знания учащихся о культурных традициях и обычаях казахского народа через КТД.
Наши действия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Выработка плана действия по реализации проекта.
Определение задания для каждого участника проекта
Самоопределение учащихся в группы.
Инструктаж педагога по этапам работы над проектом.
КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭТАП
Поиск материалов по каждому направлению группы.
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Учащиеся создают портфолио. Проблемы(темы) исследований. Вопросы направляющие проект. Откуда берутся обычаи и как они влияют на общество? Какие качества в человеке они воспитывают. Какая роль обычаев в воспитании подрастающего поколения? Какие обычаи и традиции, игры, национальные танцы, угощения вы знаете? Какие атрибуты им присущи? Какие качества в человеке они воспитывают?
Ссылки
Иллюстрации, фото
Тексты.
Индивидуальные задания для групп:
Группа: «Искатели» (Что такое обычаи? Какие атрибуты им присущи?)
Группа: «Артисты» (Казахские народные танцы)
Группа: «Затейники» (Национальные казахские игры)
1.Собрать информацию.
2.Подготовить и провести обычаи и традиции
3.Разучить и провести с учащимися класса казахские национальные игры, танцы.
Ожидаемый результат. В ходе проекта дети, родители и учитель должны организовать урок- праздник в преддверии праздника « Наурыз- мейрамы».Сценарий разрабатывается исключительно на материалах предоставленных детьми и их родителями.
( Обычаи, традиции, танцы, игры) Так же наш проект поможет глубже познать культуру, обычаи и традиции казахского народа, их историю и актуальность в данное время. Реализация данного проекта позволит:
Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Повысить интерес к культуре.
Урок-праздник (КТД)
Тема:«Традиции и обычаи как средство духовно – патриотического воспитания».
Цели:
Воспитывать учащихся в духе толерантности, любви к Родине, гордость за своё Отечество , повышения культуры межнационального общения ,основанных на традициях и обычаях казахского народа.
Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа.
Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.
Задачи:
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа;
Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного города;
Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;
Организация совместной деятельности родителей и детей;
Формирование навыков поисково - исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование: презентация "Культура и традиции казахского народа"., фото, национальные костюмы, атрибуты для игр, домбра.
I Орг.этап
Добрый день ребята, уважаемые гости ,разрешите Вас поздравить с наступающим праздником «Наурыз мейрамы» и в преддверии праздника провести наш урок-праздник опираясь на традиции и обычаи казахского народа.
(Дети рассаживаются по группам)
II Этап сообщения
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике.
(Звучит музыка и выходят ведущие-родители)
Ведущий1: Гость радуется песенному гулу Не чувствуя не стужи, не жары У нас, мой друг, не сыщешь ни аула, Ни даже просто дома без домбры. И предки наши яркие картины В напевах проносили сквозь года Ведь две струны, как горы и равнины. Как жизнь и смерть Как радость и беда. На зов домбры друзья спешат с вестями, Звучат слова радушны и добры.
Выходят чтецы в национальных костюмах (раздаются звуки домбры)
Ученик1: Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности - Казахской, самой коренной. Ученик 2: О, Казахстан - Великий край, Могучий исполин степной. Твоих степных просторов рать Оберегает мой покой. (Звучит музыка казахская домбра Детство)
Ведущий1: Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.
Ученица читает стих
Рады мы встречать гостей С разных стран и волостей. Будем петь, шуметь, играть Наурыз - весну встречать.
( Исполняется казахский народный танец.(Звучит музыка Айголек)
III Основной этап.
Ведущий 1:Обратите внимание на посуду, национальную одежду, орнаменты, замечательные блюда казахской кухни.
Ведущий. А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов. Итак, мы начинаем. Наши «Искатели» изучили много статей в журналах, собрали информацию из различных книг.
Предоставляем слово группе «Искатели»
группа «Искатели»Дети рассказывают о разновидностях традиций и обычаев.
1.Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков 2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью 3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей 4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка 5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак
Проведение обряда Ученик1:Обряд «Тусаукесер» - Перерезание пут
Этот обряд проводится для того, чтобы ребенок, который самостоятельно и уверенно стоит на ножках, быстрее пошел.
Ученик2 :Обряд Шашу — древний казахский обычай, сопровождающий все праздничные и торжественные мероприятия. Перевод слова «шашу» - рассыпать, разбрасывать. Когда рождается ребенок, приводят в дом невестку, приходят на новоселье, приезжают сваты, приходят почетные гости, делают крупную покупку (например автомобиль) и другие радостные события, осыпаются конфеты и монеты. Осыпают шашу, только женщины.
Рассыпанные «шашу» разбираются всеми присутствующими как хорошая примета, чтобы и у них было такое же радостное событие. Особенно, обряд «шашу», любят дети, они торопятся, стараясь собрать как можно больше сладостей и монет.
Ведущий 2: Группа: «Артисты» (казахские народные танцы)
Ученик: Первые отголоски танца были в 12 веке н.э. Дословно «кара жорга» с казахского языка означает «черный иноходец». Конь играл огромную роль в жизни казаха, поэтому танцующий подражал грациозным движениям человека, сидящего в седле. Танец «камажай» называют танцем девушки, а вот танец «кара жорга» называют танцем девушки и джигита.
Дети разучивают танец.
Ведущий 1: Слово предоставляетсягруппе «Затейники»
Проведение игр с учащимися класса.
Выслушиваются рассказы детей (правила игры)
Ученик1: игра «Теңге алу» - «Подними монету». Правила игры: В эту игру играют верхом на конях. Всадники должны на скаку поднять с земли платочек с монетой. Ваша задача: на бегу поднять монетку и, обогнув стойку, вернуться в свою команду. Ученик2: игра. «Бәйге» - Конные бега. Правила игры: быстро пробежать до стойки и обратно. Прибежавший первым побеждает. Очки подсчитываются после каждой пары. Ученик3:.игра. «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону. (Рассказы сопровождаются презентацией)
Ведущий1 Казахи не утратили древних законов гостеприимства,
напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним
дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные
гости, живущие в большой многонациональной стране,-
Ведущий2:Уважение к гостям, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основной национальной чертой казахов. Воспитание толерантности, патриотизма, духовного согласия.
Ученик читает стих. В казахской культуре - как в зеркале отраженье души: Оружие, посуда -чудо как хороши ! Доброта и сердечность, трудолюбие, мастерство, Гостеприимство казахов всем известны давно.
Ведущий 1: У казахского народа издавна существует обычай– никто из гостей не должен уйти после тоя с пустыми руками. В знак уважения принято одаривать гостей сладостями, отрезами ткани и красивыми платками для женщин, тюбетейками и рубашками для мужчин. Называется этот обычай - тойбастар.
Традиция эта продолжается и сейчас. По обычаю тойбастар (подарки для гостей) подают на большом блюде, накрытом платком или отрезом ткани и ставят на каждый стол. Если стол длинный, ставят тойбастар в нескольких местах. Прежде чем снять платок и разобрать подарки, сидящие за столом должны спеть песню.
(В исполнении группы девочек звучит песня «ВЕСНА»)
Итог: Дети получили подарки – сладости.
Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: