kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно – патриотического воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект  поможет учащимся глубже познать обычаи и традиции казахского народа, их историю и актуальность в данное время.

Поможет развить мыслительные умения высокого уровня и способствовать

выработке активной жизненной позиции и навыков сотрудничества. Чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
Способствует развитию творческих способностей, формированию  навыков поисково- исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельности в поиске и отборе информации; совместной деятельности родителей 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно – патриотического воспитания»»

ГУ «Физико-математический лицей отдела образования

акимата города Костаная»















Методическая разработка:


«Традиции и обычаи казахского народа, как средство

духовно – патриотического воспитания»







Автор: Александрович Людмила Николаевна


г.Костанай, 2015





Тема методической разработки: «Традиции и обычаи казахского народа, как средство духовно –патриотического воспитания»


Название проекта: «Духовно - патриотическое воспитание на основе казахских традиций и обычаев»


Автор проекта: Александрович Л.Н.


Участники проекта: учащиеся первого класса.


Срок выполнения: 1 неделя.


Тип проекта: групповой, творческий


Продукт проекта: урок-праздник с родителями, построенный на материалах собранных детьми


Краткая аннотация проекта:

Данный проект поможет учащимся глубже познать обычаи и традиции казахского народа, их историю и актуальность в данное время.

Поможет развить мыслительные умения высокого уровня и способствовать

выработке активной жизненной позиции и навыков сотрудничества. Чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
Способствует развитию творческих способностей, формированию навыков поисково- исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельности в поиске и отборе информации; совместной деятельности родителей


Цель проекта:

Формировать у учащихся первого класса личностные компетенции- патриотизм, толерантность через традиции и обычаи, поисковые, менеджерские, презентационные, коммуникативные умения и навыки.

Учить работать с дополнительной информационной литературой.

Углубить и закрепить знания учащихся о культурных традициях и обычаях казахского народа через КТД.


Наши действия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Выработка плана действия по реализации проекта.

Определение задания для каждого участника проекта

Самоопределение учащихся в группы.

Инструктаж педагога по этапам работы над проектом.


КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭТАП

Поиск материалов по каждому направлению группы.

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

Учащиеся создают портфолио.
Проблемы(темы) исследований. Вопросы направляющие проект.
Откуда берутся обычаи и как они влияют на общество?
Какие качества в человеке они воспитывают.
Какая роль обычаев в воспитании подрастающего поколения?
Какие обычаи и традиции, игры, национальные танцы, угощения вы знаете?
Какие атрибуты им присущи?
Какие качества в человеке они воспитывают?

Ссылки

Иллюстрации, фото

Тексты.


Индивидуальные задания для групп:


Группа: «Искатели» (Что такое обычаи? Какие атрибуты им присущи?)


Группа: «Артисты» (Казахские народные танцы)


Группа: «Затейники» (Национальные казахские игры)


1.Собрать информацию.


2.Подготовить и провести обычаи и традиции

3.Разучить и провести с учащимися класса казахские национальные игры, танцы.


Ожидаемый результат.
В ходе проекта дети, родители и учитель должны организовать урок- праздник в преддверии праздника « Наурыз- мейрамы».Сценарий разрабатывается исключительно на материалах предоставленных детьми и их родителями.

( Обычаи, традиции, танцы, игры)
Так же наш проект поможет глубже познать культуру, обычаи и традиции казахского народа, их историю и актуальность в данное время.
Реализация данного проекта позволит:

Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Повысить интерес к культуре.














Урок-праздник (КТД)


Тема: «Традиции и обычаи как средство духовно – патриотического воспитания».

Цели:

  • Воспитывать учащихся в духе толерантности, любви к Родине, гордость за своё Отечество , повышения культуры межнационального общения ,основанных на традициях и обычаях казахского народа.

  • Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа.

  • Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.


Задачи:

  • Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;

  • Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа;

  • Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного города;

  • Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;

  • Организация совместной деятельности родителей и детей;

  • Формирование навыков поисково - исследовательской деятельности учащихся.

  • Оборудование: презентация "Культура и традиции казахского народа"., фото, национальные костюмы, атрибуты для игр, домбра.



I Орг.этап

Добрый день ребята, уважаемые гости ,разрешите Вас поздравить с наступающим праздником «Наурыз мейрамы» и в преддверии праздника провести наш урок-праздник опираясь на традиции и обычаи казахского народа.

(Дети рассаживаются по группам)

II Этап сообщения

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике.

(Звучит музыка и выходят ведущие-родители)

Ведущий1:
Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя не стужи, не жары
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры.



Выходят чтецы в национальных костюмах (раздаются звуки домбры)

Ученик1:
Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности - Казахской, самой коренной.
Ученик 2:
О, Казахстан - Великий край,
Могучий исполин степной.
Твоих степных просторов рать
Оберегает мой покой.
(Звучит музыка казахская домбра Детство)



Ведущий1: Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.

Ученица читает стих

Рады мы встречать гостей
С разных стран и волостей.
Будем петь, шуметь, играть
Наурыз - весну встречать.

( Исполняется казахский народный танец.(Звучит музыка Айголек)



III Основной этап.

Ведущий 1:Обратите внимание на посуду, национальную одежду, орнаменты, замечательные блюда казахской кухни.

Ведущий. А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов. Итак, мы начинаем. Наши «Искатели» изучили много статей в журналах, собрали информацию из различных книг.



Предоставляем слово группе «Искатели»

группа «Искатели» Дети рассказывают о разновидностях традиций и обычаев.

1.Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков
2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью
3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей
4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак



Проведение обряда
Ученик1:Обряд «Тусаукесер»  - Перерезание пут

Этот обряд проводится для того, чтобы ребенок, который самостоятельно и уверенно стоит на ножках, быстрее пошел.

Ученик2 :Обряд Шашу — древний казахский обычай, сопровождающий все праздничные и торжественные мероприятия. Перевод слова «шашу» - рассыпать, разбрасывать. Когда рождается ребенок, приводят в дом невестку, приходят на новоселье, приезжают сваты, приходят почетные гости, делают крупную покупку (например автомобиль) и другие радостные события, осыпаются конфеты и монеты. Осыпают шашу, только женщины.

Рассыпанные «шашу» разбираются всеми присутствующими как хорошая примета, чтобы и у них было такое же радостное событие. Особенно, обряд «шашу», любят дети, они торопятся, стараясь собрать как можно больше сладостей и монет. 

Ведущий 2: Группа: «Артисты» (казахские народные танцы)

Ученик: Первые отголоски танца были в 12 веке н.э. Дословно «кара жорга» с казахского языка означает «черный иноходец».  Конь играл огромную роль в жизни казаха, поэтому танцующий подражал грациозным движениям человека, сидящего в седле. Танец «камажай» называют танцем девушки, а вот танец «кара жорга» называют танцем девушки и джигита.

Дети разучивают танец.


Ведущий 1: Слово предоставляется группе «Затейники»

Проведение игр с учащимися класса.



Выслушиваются рассказы детей (правила игры)

Ученик1: игра «Теңге алу» - «Подними монету». Правила игры: В эту игру играют верхом на конях. Всадники должны на скаку поднять с земли платочек с монетой. Ваша задача: на бегу поднять монетку и, обогнув стойку, вернуться в свою команду.
Ученик2: игра. «Бәйге» - Конные бега. Правила игры: быстро пробежать до стойки и обратно. Прибежавший первым побеждает. Очки подсчитываются после каждой пары.
Ученик3:.игра. «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону.
(Рассказы сопровождаются презентацией)

Ведущий1
Казахи не утратили древних законов гостеприимства,

напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним

дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные

гости, живущие в большой многонациональной стране,-

русские, немцы, татары, украинцы, уйгуры, корейцы…

Ведущий2:Уважение к гостям, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основной национальной чертой казахов. Воспитание толерантности, патриотизма, духовного согласия.

Ученик читает стих.
В казахской культуре - как в зеркале отраженье души:
Оружие, посуда -чудо как хороши !
Доброта и сердечность, трудолюбие, мастерство,
Гостеприимство казахов всем известны давно.

Ведущий 1: У казахского народа издавна существует обычай– никто из гостей не должен уйти после тоя с пустыми руками. В знак уважения принято одаривать гостей сладостями, отрезами ткани и красивыми платками для женщин, тюбетейками и рубашками для мужчин. Называется этот обычай - тойбастар.

Традиция эта продолжается и сейчас. По обычаю тойбастар (подарки для гостей) подают на большом блюде, накрытом платком или отрезом ткани и ставят на каждый стол. Если стол длинный, ставят тойбастар в нескольких местах. Прежде чем снять платок и разобрать подарки, сидящие за столом должны спеть песню.

(В исполнении группы девочек звучит песня «ВЕСНА»)

Итог: Дети получили подарки – сладости.

Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…




-Вручение грамот.

-Обмен мнениями с учащимися.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Александрович Людмила Николаевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства