Методическая разработка с использованием интернет ресурсов «В степи, под Куйбышевом.»
Методическая разработка с использованием интернет ресурсов «В степи, под Куйбышевом.»
Путешествие в историю Куйбышевского района. Разнообразные формы и методы работы, использование ИКТ: интернет ресурсы, программа Дубль ГИС, работа с нетбуками.Цель: познакомить учащихся с историей строительства нефтеперерабатывающего завода в Куйбышевском районе.
1.Пробудить интерес к истории своего района.
2.Активизировать учеников к поисковой, исследовательской работе над
историей и происхождением Куйбышевского района.
3.Познакомить с понятием «топонимика».
4.Закрепить умение работать с электронной картой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- В каком районе г. Самара мы живем? Куйбышевский район, который не любить невозможно. Это наш родной уголок, где мы родились, живем, учимся, работают наши родители. Наш край - частица российской истории, от любви к которому, от уважения к живущим и жившим здесь людям и начинается, наверное, великая любовь к Родине.
Викторина (интерактивная доска):
Выбрать соответствующие ответы на данные вопросы:
- Сколько лет нашему району? (69 лет)
-Назовите дату его рождения.(10 августа 1943г.)
-Сколько поселков входит в наш район? (20 посёлков)
-Назовите наиболее крупные. (116 км, 113 км, Сухая Самарка, Кряж, Волгарь, Засамарка….)
-Сколько человек проживает в Куйбышевском районе? (73353 человека)
-Сколько предприятий работают? (20 предприятий)
-Назовите самые крупные. (КНПЗ, Волгабурмаш, мукомольный завод, Нефтемаш)
- А сколько улиц в нашем Куйбышевском районе? (136 улиц)
III. Постановка и решение учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать свой район и совершим увлекательное путешествие в прошлое нашего поселка.
-Как вы думаете, с историей какого крупного предприятия связано происхождение поселка 116 км ?
Родной завод… Любя его,
Мы судьбы с ним навек связали.
Горды сознанием того,
Что здесь в дерзаниях мужали.
В делах кипучих, заводских
Минувших лет слышны раскаты.
Нам имена людей простых-
В большом труде мастеровых,
В живых мечтах передовых-
Родны, и дороги, и святы.
Как велика завода власть!
Мы рады: есть она над нами.
Завод- России милой часть,
Мы им всегда верны сердцами!
Эти строки посвящены нефтеперерабатывающему заводу, со строительства которого и начинается история нашего района.
Сообщение которое подготовили учащиеся и
презентация « На волжской земле».
Наша волжская земля необычайно богата природными ресурсами. Ещё издревле об этом слагались легенды и были. Людей пытливого ума сюда постоянно влекли великая река России –Волга, её прекрасные горы- Жигули, недра Поволжья. В конце 18- начале 19 века русские и иностранные предприниматели не раз обследовали район Самарской Луки, надеясь открыть здесь месторождения нефти, но их попытки не увенчались успехом.
Земля Поволжья требовала серьёзных геолого-поисковых работ. По- настоящему они были организованы только в 20-х и 30-х годах 20 века. Когда историки говорят об этом, то в первую очередь вспоминают имена академика А. П. Павлова и И. М. Губкина, которым принадлежит большая заслуга в обосновании научных прогнозов о наличии крупных нефтяных месторождений в Поволжье и в организации здесь широкомасштабных геолого - поисковых работ.
В конце 1931 года в районе города Сызрани и в Яблоновом Овраге Жигулёвских гор были заложены глубокие разведочные скважины. А в феврале 1934 года из скважины № 402 около Сызрани разведка «Востокнефть» получила первую партию нефти с характерным сернистым запахом нефти Урала. Нефтяные разведки на Самарской Луке были форсированы, и вскоре такой нефтяной базой СССР – «Вторым Баку»- стал Урало-Поволжский район, в состав которого входит и Самарская область.
Необходимость строительства нефтеперерабатывающих заводов в этом регионе страны диктовалось самой жизнью. 24 июля 1942 года на новом Сызранском заводе был выработан первый автомобильный бензин, который сразу же отправили на Сталинградский фронт.
21 августа 1943 года на основании постановления Государственного Комитета Обороны № 3961 Наркомат нефтяной промышленности СССР издал особый приказ, в котором, в частности, говорилось:
« Для обеспечения нужд Красной Армии, промышленности и сельского хозяйства страны в высококачественном горючем в период Великой Отечественной войны начать строительство крекинг-завода в районе города Куйбышева».
Осень 1943 года была очень неприветлива. Но люди будто делали вызов холодеющей природе - по своему желанию или по направлению государственных органов поспешили на Волгу.Так как же всё начиналось здесь, в степи под Куйбышевом?
Той памятной осенью на сравнительно небольшой строительной площадке «Кряж» появились геодезисты, которые забили первые колышки на месте будущего завода. А в октябре, над отведёнными под стройку землями совхоза «Волгарь» и над заболоченными кое-где степями поднялся характерный, металлический гул автомашин, бульдозеров и тракторов- сюда пришли первые строители.
Волжская степь всё с каждым днём преображалась. Всё выше поднимались производственные корпуса будущего предприятия, многие сооружения КНПЗ приобретали более четкие очертания.
Людей не хватало. И поэтому сюда почти ежедневно прибывали всё новые отряды рабочих и специалистов. Сюда, на Волгу, после лечения в госпиталях спешили и демобилизованные из-за тяжелых ранений воины-фронтовики.
В то суровое время все жили надеждами на скорое окончание войны, которую навязала СССР фашистская Германия. Такие мысли постоянно владели умами и работающих на заводе подростков- выпускников школ и ремесленных училищ. Они стали приезжать на завод почти с самого начала его строительства. И это никого не удивляло. Тогда осенью 1943 года, война ещё продолжалась и требовала все новых и новых людских ресурсов. Оставшиеся в тылу подростки, заменяли ушедших на фронт отцов и старших братьев. С волнением ожидая, их возвращения домой, ребята понимали, что помощь воинам - это их ударная работа в тылу. Так же, как и остальные, кто сооружал завод, они не доедали, страшно уставали, но терпеливо и мужественно переносили все лишения.(ФОТО)
Весна 1945 года ежедневно приносила победные новости с фронтов войны.
9 мая 1945 года долгожданная ПОБЕДА!!! Радость от окончания войны придавала работникам завода новые силы. И хотя сейчас, в сложное время в истории России, почти совсем не говорят о патриотизме, но именно это неугасимое гражданское чувство и было в основе труда и поступков многих и многих людей тех далёких годов.
…Ёмкие слова «Скоро пуск завода!» волновали всех строителей и нефтепереработчиков. За время пускового и эксплуатационного периодов 1945 года с территории завода были отправлены потребителям первые десятки тысяч тонн автомобильного бензина марки А-56 и керосина для тракторов. Завод начал работать на нужды народного хозяйства страны.
Непреходящее значение в образовании и развитии Куйбышевского района имело начавшееся по распоряжению правительства строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.
Как писала газета « За прогресс» 31 августа 1993года, «116-й километр- скромная отметка на железной дороге- стала на десятилетия именем, отчеством и фамилией нового района. И когда речь заходил об окраинах города, то вместе с Запанским, Засамаркой назывался 116-й километр. По состоянию на 1946 год заводской жилищный городок состоял из бараков и небольшого количества кирпичных 2-этажных домов. Бараки и дома отапливались дровами. Питьевой водой пользовались из водоразборных колонок, смонтированных внутри кварталов.(ФОТО) Кроме бараков и жилых домов, в посёлке были открыты столовая, продовольственный и промтоварный магазины, два общежития, детский сад, военкомат, поликлиника- все они размещались в бараках. Самым большим зданием в посёлке была 2-этажная кирпичная школа № 23. Эта школа действует и в настоящее время.
Тогда в жилом городке было всего семь улиц: Грозненская, Бакинская, Калининградская, Зеленая, Кишенёвская, Стадионная, Медицинская и два переулка: Молодёжный и Торговый.
Работа с электронной картой «Дубль ГИС».
(Учащиеся работают на компьютерах)
-Откройте программу «Дубль ГИС».
- Найдите Куйбышевский район, а теперь НПЗ
Физминутка для глаз.
Работа в группах
Так как вместе работать быстрей и легче - я предлагаю работать в команде.
-Кто готов работать вместе? Перед вами бумага, маркеры. За определенное время напишите как можно больше названий улиц нашего района, найдите их в программе.
- Как вы думаете, почему они получили такие названия?
-Какая наука поможет нам в этом разобраться?
- Топонимика - наука изучающая географические названия, их происхождение.
-У каждой улицы есть свое название. Подумайте, в связи с чем получены данные названия улиц нашего района? (Используется презентация «Улицы моего района»: ул. Бакинская, переулок Молодёжный, ул. Нефтяников, переулок Торговый, ул. Фасадная.)
- А как получают свои имена улицы?
- Да, улицы могут получать свои названия по именам населенных пунктов, по наименованиям профессий, по названиям рек, озер, морей, именам выдающихся людей.
Самостоятельная работа.
- У вас на столе лежит кроссворд, в котором живут названия улиц. Сами учащиеся загадывают названия улиц, с помощью топонимических объяснений.(КРОССВОРД)
Проверка работы.(ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)
IV. Итог урока.
- Вот и подходит к концу наш урок.
-Как называется наука, изучающая географические названия, их происхождение?
-Сколько улиц в нашем районе?
- С историей какого крупного предприятия связано происхождение поселка 116 км ?
Список литературы
Колодин Н. На Волжской земле. – Самара, 1995г.
Липатова А. М. Самарских улиц имена. – Самара: «Новая техника», 2003г.
Материалы комнаты трудовой славы КНПЗ за 1943-1994г.г.
Большая химия Куйбышевской области.-Куйбышев: Кн. Изд-во.1977г.