Методическая разработка открытого классного часа на тему «Дети - герои ВОВ»
разработал
классный руководитель гр. Э-36:
Мухамедяр Ербол Едигеулы
Байконур 2014
Цель: способствовать формированию патриотического воспитания, сохранению исторической памяти.
Задачи:
развивающие:
Расширять исторические знания студентов.
Показать участие детей в Великой Отечественной войне.
Развивать патриотические чувства и нравственные качества личности.
Побуждение интереса к истории своей страны.
Развивать познавательную активность учащихся.
воспитательные:
Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества - детей.
Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма детей, храбрости и мужества народа.
Оборудование:
Проектор
Оформление кабинета: на доске картины героев ВОВ.
Егор:Великая Отечественная война. Ход времени неумолим. Вот уже 69 лет отделяют нас от того яркого майского дня, когда над Рейхстагом взвилось знамя победы. Все дальше и дальше уходят от нас сороковые – роковые. Так давайте же сегодня остановимся посреди жизненной круговерти и вспомним те страшные военные годы.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. И никто не подозревал, что мечты и многие жизни детей перечеркнет одно страшное слово – война. Тяжелый грохот обрушился на Землю. Вмиг погас свет. И сквозь оглушенный вой и рев прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. « Война!»- крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени.
Акзер: Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро 22 июня 1941 года.
Бопе: Обыкновенное летнее утро.
Акзер: Ничто, казалось не предвещало трагедии. Но не допели соловьи свою песню, не доиграли дети в игры, многие просто не доучились в школах.
Григорий:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду –
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет
И ставит, ставит обелиски.
Бопе: Светлое небо стало красным. Началась война…
Акзер: Война – жесточе нету слова, Бопе: Война – печальней нету слова, Акзер: Война – святее нету слова Бопе: Война прошлась по судьбам всех,
Измучила, испепелила души.
Ушли на фронт за дедами отцы.
За Родину, да за отчизну!
Акзер: Остались женщины в селе и малыши,
Рожденные в те годы грозовые
А разве знать они могли,
Что ждет их всех не за горою?
Бопе: Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память во век не убить,
Лебеда- их еда, а землянка- их кров,
А мечта- до победы дожить.
Акзер: Война… Сколько судеб коснулась она своим жестоким убийственным крылом!
Бопе: А сколько воинов погибло, чтобы защитить этот клочок Земли, эти три березки, чтобы отомстить за сожженные сёла и города.
Егор:
В суровые дни войны рядом со взрослыми были дети. Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет.
Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими, вместе ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. И в тылу им тоже приходилось не сладко. Дети собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, на полях, выступали с концертами в госпиталях перед ранеными.
Акзер: Зачем ты война у мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на военные заводы работать мальчишки
Подставляя ящики, чтобы достать до станка.
Бопе:
Ни кола, ни двора и ни хаты
Вся деревня под снегом живет
Эти годы, что были когда-то
Горечь детства забыть не дает
Они великих дел не вершили
И по трижды чужой вине
Как солдаты в землянках жили
Умирали как на войне.
Акзер:
Война, война, в ушах гремели взрывы
Пол неба дым пожарищ закрывал
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар и мал.
Бопе:
Не щадя себя в огне войны, не жалея сил во имя Родины
Дети героической страны были настоящими героями.
Мария:
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых, та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали, Чтоб мы сегодня их не забывали.
Егор: Дети войны, это люди, для которых война не прошла бесследно. Это люди, пережившие тяжелые военные и послевоенные годы. Какими они были дети 40 годов? О чем мечтали, что переживали эти 4 грозных года?
(На проекторе идут слайды о детях героях ВОВ)
Темирлан:
Две старых фотографии, два деда,
Со стен как - будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.
Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдал жизнь за нас с тобой.
И накануне Дня Защитника Отечества,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли Отчизну защищать.
Салтанат:
На братских могилах не ставят крестов
И жены на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты
У братских могил нет заплаканых вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?!
Бопе:
Война прошлась по детским судьбам грозно
Всем было трудно, трудно для страны
Но детство изувечено серьезно
Страдали дети тяжко от войны.
Акзер:
Пусть войны на Земле совсем пройдут
И никогда не запылают снова
И в каждом доме будет счастье и уют
И люди не останутся без крова.
Бопе:
Как хорошо проснуться на рассвете
Как хорошо, что ночью снятся сны
Как хорошо, что кружится планета
Как хорошо на свете без войны!
Акзер:Преклоняем колено перед мужеством вашим!
Бопе: Преклоняем колено перед памятью павших!
Акзер:
И ложатся цветы на гранитные плиты
Да, никто не забыт и ничто не забыто!
Бопе:
Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо, вам! Мы очень любим вас. Поклон вам от девчонок и мальчишек!
Акзер:
Рядом вы, милые, добрые, нежные, бабушки, дедушки - дети войны.
Нас, окружая заботой безбрежною, всею душой в эту жизнь влюблены.
Бопе:
Спасибо Вам, времен военных детям,
Что сил хватило, все невзгоды победить,
Вы научили нас, важней всего на свете
Учиться, верить, жить, мечтать, любить.
Егор: Каждый из нас должен знать о Великой Отечественной войне, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами. «Никто не забыт, ничто не забыто»- пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину!
Классный руководитель: Мы с вами прослушали стихи и просмотрели слайды о детях-героях Великой Отечественной Войны, позвольте представить вашему вниманию видео ролик, посвященный детям различных войн которые имели место в нашей истории после Великой Отечественной.
(На проекторе идет видео ролик «Расстрелянное детство»)
Классный руководитель: А теперь почтим память героев минутой молчания!
Использованная литература:
Война. Народ. Победа, 1941-1945. Статьи. Очерки. Воспоминания/ Сост. Таратута Ж.В. Кн.4. – М.: Политиздат, 1984.
Кавалеры-войны соловьиного края: Воспоминания о боях, сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Курск: МУП «Курская городская типография», 2002.
Варенников В.И. Парад Победы. – М.: Вагриус, 2005.
Электронный носитель «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13
«Сценарии и репертуар» № 6 -2007.
Егорова В.В «Дети и война. Все для фронта, все для победы» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1191&lib_no=56304&tmpl=lib