Методическая разработка "Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся" (воспитательский час для детей 7-9 лет)
Методическая разработка "Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся" (воспитательский час для детей 7-9 лет)
Специалисты по работе с семьей в своей педагогической работе опираются на основные цели трудового воспитания: а) привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление детей с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
б) формирование в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений у детей;
в) побуждение к сознательному выбору профессии.
Цель мероприятия:
Формирование у детей представлений о строительных профессиях.
Задачи: - привитие любви к труду и уважения к людям труда;
- ознакомление воспитанников с основными строительными профессиями и инструментами; - побуждение к сознательному выбору профессии.
Материалы для работы и оборудование: 1.Стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла» для предварительной работы.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся" (воспитательский час для детей 7-9 лет)»
Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Кормиловского района»
Методическая разработка
Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся
(воспитательский час для детей 7-9 лет)
Подготовила: специалист по работе с семьей
Шепп Галина Ивановна
Пояснительная записка.
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ни чего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными», «Труд кормит, а лень портит», «Будут заняты руки, не будет и скуки»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы «Ничто так, как труд, не облагораживает человека» - А. Чехов. «Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство». - Л. Толстой.
Большое значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский. «Дети – будущие граждане общества и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они будут подготовлены к труду».
Специалисты по работе с семьей в своей педагогической работе опираются на основные цели трудового воспитания: а) привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление детей с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; б) формирование в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений детей; в) побуждение к сознательному выбору профессии.
Чтобы грамотно управлять трудовым воспитанием и развитием детей необходимо иметь чёткое представление о видовом составе труда, в котором принимают участие дети, а это: - бытовой труд – с него начинается трудовая жизнь, а следовательно, и привычка трудиться (уборка помещения в котором живёшь, стирка личных вещей, ремонт мебели, одежды, уход за домашними животными и т. д.);
- учебный труд – ещё К.Д. Ушинский заметил, что учение едва ли не самый тяжёлый для ребёнка труд, потому что он полон мысли, длителен, кропотлив, требует большого умственного напряжения. Сложность учебного труда состоит и в том, что результаты его труднее обнаруживаются, далеко не всегда сразу видны школьникам; - общественно полезный труд – включает детей в сферу общественных отношений, приобщает их к общественным делам. Круг общественно полезных дел достаточно широк – от шефства над детскими садами и семьями ветеранов труда и войны, до озеленения сёл и городов, создания лесных полос и парковых зон, охраны природы и исторических памятников; - производительный труд. Фомы организации производительного труда и методы его осуществления на разных возрастных этапах различны. Для младших школьников производительный труд связывается с игрой. Подростки и старшие школьники трудятся вместе со взрослыми, пользуются теми же орудиями труда, той же техникой, работают в тех же условиях. Сами получают трудовое задание, планируют порядок работы, контролируют его выполнение и оценивают результаты. Специалисты проводят с детьми воспитательские часы, которые помогают детям узнавать о том, что значит труд для человека.
Цель мероприятия:
Формирование у детей представлений о строительных профессиях.
Задачи: - привитие любви к труду и уважения к людям труда; - ознакомление воспитанников с основными строительными профессиями и инструментами; - побуждение к сознательному выбору профессии.
Материалы для работы и оборудование:1.Стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла» для предварительной работы.
Ведущий: Мы хотим, ребята, чтобы сегодняшний день запомнился вам, надолго. Потому что: «Наш мир создан трудом». «Воля и труд, дивные дива творят».
(плакаты, приложение № 1.)
Сценка: Раздаётся стук молотков. У одного удары - чёткие, ритмичные, уверенные. У другого - слабые, неуверенные. Выходят два мальчика - в руках у них молотки. У первого - блестящий, аккуратный. У второго - ржавый, вместо рукоятки, необструганная палка.
Ведущий: Жили-были на свете, два молотка: Цок-Цок (мальчик кланяется) и Стук-Бряк (мальчик небрежно кивает). Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите, какие же они разные, не правда ли?
Ведущий: Скажите ребята, если бы вам надо было что-нибудь приколотить, какой бы молоток вы взяли?
Вариант ответа детей: (аккуратный, блестящий) Ведущий: Почему? Вариант ответа детей: приятно работать таким молотком.
Ведущий: Верно! Цок-Цок всегда аккуратный, блестит и рукоятка у него гладенькая, словно отшлифованная - так приятно работать! (Стук-Бряк вздыхает). Цок-Цок встаёт рано и сразу принимается за работу, мастерит домики для скворцов, чинит стульчики для ребят. Он всегда очень старается, и люди его любят.
Ведущий: А Стук-Бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шёл к доске. (Стук-Бряк бьёт по гвоздю небрежно, гвоздь сгибается).
Стук-Бряк:Ничего не выходит (топает ногой) противный гвоздь.
Цок-Цок: А ты не злись, постарайся и тогда всё выйдет как надо.
Стук-Бряк: Не выйдет, не выйдет! Я же знаю, что не выйдет! Цок-Цок (берёт гвоздь и старательно вбивает в ту же доску): А ты, спокойно поставь гвоздь, потом, цок-цок и готово. Видишь как просто?
Ведущий: Но Стук-Бряк не умел стараться, поэтому его и прозвали Стук-Бряком. Никому он добра не сделал, зато хвастаться очень любил.
Стук-Бряк: Подумаешь очень надо (схватил гвоздь и выкинул его).
Ведущий: Сорвался Стук-Бряк с рукоятки и вылетел в окно. Долго валялся он никому не нужный. Но однажды увидел его мастер, стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и он вставал рано. Строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. Люди полюбили его. Вышел однажды Цок-Цок прогуляться и вдруг слышит стук (выходит Стук-Бряк, а в руках у него аккуратный молоток - это новый Цок-Цок).
Цок-цок 2: Добрый вечер, Цок-Цок! (говорит мальчик, игравший роль Стук-Бряка)
Цок-Цок:Добрый вечер! Очень знакомое лицо, вот только не припомню кто ты?
Цок-цок 2: А ты присмотрись хорошенько.
Цок-Цок: Неужели Стук-Бряк.
Цок-цок 2: Был когда-то Стук-Бряк, а теперь посмотри-ка и послушай. (Берёт гвоздь и красиво вбивает его в деревянную болванку).
Цок-Цок: Да ты и впрямь стал Цок-Цоком! Как хорошо! Идём, смастерим новый скворечник. (Уходят, взявшись за руки).
Ведущий: Понравилась вам эта сказка ребята? Вот что значит умелые руки! Недаром в народе говорят, « Дело мастера боится». Ведущий указывает на плакат «Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся».
Ведущий: Как вы ребята понимаете эту пословицу? (ответы детей) Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем. Дома вы повторяли пословицы и поговорки о труде. И сейчас вы должны узнать пословицу по её окончанию.
Как начало пословицы? «... всё перетрут». («Терпенье и труд, всё перетрут») « ... мастером будешь». («Люби дело - мастером будешь») « ... то и пожнёшь». («Что посеешь, то и пожнёшь») « ... не знают скуки». («Умелые руки, не знают скуки») « ... потехе час». (« Делу время потехе час») « ... кто весь делу отдаётся». (« Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся») (разбор пословиц)
Ведущий: В следующей игре я начинаю говорить поговорку, а вы должны её закончить. Один за... (всех, все за одного) Один в... (поле не воин) Одна пчела... (немного мёду натаскает)
Ведущий: Ребята кто из вас знает, с чего начинается строительство дома? Ответы детей.
Ведущий: Вы правы, но ещё задолго до строительства дома, создаётся рисунок, который называется - проект дома. Выступления детей. 1.Начинают работу архитекторы. Архитектор – человек, который работает над проектом дома. 2. Заканчивают работу: каменщики, плотники, кровельщики, маляры, электрики.
Ведущий: Кто знает, кто такой каменщик? Что он делает? ( Ответы детей). Каменщик – это человек, который кладёт стены из кирпича. Стихотворение читает ребёнок: Стали дальше строить дом, замелькал мастерком. Каменщик играя, То кирпич кладёт бочком, то на спинку, то торчком, То, поднимет с края. Вверх бежит за рядом ряд, шьётся каменный наряд. Дом растёт всё выше, выше. Стены есть, дело за крышей.
Ведущий:Теперь за дело берётся кровельщик. Кто такой кровельщик? (ответы детей). Кровельщик – это человек, который перекрывает крыши шифером. Стихотворение читает ребёнок: То не град, то не гром Кровельщик на крыше. Бьёт он громко молотком, Вся округа слышит. Вот и плотники идут, столяров с собой ведут. Застучали молотком и запели пилы. Будут рамы, косяки, двери и стропила. Плотник – человек, который делает из дерева рамы, двери. Стихотворение читает ребёнок: Он бревно отпилит ловко, стены сделает, навес, У него смолой спецовка, как сосновый пахнет лес. Стихотворение читает ребёнок: Кисть в руке у маляра и послушна и быстра, По стене летит как белка, пахнет свежестью побелка.
Ведущий: Чем занимается маляр? (ответы детей – красит, белит стены, потолки). Стихотворение читает ребёнок: К домам, квартирам, комнатам. Он пустит ток по проводам, Придёт и в город и в село – один. А всем вокруг светло.
Ведущий: О ком говорится в стихотворении?
(ответы детей – об электрике)
Электрик – человек, который занимается электричеством. В новый дом въезжают жильцы и начинают создавать уют: В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут Золотых, стальных, бумажных, нет священней слова – труд. Всё – искусство, знанья, книги - воплощённые труды, В каждом шаге, в каждом миге ясно видно их труды. И окончив день усталый. Каждый щедро награждён. Если труд, хоть скромный малый. Был с успехом завершён.
Ведущий: Предлагаю вам сыграть в игру «У кого мастерок, у кого молоток».
(На доске - названия строительных профессий, на столе - названия инструментов, нужно подобрать инструменты к той или иной профессии). Конкурс «Отгадай загадку»: 1. Деревянная река, деревянный катерок, А под катером струится, деревянный дымок. (Рубанок) (Ребёнок, который отгадал загадку, подходит к выставке инструментов и показывает инструмент всем). 2. У них всегда тяжёлый труд, Всё что-то жмут, всё что-то жмут. (Тиски) 3. Если вводишь – я кружусь, Это значит – я тружусь. (Дрель) 4. Сам худ, голова с пуд. ( Молоток) 5. Принялась кума за дело, заиграла и запел. Ела, ела дуб, дуб – потеряла зуб, зуб. (Пила) 6. Кланяется, кланяется, придёт домой растянется. (Топор)
Ведущий: С какими инструментами ребята, вы были не знакомы? (ответы детей) Мы переходим к следующему испытанию, пройти его, нам поможет одно известное стихотворение Джанни Родари « Чем пахнут ремёсла», которое мы с вами читали. Вопросы: - Чем пахнет в булочной? (тестом и сдобой), - Чем пахнет в столярной мастерской? (стружкой и доской), - Чем пахнет маляр? (скипидаром и краской), - Чем пахнет стекольщик? (оконной замазкой), - Чем пахнет шофёр? (бензином), - Чем пахнет доктор? (лекарством), - Чем пахнет крестьянин? (землёй, полем, лугом), - Чем пахнет рыбак? (морем и рыбой), - Чем пахнет рабочий? (маслом машинным).
Ведущий: О многих профессиях мы с вами поговорили. Всякий труд интересен, по-своему. Скажите, ребята, какова ваша главная работа? (учёба) Стихотворение читает ребёнок: Главный труд учиться славно, Хоть и трудно это иногда. Но добрый воспитатель нам поможет, И всё получится у нас тогда.
Ведущий: Ребята, дом, в котором мы живём, уже построен, но создавать уют в доме, дело нас самих. Мы должны беречь всё то, что сделано руками других. Вы много узнали о профессиях сегодня и сами поработали на занятии хорошо. Ведь недаром говорится « Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся!» В заключении я подарю вам памятки о нашем занятии. (Приложение № 2) И давайте вместе споём песню о труде. Песня на мотив «Монтажники-высотники» (поют все дети)
Не маляры мы и не плотники, Но так устроен белый свет. Что в жизнь выходят все с профессией, И мы должны о них узнать. О том, как строятся дома в стране. О том, кто свет ведёт к домам. Учиться надо нам старательно, Чтобы полезным быть стране.
Литература:
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства. - М.: Просвещение, 1987; 2. Буре Р.С. Учите детей трудиться. - М.: Просвещение, 1983. 3. Година Т. Н. Воспитание положительного отношения к труду. - М.: Просвещение, 1987; 4. Лангмейер Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, Авиценум, 1984;
5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 2007; 6. Мальковская Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1983; 7. Негаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1983; 8. Поляков В. Труд учит, воспитывает, ведет в жизнь. - М.: Просвещение,1986; 9. Родина Е.И. Ознакомление с трудом взрослых. - М.: ТЦ Сфера, 2004; 10. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987; 11.Тунегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего школьного. - М.: Просвещение, 1978; 12. Штайнер Р. Духовные основы воспитания. М.: - Просвещение, 1990.
Приложение №1.
Плакаты:
Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.
Люби дело – мастером будешь.
Умелые руки, не знают скуки.
Воля и труд, дивные дива творят.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
«Педагогическая газета» (PEDGAZETA.RU)
свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-39805 выдано 11 мая 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПУБЛИКАЦИИ
настоящее свидетельство подтверждает,
что 5 февраля 2012 года
на страницах СМИ «Педагогическая газета»
был опубликован материал
Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся
(методическая разработка мероприятия)
Автор материала:
Шепп Галина Ивановна
Указанная работа доступна для свободного ознакомления
по адресу ее постоянного размещения на страницах СМИ «Педагогическая газета»:
http://pedgazeta.ru/8830
ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
«Педагогический мир» (PEDMIR.RU)
свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-39148 выдано 17 марта 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)