kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка: "Ленинградская симфония №7"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка: "Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича "Ленинградская"" для внеклассных мероприятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Ленинградская симфония №7"»

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное учреждение

"Приморский многопрофильный колледж"






Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича "Ленинградская"


























Партизанск

2016


Г.И. Зиганшина – преподаватель КГБ ПОУ «ПМК»


Содержание:


1. Вступление

2. Основная часть

I. Биография Дмитрия Шостаковича

II. История создания 7-ой Симфонии

III. Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

IV. Структура, состав оркестра

3. Заключение

4. Список литературы



















Клип№1 (0-1)

Клип№ (0,3 – 1,3 -2,5)

1. Вступление:


Симфония №7 «Ленинградская»

15 симфоний Шостаковича составляют одно из величайших явлений музыкальной литературы ХХ столетия. Несколько из них несут определенную «программу», связанную с историй или войной. Замысел «Ленинградской» возник из личного опыта.

Слайд 2. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,

моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»

(Д. Шостакович)


Я говорю за всех, кто здесь погиб.

В моих строках глухие их шаги,

Их вечное и жаркое дыханье.

Я говорю за всех, кто здесь живет,

Кто проходил огонь, и смерть, и лед.

Я говорю, как плоть твоя, народ,

По праву разделенного страданья...

(Ольга Берггольц)


2. Основная часть.

I. Биография Дмитрия Шостаковича


Слайд 3. Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975), композитор.

Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист (класс Л. В. Николаева) и в 1925 г. как композитор (класс М. О. Штейнберга). Дипломная работа — Первая симфония сразу принесла композитору известность.

Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году.

Композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитие оперного жанра. В период 1943—1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.Умер 9 августа 1975 г. в Москве.


II. История создания 7-ой Симфонии.


Слайд 4.В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7.Первые три части симфонии Шостакович создал в блокадном Ленинграде.

Слайд 5.Однако самым значительным и воистину героическим событием стало исполнение симфонии в осажденном Ленинграде. Для того чтобы премьера произведения состоялась, партитуру симфонии доставили в город на самолёте. Лейтенант B.C. Литвинов, двадцатилетний летчик 2 июля 1942 года под непрекращающимся огнем фашистских зениток, поднялся на семь тысяч метров и доставил в блокадный Ленинград медикаменты и четыре объемистые папки - партитуру Седьмой симфонии.

Слайд 6.Единственным коллективом, оставшимся в осажденном городе, был Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, туда и была доставлена партитура симфонии. Но когда Карл Элиасберг (главный дирижер Большогосимфонического оркестра Ленинградского

радиокомитета) увидел первую из четырех тетрадей партитуры, его охватило волнение: инструментов вдвое больше и временная протяженность симфонии около 1,5 часов.Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр убавился от голода за время трагической первой блокадной зимы почти наполовину.

Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Ударника ЖаудатаАйдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в "теме нашествия"

Но набрать полноценный коллектив музыкантов-исполнителей всё равно не получалось. Многие музыканты были на фронте - защищали город с оружием в руках.По распоряжениюначальника Политического управления Ленинградского фронта, генерал-майора Дмитрия Холостова, музыканты-исполнители, которые проходили службу в действующей армии, получили предписание прибыть в Ленинград. Они должны были иметь при себе музыкальные инструменты.

III. Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде


Слайд 8. В начале августа в Ленинграде появились афиши, извещавшие о том, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Ее исполнит Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством дирижера К.И. Элиасберга.

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Слайд 9. Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Слайд 10. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ по­давления.

В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления.   В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.         

Слайд 11. Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.

Третья часть -  величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок.

Слайд 12. Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народно­го гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.  


Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров, поставил перед офицерами задачу: во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича ни один снаряд врага не должен разорваться в Ленинграде. Был проведён расчет, сколько времени пушки противника должны были молчать, и сколько времени должны «говорить» пушки наших военных. 2 часа 20 минут наши пушки должны были исполнять свою «огненную симфонию».Наша артиллерия вела ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам опомниться. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.


IV. Структура, состав оркестра


Слайд 13. Симфония написана для оркестра в составе:

Деревянные духовые, 4 флейты, 3 гобоя, 5 кларнетов, 3 фагота, медные духовые, 8 валторн, 6 труб, 6 тромбонов, туба, ударные, клавишные, фортепиано, щипковые струнные, 2 арфы, струнные, первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.





3. Заключение


Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по российским каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу RussiaToday, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести ФМ» и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.

Клип №3


4. Список литературы


1. Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — 188 с.

2. Русов Л. А. «Ленинградская симфония. Дирижирует Евгений Александрович Мравинский». 1982. // Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб: НП — Принт, 2007. — 109 с.

3. Ветлов С. «Секретное оружие» осаждённого Ленинграда.

4. Мария Закорецкая «Симфония о победном торжестве всего высокого и прекрасного».

5. "Ленинградская симфония". Музыка как оружие // РИА Новости.

6. Материалы электронной энциклопедии "Википедия" https://ru.wikipedia.org/wiki/Симфония_№_7_(Шостакович)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка: "Ленинградская симфония №7"

Автор: Зиганшина Галина Ивановна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка: "Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича "Ленинградская"""
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-sied-maia-simfoniia-dmitriia-shostakovicha-lieninghradskaia"
    ["file_id"] => string(6) "332424"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1464954335"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Методическая разработка занятия "Музыка Победы""
    ["seo_title"] => string(49) "metodicheskaia_razrabotka_zaniatiia_muzyka_pobedy"
    ["file_id"] => string(6) "601250"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645776914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства