kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа: «Символы нации вечны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Методическая разработка классного часа "Символы нации вечны" может быть использована для проведения мероприятия ко Дню Конституции РФ.

  Цели:

 1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны. 

2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней. 

 3. Формировать у ребят  чувство патриотизма, любви к своей Родине.

4. Провести викторину «Геральдика?»

Оборудование:

  • ПК;
  • Мультимедийный проектор.

   ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа: «Символы нации вечны» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа»





Методическая разработка классного часа, посвященного

Дню Конституции

«Символы нации вечны»




Автор: Макеева Светлана Владимировна –

учитель географии,

классный руководитель 5б класса












Горки

2013

Методическая разработка классного часа:

«Символы нации вечны»

Цели:


 1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны. 

2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней. 

3. Формировать у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.

4. Провести викторину «Геральдика?»



Оборудование:

  • ПК;

  • Мультимедийный проектор.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Приложение 1)

Ход урока:


Звучит песня «С чего начинается Родина?». (Слайд шоу о селе Горки)


Создание проблемной ситуации.

На доске слова: Россия, родина, чувство долга, патриотизм, гражданственность.
Слайд №3
Слово учителя

- Ребята, что значат для вас эти слова?

- Где и когда мы встречаем проявление гражданственности и патриотизма?

- Можно ли быть гражданином и при этом не быть патриотом?

- Большинство людей, живущих в разных государствах мира, считают себя патриотами. В таких странах, как Великобритания, США слово «патриотизм» звучит повсеместно. В чём, по вашему мнению, может выражаться патриотизм? (Рассуждения ребят)

Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Непознанная, загадочная, могущественная страна, «страна берёзового ситца», как сказал Сергей Есенин, со своими обычаями, со своими поражениями и победами.

Живём мы посреди большой России.

Средь городов, лесов, озёр, полей

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!


Учитель: Сегодня мы, ребята, с вами будем говорить о Родине. У каждого из нас с детства формируется свое понятие о Родине. Для меня, Родина, это Казахстан, где я родилась. Там бескрайние степные просторы, березовые рощи, доброжелательные люди.

А вы, когда вырастете, где бы ни были, при слове «Родина» вспомните нашу любимую ласковую Обь, дорогой нам поселок Горки, царство тайги. Перед вами оживут картины детства, залитые солнцем и светом.

А сейчас, ребята, мы с вами будем разгадывать кроссворд. В каждой строке кроссворда зашифровано слово, присущее всем отважным людям, героям, а может даже и целой стране.

Слайд №4


М

У

Д

Р

О

С

Т

Ь

Щ

Е

Д

Р

О

С

Т

Ь



К

Р

А

С

О

Т

А


М

У

Ж

Е

С

Т

В

О





С

И

Л

А




В

О

Л

Я













И вот первый вопрос:


  1. Это качество приходит с годами. Чем человек старше, тем он становится рассудительнее, умнее и ... мудрее. Правильно, это - мудрость.

  2. Это качество присуще людям, которые не жадничают, готовы поделиться не только материальными благами, но и своими знаниями (щедрость).

  3. Когда человек изнутри и снаружи радует глаз, на него приятно смотреть, про такого человека говорят, что он ... (красивый).


  1. Настоящий мужчина должен обладать этим качеством, оно присуще сильным, волевым людям, когда совершается подвиг, то говорят, что герой проявил ... (мужество).

  2. Два последних слова особенно близки и состоят они из четырех букв. Карл Маркс сказал, что больше всего в женщине он ценит слабость, а в мужчине ... (силу). Это качество присуще спортсменам, особенно тяжелоатлетам.

  3. Это качество особенно нужно, чтобы, например, проснуться рано утром, когда очень не хочется, но очень нужно, или чтобы отказаться от чего-то плохого, хотя и притягательного для вас. Про такого человека говорят, что он проявил силу ... (воли).


Итак, у нас получилось слово «Россия». И все эти прекрасные качества присущи и нашей прекрасной Родине.

А сейчас мы с вами послушаем стихотворение прекрасного поэта А. Прокофьева о нашей Родине.


Чтец 1


Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей.

Вот она по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Прибавляет силы год от года,

Вся красуясь в славе молодой

И живут в содружестве народы

Под её державною звездой.


Учитель: Велика и прекрасна наша Родина - Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура - все это наша Россия.

Каждое государство, каким бы оно малым не было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или такое большое как Россия, - живут по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь.

Весь этот свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ - Конституция. Наша конституция - Конституция России собрала в себя все лучшие и необходимые для нормальной жизнедеятельности государства законы, которые были приняты ещё в Конституции Советского Союза, и теперь перенесены с необходимыми добавками и уточнениями в Конституцию России. Мы с вами уже говорили о правах, которыми обладают наши граждане, и вы в том числе. Кто вспомнит, какие это права?

Ребята отвечают: право на труд, образование, отдых.

Учитель: Помимо основных законов, Конституция России, как и любая другая, содержит также описания государственных символов России.Вспомните, что это за символы и назовите их.

Ребята: флаг, герб, гимн.

Учитель: Правильно. И сейчас мы с вами ещё раз поговорим о них. С каждым разом у вас будет формироваться всё большее представление об этих символах, и вы уже сами сможете рассказать о них младшим товарищам или даже своим родителям. Начнем рассмотрение символов с флага.

Появляясь на свет, человек начинает знакомиться с миром, в который он пришёл. Мир его встречает разнообразием запахов, вкуса, цвета. Всё в нашем мире (предметы, люди, вещи, животные) имеют свою определённую цветовую гамму. Давайте посмотрим вокруг себя, какие цвета окружают нас. Какие чувства они вызывают? (Ученики называют цвета, которые присутствуют в кабинете, и рассказывают, как они влияют на наши чувства). 

Каждый цвет вызывает в нас определённые чувства, одни нас успокаивают, другие раздражают, одни цвета настраивают на грустные мысли, усыпляют, другие вызывают радость, ликование, чувство счастья.

У меня в руках лист бумаги белого цвета. Что в жизни связано с белым цветом? Что он вам напоминает? Какие чувства, какое настроение вызывает? (Чистота, нежность, молодость и т.д.) (На доске записываются высказывания ребят, учитель прикрепляет белый лист на доске).

В руках у меня синий лист бумаги. Что напоминает вам синий цвет? Как синий цвет влияет на ваше настроение? Где вы чаще встречаете синий цвет? (небо, море, глаза и т.д.) (На доске записываются высказывания учеников, учитель прикрепляет синий лист на доске).

В руках у меня красный лист бумаги. Где встречается красный цвет? Что вы чувствуете, когда смотрите на красный цвет? (тепло, огонь, жизнь, солнце) (проделывается аналогичная работа).

Ребята! Что у нас получилось? (Ответы) Правильно. Флаг. Слайд №5

Чтец 2


«ФЛАГ РОССИИ» 

Взвейся в небо, флаг России гордый! 

В лучезарном небе вознесись! 

Триколором - красным, синим, белым, 

Гражданин России, ты гордись! 

По указу он Петра родился 

Триста долгих лет тому назад. 

Трижды был сменен, но возродился 

Славный стяг. Я этому так рад! 

Символ Веры он, Любви, Надежды, 

Святость Бога и Земли любовь. 

За него не раз сыны Отчизны 

Проливали алую, как лента, кровь. 

Белый - мир, невинность, совершенство, 

Чистота и правда наших дней, 

Благородство, божество, блаженство, 

Путь к свободе россиян, людей. 

Синий - небо, символ веры, духа, чести, 

Поднимавший рать против врагов. 

Не во имя мести - ради чести, 

Доблести и верности сынов. 

Красный - жар войны, защиты веры, 

Героизма доблестных бойцов, 

Командиров пыл, на смерть ведущих 

Русских несломимых храбрецов. 

Триколором, триединством связан, 

Братской дружбою народов и славян. 

Государственным, народным назван,

Самым лучшим стягом из знамен. 
Учитель:: А вот изображение нашего герба. В нем тоже присутствуют три основных цвета. Посмотрите на герб.


Показ герба России. Слайд №6


Чтец 3


Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая, 

Подобье потеряв своё,

Сжимают в лапах, угрожая,

Разящий меч или копьё.

Где львов от века не бывало,

С гербов свирепо смотрят львы

Или орлы, которым мало

Одной орлиной головы!

Учитель: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр, в его левой лапе - держава. Над головами орла видны короны. Это все символы царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла изображен Святой Георгий Победоносец. Он побеждает черного змея - символ зла. Весь герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Ребята, а где мы можем видеть изображение герба и флага России?

Ответ детей.

Учитель: Правильно. На монетах, печатях, на границе, когда люди пересекают рубежи нашей Родины, на правительственных зданиях, да и в нашем классе, на почетном месте, мы тоже видим изображение нашего герба и флага.



Викторина «Геральдика» Слайд №7

1. Кто был обладателем первых гербов?

2. В каком веке появились первые гербы?

3. Какой государственный орган в России впервые стал составлять гербы?

4. Что является главной составляющей герба?

5. Какой щит является традиционным для русских и российских гербов?

6. Какие геральдические фигуры являются самыми распространёнными?

7. Что представляет собой герб России?

8. Каково назначение герба?

Учитель: А теперь поговорим о гимне.


Чтец 4


То был и есть России клич, 

Клич гордой песни величавой. 

И гласом всех ее звонниц 

Он раздается над державой. 

«Живи, Отечество мое!»- 

Поют поляны и дубравы. 

«И Славься! Славься, - мы поем, - 

Наш голос светлый, величавый». 

Гимн наши нервы бередит, 

И кровь по жилам быстро льется 

То был и есть России клич, 

Он в нашем сердце остается. 

Его нельзя иначе петь: 

В нем гордость наша, наша Слава. 

Пусть величавее звенит наш гимн,

Его поет держава!



Гимн (hymnos) - слово греческого происхождения. В древней Гре­ции гимном называли торжественную хвалебную песню в честь бо­гов и героев. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «гимн» трактуется как: 1. Торжественная пес­ня, принятая как символ государственного или социального един­ства; 2. Хвалебная песня, музыкальное произведение». 

Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Уже несколько тысячелетий назад многие народы в торжественных песнопениях славили красоту родной земли и ее богатства, подвиги предков. До наших дней дошел величайший памятник культуры Руси XII в. «Слово о полку Игореве». В нем содержатся строфы, выражающие скорбь и гнев народа и восславляющие подвиги во имя Отечества: 

Молодых теперь настало время 

Славить нам. 

... Здрав будь князь, и вся 

дружина здрава! 

Слава князьям, и дружине 

Слава! 

В течение долгого времени Россия не имела своего государствен­ного гимна. До XVIII в. его функции исполняли церковные правос­лавные гимны, а какие именно - до сих пор точно не установлено. 

Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе воз­никла при Петре I. Тогда же появился «Преображенский марш» ­марш первого петровского полка. Создан он был в начале 1720-х гг., причем автор его не известен.

Вы уже знаете, в каких ситуациях он исполняется, кто его авторы и что нужно делать при исполнении гимна. Мы с вами решили выучить гимн наизусть и спеть его. И мне очень приятно, что вы все выучили слова гимна, отнеслись к этому делу не только ответственно, но и с душой, что вы ощущаете радость и гордость от его исполнения.


Прошу вас встать (исполнение гимна). Слайд №8


Учитель: В России живут люди многих национальностей, которым свойственны свои обычаи и традиции, свой язык и культура. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордиться ею. Вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Рефлексия

Слайд №9

Перед вами анкета Гражданина. Отметьте подходящие для тебя высказывания:

  • Ты – житель России

  • Любишь свою семью

  • Никогда не обидишь слабого

  • Стараешься лучше учиться

  • На тебя можно положиться

  • Ты способен признавать и исправлять свои недостатки

  • Знаешь, что такое хорошо и что такое плохо и поступаешь в соответствии с этим

  • Стараешься приносить пользу окружающим тебя людям

  • У тебя много друзей

  • Уступаешь место в транспорте

  • Читаешь газеты и смотришь программу «Новости»

  • Ты способен сочувствовать и сопереживать

  • Бережно относишься к окружающей нас природе

  • Интересуешься историей

  • Знаешь свои права и обязанности

  • Помогаешь по дому родителям

Учитель: Если ты отметил для себя больше половины высказываний, то ты растёшь настоящим Гражданином своей страны.

Спасибо ребята. На этом наш классный час закончен, но не закончено наше знакомство с историей России, её символами, законами, традициями, которое мы будем продолжать и дальше.






















Литература

  1. Амусина Л.Е. «Славься, Отечество!»// Последний звонок: газета для организаторов внеклассной работы. - 2006.- №4.

  2. Артёмова Е.А. «Государственные символы России (герб, флаг)»// Диалог о воспитании – 3: информационно-методическое издание. – Омск, 2004.

  3. Великородная В.А и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М., 2006.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

  5. Петрухин В., Кирилина Н. Классный час по теме «Государственная символика России. Герб»// Воспитание школьников: научно-методический журнал. – 2007. - №6.

  6. Побединская Л.А. Классные часы и беседы о русской культуре: 5-9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  7. Романенкова С.П. «Государственные символы России» познавательная игра, посвящённая дню конституции // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - №3.

  8. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. – М., 2002.

  9. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Гимн. Герб. Флаг. – М.: Вако, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка классного часа: «Символы нации вечны»

Автор: Макеева Светлана Владимировна

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства