Просмотр содержимого документа
«методичекская разработка классного часа "Учимся общению"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большемурашкинская средняя школа»
Методическая разработка
классного часа
«Учимся общению»
(из опыта работы классного руководителя Л.Ю. Воронцовой)
Большое Мурашкино 2015 год
Цель:
развитие личности в коллективе в результате общения.
Задачи:
- привлечь внимание детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми.
- побудить к бесконфликтному поведению в наиболее «острых» ситуациях, возникающих между детьми
- вызвать стремление у детей учиться искусству общения, доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, понимать друг друга
На подготовительном этапе учащиеся заранее отвечают письменно на вопрос: «Что больше всего тебя волнует в отношениях между ребятами вашего класса?»
Дети могут отвечать анонимно и свои ответы сдают классному руководителю. Также учащиеся оформляют плакаты и рисунки на тему: «Как мы общаемся»
Классный руководитель отбирает наиболее типичные ситуации для обсуждения по результатам опроса учащихся. Вместе с детьми готовит выставку рисунков и плакатов.
Ход классного часа
«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе» (Ф.Честерфилд, английский писатель 18 в.)
Классный руководитель:
- Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о том, как мы общаемся друг с другом.
Какова же роль общения в жизни людей?
(Высказывания учащихся. Вывод делает учитель)
Классный руководитель:
Во-первых, именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении.
Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его.
Но, пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.
В результате он учится сравнивать себя, относится к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения. Поэтому нежелание или неумение общаться могут ограничивать развитие индивидуальности.
Поэтому потребность в общении – это жизненно важная потребность человека любого возраста.
-А что такое общение, как вы его понимаете?
(Высказывания детей)
Классный руководитель:
- А теперь давайте проверим, правильно ли вы думаете? Обратимся к толковому словарю: «Общение - взаимные отношения, деловые или дружеские связи. Тесное дружеское отношение, отношения с детьми»
У человека общение может вызывать чувство удовлетворенности, положительного эмоционального состояния и в тоже время при неблагополучно сложившихся отношениях возникают отрицательные эмоциональные переживания и могут произойти существенные изменения в характере человека.
Давайте проанализируем отношения, которые сложились в нашем классном коллективе. При подготовке к этому классному часу вы рисовали рисунки на тему: «Как мы общаемся», которые представлены здесь на выставке.
(Ребята комментируют свои рисунки) Приложение 1
Классный руководитель:
- В сложившихся между вами отношениях можно проследить как положительные стороны, где вы соблюдаете основные правила общения и поведения, так и отрицательные моменты, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций в отношениях друг с другом.
При анализе ваших ответов на вопрос: «Ч то больше всего тебя волнует в отношениях между ребятами нашего класса», также можно увидеть, что вы не всегда доброжелательно и уважительно относитесь друг к другу. Поэтому сейчас я вам предлагаю обсудить несколько конфликтных ситуаций, которые встречаются чаще всего в отношениях между вами и предложить рекомендации, как избежать конфликтов в общении.
(Учащиеся работают в группах по 4-6 человек. Обсуждают и дают ответы по данной конкретной ситуации)
1 ситуация:
В нашем классе вполне здоровые и физически развитые мальчики. Но они не видят в девочках слабый пол, и поэтому практически ни один день не обходится без «кулачного боя» что же делать?
2 ситуация:
Некоторые учащиеся нашего класса называют друг друга по фамилии или обзывают. Как добиться, чтобы ребята называли друг друга по именам.
3 ситуация:
Девочки и мальчики в классе не всегда могут откликнуться на какую-либо просьбу. Как избежать равнодушного отношения?
4 ситуация:
«Я сделала замечание девочке, на что она сразу обиделась. Как правильно воспринимать критические замечания по отношению друг к другу?»
(Классный руководитель анализирует работы групп и дополняет своими советами)
Классный руководитель:
- «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе». Поэтому прежде чем что-либо сказать человеку или совершить какой-то поступок, подумайте: «А вам бы понравилось такое отношение»
Попробуем подвести итог. Я предлагаю вам нарисовать образ тех отношений, которые вам хотелось бы видеть в нашем классе, образ идеальных отношений, к которым мы все вместе будем стремиться.
(Каждая группа получает часть круга, на которой выполняется задание. Затем все четыре части собираются на доске в единый круг, символически наглядно создав образ идеальных отношений. Каждая группа дает необходимые пояснения к своим символам и выводит правила общения, которые записываются на доске. (Потом их можно оформить на классном стенде, чтобы они были постоянно перед глазами у ребят)
Приложение 2.
Классный руководитель:
Я надеюсь, что эти правила общения, которые вы сами определили, мы вместе постараемся выполнять и тогда каждому в нашем классе будет хорошо и уютно.
Классный руководитель подводит итог классному часу, задает ряд вопросов учащимся:
- Что было самым интересным и полезным?
- Какие выводы сделали для себя?
- Что не понравилось, не удовлетворило вас?
В качестве закрепления данного мероприятия провести беседу с учащимися «Культура общения и ее воспитание». В конце года провести классный час, где проанализировать отношения между учащимися за истекший период и посмотреть, выполнились ли правила общения, которые ребята сами сформулировали сейчас.
Список используемой литературы:
Учебник по граждановедению
Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. М.,1991
Ожегов С.И. Толковый словарь
Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. Обучение жизненно важным навыкам. Санкт-Петербург «Образование и культура», 2002