Просмотр содержимого документа
«Мероприятие № 4 из цикла "Вредные привычки". Тема "Жадность - всякому горю начало"»
Мероприятие №4 из цикла «вредные привычки». Тема «Жадность – всякому
горю начало»
Цели: воспитывать у учащихся любовь к ближним. Учить делиться и проявлять терпеливость и снисходительность к окружающим.
Оборудование: фишки, кармашек,
Ход занятия
I. Вводная часть. 1. Вступительная беседа. Воспитатель читает произведение С.Михалкова «Жадный Вартан».
- Охарактеризуйте Вартана. Можно ли поставить знак равно между жадностью и бережливостью? (дети дают ответ, конечно НЕТ)
- Как вы понимаете смысл слова «жадность»?
2. «Сказки-подсказки». Дети делятся на две команды поровну. Затем команды поочередно угадывают, к какой сказке подходит данная пословица. За каждую верно отгаданную пословицу дети получают фишку.
Жадный волк свой хвост оставил в проруби.
Хитрая лиса, да пожадничала и курочку потеряла.
За семерыми козлятами погонишься, ни одного не съешь.
Много хочешь – у разбитого корыта останешься.
Захотел с кошки лепешки, а с собаки пряника.
Не выпить собаке реки, вот и воет всю ночь.
Пусти лису в дом, она и тебя выгонит.
Назови его братом, а он и старшим стать захочет.
Не жалей, петушок, бобовое зернышко, а то подавишься.
Каши из топора не сваришь.
Пожалел кузнец гвоздя, а король войну проиграл.
II. Основная часть. 3. Инсценировка и анализ басни Л.Н. Толстого «Собака и кость».
- Как можно охарактеризовать собаку? Почему?
- Чем же поплатилась Жучка за жадность?
- Чему учит нас эта басня?
- Какая из пословиц служит девизом к этой басне?
Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
Многого искать станешь, ничего не достанешь.
Звал гостей, а накупил костей.
Погнался за топорищем, да топор утопил.
Погнался за ковригой, да ломоть потерял.
Тонул — топор сулил, а вытащил — и топорища жаль.
Погнался за ломтем, да без крохи остался.
Многого желать — добра не видать.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Любит птичку, чтобы пела, да не ела.
Жадной собаке много надо.
Что вояки жадны, всякий знает (И. Крылов).
Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.
Жадное брюхо ест по ухо.
4. Дискуссия «Жадность – это хорошо». Учащиеся делятся на две группы. Первая группа детей приводит доводы, почему жадность – это хорошо. А вторая группа детей объясняет, почему плохо быть жадным. От какой группы будет больше аргументов, те и выиграли.
5. Игра «Собери пословицу». Ребята снова делятся на две команды. Какая команда быстрее соберет свою разрезанную пословицу, та и победила.
6. Беседа-размышления. На доске: качества: чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег (жадность); отзывчивость, стремление делать добро другим, душевное расположение к людям (доброта), способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь (отзывчивость).
Вопросы для анализа:
- Какие из этих качеств положительные, а какие – отрицательные? (ответ детей)
-Как выглядит жадный человек?
-К чему он может проявить жадность? ( Жадность к деньгам, к еде, к вещам)
-Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?
-Может ли прожить человек счастливо, если он жаден?
7. Работа по рисункам детей. Какой представляют себе «жадность» ребята?
- Каждый из вас, ребята, уже сталкивался с понятием «жадность». Давайте рассмотрим ваши рисунки. Почему вы видите жадность именно такой? (высказывания детей)
9. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
- Послушайте, что бывает с жадными.
Инсценировка сказки.
- А вам бы хотелось иметь только положительные качества? Очень точно сказал М.Горький: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые». Поэтому все мы «пёстренькие». Важно лишь то, какие поступки мы совершаем. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это может сделать «волшебное зеркало».
На доске прикреплён кармашек. В этот кармашек каждый из вас может положить просьбу, пожелание, записку, где написаны ваши плохие качества, в том числе и жадность. Будем считать, что вы избавились от отрицательных качеств характера.
Дети пишут, кладут в кармашек записки.
10. Тест на жадность.
1. Вам подарили мешок яблок. Что Вы с ним сделаете?
а). Раздам – 100
б). Посажу сад – 51
в). Подкусываю -10
2. Вы нашли клад золотых монет. Как Вы им распорядитесь?
а). Сдам государству и откажусь от премии в пользу бедных – 100
б). Потрачу потихоньку, все до копеечки – 43
в). Закопаю в другом месте – 10
3. Вы нашли в трамвае кошелек. Как Вы им распорядитесь?
а). Сдам в бюро находок – 100
б). Заберу себе – 10
в). Разделю между пассажирами – 77
4. В гостях Вы совершенно объелись горячим. И тут подают сладкое. Вы:
а). Не ем – 100
б). Ем – 2
в). Заберу домой – 1
III. Вывод. Жадность, как и многие другие плохие привычки, до добра не доводит. Не зря говорят «Скупой платит дважды», значит жадничать, скупиться – все пустые занятия.