Просмотр содержимого документа
«Мероприятие №2 из цикла «Вредные привычки». Тема «Не обману - не проживу».»
Мероприятие №2 из цикла «Вредные привычки». Тема «не обману - не проживу».
Цель:знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности, как честность и справедливостью.
Оборудование: тесты для детей; советы Знайки, написанные на доске.
Ход мероприятия
I. Вводная часть. Чтение стихотворения Н.В. Лободиной «Эх!» - Эх, вздыхали рыбаки, - Это разве судаки? Раньше вытащишь, бывало, Хвост, бывало, в полруки.
- Эх, - вздыхали судаки, - Раньше были червяки… Червяком одним бывало, Наедалось полреки.
- Эх, - вздыхали червяки, - Раньше врали рыбаки! Мы послушать их, бывало, Сами лезли на крючки! Как вы думаете, дети, о чем мы с вами будем рассуждать и спорить сегодня? (дети отвечают.)
II. Основная часть. 1). Анкетирование учащихся.
1. Считаешь ли ты, что можно обманывать в таких случаях (нужное подчеркнуть):
– чтобы похвастаться?
– чтобы не испортить с кем-то отношения?
– чтобы избежать наказания?
– чтобы добиться выгоды?
– по привычке?
– чтобы помочь кому-то пережить тяжёлое событие?
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
2. К чему может привести ложь?
3. Всегда ли нужно «говорить правду в глаза»?
4. Чем отличается ложь от фантазии?
2). Тест «Твое мнение».
Проверим, случается ли тебе обманывать.
Согласен ли ты с этими утверждениями? Отметь кружком те утверждения, которые соответствуют твоему принятию их.
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
О б с у ж д е н и е т е с т а.
– Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставить короткое слово Я. Ну как, получается?
3). С о в е т З н а й к и.
- Подумай, что тебе надо изменить в себе – в своём характере, привычках, увлечениях, чтобы и с тобой людям захотелось дружить.
- Подумайте и спросите родителей, в чем заключается разница между обманом и фантазией.
*Раздать каждому ребёнку заранее
4). Ситуация из школьной жизни. Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если: - получили двойку; - потеряли сменную обувь; - опоздали на урок; - гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? - разбили красивую вазу? - А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом? 5). Чтение домашних сочинений - миниатюр.Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».
6). Пословицы о правде и лжи.
«Кто правдой живёт, тот добро наживёт».
«Правда светлее солнца».
«Правда в огне не горит и в воде не тонет».
«Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь».
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». (Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться).
«Один раз солгал – другой раз не поверят».
6). Вопросы:
1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать).
2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то
будет стыдно. Правду, так как ложь и бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду,
потому что она всего сильней).
3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).
4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду?
(К.Коллоди «Приключения Пиноккио» - растёт нос; Н. Носов «Приключения Незнайки…»- мальчики превращались в ослов).
7). Чтение текста и определение под него пословицу.
- Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». - Бывают такие ситуации, когда человек говорит правду, а на него за это обижаются. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда». Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит. Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился. Все
пройдет - одна правда останется. Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…» - А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы
поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
8). Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
Если человек не будет спать 3 ночи подряд, он начнет читать чужие мысли.