kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мероприятие " Ямал-мой край родной".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Ямал – мой край родной».

           (Инсценировка  на экологическую тему по стихам поэтов народностей Севера)

Цели и задачи:

- расширение знаний воспитанников о творчестве поэтов  народностей севера и их гражданской позиции;

- формирование у воспитанников экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством;

- воспитание бережного, гуманного отношения к природе своего края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мероприятие " Ямал-мой край родной". »


Тема занятия: «Ямал – мой край родной».

(Инсценировка на экологическую тему по стихам поэтов народностей Севера)

Цели и задачи:

- расширение знаний воспитанников о творчестве поэтов народностей севера и их гражданской позиции;

- формирование у воспитанников экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством;

- воспитание бережного, гуманного отношения к природе своего края.


Действующие лица

Вэсако (старец) – старик, отец 3 братьев.

Нарка (большой) - старший сын Вэсако

Някоча (помощник) – средний сын Вэсако.

Папако (младший) – младший сын Вэсоко.

Некоча (сестренка) – внучка Вэсако.

Эколог – молодой человек с рюкзаком за плечами.

Мальчик – один из группы школьников.

Журналист – молодой человек с рюкзаком, ручкой и блокнотом, фотоаппаратом.

Сянда (жалеющий) – охотник 1.

Нгатена (ждущий) – рыбак 1.

Сэроко (беленький) – рыбак 2.

Тэрангу (кочующий) – охотник 2.

Хадко (родился в пургу, метель) – рыбак 3.

Дети – два мальчика, 3 девочки.

Стихи, используемые в сценарии. (Приложение №1).На сцене стоит увеличенный макет чума, макет костра, лодка, нарты и др. предметы, которые можно увидеть в стойбище ненцев. Справа на сцене стоит переносной экран так, чтобы не мешать действиям актеров.

Исполняется песня «Северный край» слова и музыка И. Карниловола. (Приложение №2). Во время песни на экране появляются слайды с видами Северного края (Приложение №3).

Во время песни к костру выходят сыновья Вэсако.В конце песни выходят на сцену под музыку Вэсако и Некоча. Вэсако обращается к зрителям. У костра сидят его сыновья, сородичи – оленеводы.


Ведущая 1:

Северный край, край далекий и хмурый,

говорят о нем так, только те, кто не знает,

что любимым он станет на век,

если там он хоть раз побывает!

Ведущая 2:Это так!

Кто не был в тундре нашего Ямала,

Не ночевал, в снегу прорыв нору,

Не шел, когда над тропкой на ветру

Живая туча комаров плясала,

Кого, невесть откуда налетая,

Слепая вьюга не валила с ног,

Кто не искал среди болот дорог,—

Как может он судить о нашем крае?

Вольготно, мол, живется на просторе

Стадам оленьим, бродит по снегам

Медведь-хозяин, а по берегам—

Обломки льдин, разбитых Карским морем.

Как скудно, как неверно мненье это!

Я приглашаю вас, друзья, сюда!

(«Мой край» Леонид Лапцуй)

Ведущая: О красоте, о богатстве, о гостеприимстве Северного края мы часто говорим, но лучше чем поэты народностей севера не скажет никто. Именно в их стихах звучат проникновенные бесхитростные, но вместе с тем озаренные добром и щедростью улыбки слова о торжестве нетронутой природы, крепких человеческих взаимоотношений и бережном обращении жителей тундры к животным и природе.

Исполняется песня «На холодном Ямале» сл. и муз. И. Карнилова. (Приложение №4 на)

На экране демонстрируются слайды о северных краях. (Приложение №5)


( выходит ненец одетый в малицу)


Ненец.

Хочу я дополнить и еще сказать.

Сейчас Ямал— обжитая планета.

Везде, на всем — соленый пот труда.

Безбрежны, как моря, стада оленьи.

А рядом вышки нефтяные, в ряд

Построившись, моторов мощным пеньем

Любого новичка ошеломят!

Безлюдье? Воют волны и ветра?

Но слышите вы голоса иные:

Везде рабочий грохот топора

И новостроек песни молодые.

Горят бессонно звездные огни

Домов, перекликаясь над снегами.

Мой дикий Север вырвали они

Из тьмы своими сильными руками.

И юный ненец, севший за штурвал

Послушного гиганта самолета,

Он видит, как помолодел Ямал,

Познавший радость творческой работы!

Дремавший бесконечными веками,

Весь полуостров как бы вырос вдруг,

Был поднят над студеными волнами

Усилием веселых юных рук.

Он был вчера похож на старика,

Но юношей расправил плечи ныне.

Сейчас Ямал не снежная пустыня...

Полюбите наш край наверняка!

Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдите чум — вас ждет всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

«Мой край» Л. Лапцуй


Слышится гул вертолёта. Выходят из вертолета журналист, эколог, группа школьников. Все здороваются рукопожатием с хозяевами стойбища.

Эколог.

Здравствуйте, я эколог, хочу помочь сохранить природу для наших потомков.


Журналист. Добры день, хозяева! Я прилетел по заданию редакции, чтобы встретиться с населением Ямала, увидеть величие и красоту тундры, и мощь широко шагающего прогресса, понять настроение живущих здесь людей.

Младший сын выходит вперед и отвечает стихом Журналисту.

Ненец .

Ну что ж тогда слушайте и удивляйтесь нашему краю!

( звучит музыка тихая, на фоне показ слайдов, ребята садятся на бревно у костра и смотрят слаиды)

Край наш необычен

Я во многих уже

Городах побывал,

Но всегда возвращаюсь

К родимому дому,

В тихий край, где родился,

Где счастье узнал.

Не затмить этот край

Никакому другому.

Я люблю города,

Что садами цветут,

Только все же на родину

Тянет вернуться.


Подходящих условий...

Наших северных руд

Не иссякнет запас, —

В этом крае суровом

Веками копились.


Серебро есть и золото,

Есть и алмаз,

Все дороги сегодня

Сюда устремились.


С разных мест молодежь

Приезжает сюда,

Чтоб на благо страны

Хорошо потрудиться.

Молодые построят

Себе города,

Им захочется здесь

Навсегда поселиться.

(«Я во многих уже городах побывал» Василий Кейметинов)

Фильм про нефтяников (Приложение №6)

Эколог: Да, Север развивается, строится. Но в районах Крайнего Севера возникла актуальнейшая проблема, которая, на наш взгляд является важнейшей, такая, как защита окружающей среды. Это волнует сегодня всех, об этом говорят и пишут. Но голос поэтов самый действенный.


Журналист: Да! Поэты через живой голос слова взывают к благоразумию потомков и современников, надеясь, что они найдут крепкую опору и поддержку в сохранности окружающей нас природной среды в сегодняшнем личном нашем и общечеловеческом сердце. Поэты дальновидно предостерегают в своих стихах от потребительского отношения к природе, учат думать о завтрашнем дне, чувствовать себя на земле добрым и бережливым хозяином.

Ненец:

Поэты обо всем сказали нам.

Все понимают:

новое не ждет,

пока его поймет и примет кто-то,

чей мир привычных будничных забот

взрывается от этого прихода.

И как пастух за нартою своей

без устали бежит, не отставая,

нельзя нам отставать от новых дней,

пришедших к людям северного края»



Слышится гул приближающегося вездехода.

Входит новый гость - Геолог, читает стихотворение Леонида Лапцуя «Геологи».

Геолог.

Я геолог и приехал к вам обсудить проблемы северного края.

Конечно, внуки через годы

поймут, как тяжек был наш труд,

когда соленые от пота

следы отцовские найдут.

И мы убеждены заранее:

навек в историю войдет

нам памятник—

газопровод, что назван

«Северным сияньем».

Пурга упрямо бушевала

высокой вспененной волной.

И ветром ледяным Ямала

до звезд был поднят волчий вой.

Казалось, этот ветер жгучий

хотел дорогу на Ямал

закрыть геологам

и тучи

сюда со всех сторон сгонял.

И, замораживая душу

всему живому,

звонко пел

на языке снегов и стужи,

на ветках ельника свистел.

Да, тундра в забытьи глубоком

дремала, завернувшись в снег.

Но на олене белобоком

примчался к нам

двадцатый век. В снегу по пояс—

в снежной вате

упрямо, как кедровый бор,

идут геологи.

В отряде

ребята все как на подбор.

Их не пугает с тундрой схватка.

Пророчит вьюга им беду.

Мороз такой—

у куропатки кровь замерзает на лету.

Земля промерзла.

Словно камень,

звенит в полярной мгле она.

Окутанная облаками,

дрожит от холода луна.

Но шли просторами седыми

ребята покорять Ямал.

И лютый холод перед ними,

склонившись низко,

шапку снял.

(«Геологи» Леонид Лапцуй)

Подходит Эколог и обращается к Геологу

Эколог. Все это хорошо, но …

Знай, природы никогда

Не иссякнет чаша,

Лишь черпай из нее с умом

Ты, не потеряв стыда.

А как будешь из нее

Черпать, днем живя одним,

Не оставишь ничего

Ты наследникам своим.


Ненец.

Друзья, присядем у костра

Поговорим о нашей жизни.

Гостям расскажем о себе,

О боли и страданьях тундры.

О той воде - что молит о пощаде,

О рыбе и олене, обо всём.

Гости и оленеводы, охотники, рыбаки рассаживаются возле костра, начинают вести беседу.


Идет показ слайдов.


Ненец:

Вот такими мы березки хотим видеть: стройными, красивыми, тянущимися в высь, пышными, а на самом деле, что получила тундра от прошлого ее освоения?


Я проснулся утром рано,

И почти что в тот же миг

Солнце вышло из тумана,

Из тумана мир возник.


Буровая упиралась

Прямо в небо головой,

И березка задыхалась

Возле этой буровой.


Душный, плотный, синий, жаркий,

Обдавал ее с утра

Ядовитый дым солярки

Из моторного нутра.


Сколько дней уж это длится!

Как тут жить и чем дышать?

Ну а ей — не отклониться,

Никуда не убежать.


Не сходя с проклятой точки,

Стой, как можешь, за свое!

Как зубчатые листочки

Загрубели у нее!


Люди! Все вы одолели —

Даль, пургу, мороз и ночь.

А березке неужели

Не сумеете помочь?

(«Я проснулся утром рано…» Роман Ругин)


Музыка продолжает фоном звучать, нарастает тревожность в звуках музыки. В разговор вступает другой собеседник.




Ненец: А наши родники, что воды рек пополняют. Слышали?

Сковал мороз и реки, и сора,

Покрыл их плотной кровлей — и настала

Для резвой рыбы тяжкая пора:

Пришел замор — дыхания не стало.


И косяками рыбы потекли,

Как им инстинкт подсказывал неясный,

Туда, где бьет со дна, из-под земли,

Родник-живун, морозу не-подвластный.



Родник всего... Но каждой каплей он

Сражался против затхлости и гнили!

И рыбы шли к нему со всех сторон —

И, радуясь, его благодарили.


Я думаю, мы — люди, мы — сильны,

Но жизнь подчас и к нам весьма сурова.

О как же в этой жизни мы должны

Беречь любую капельку живого!

(«Живун» Роман Ругин)


(Ненец говорит геологу)

Ненец:

Ты свой прогресс всего превыше ценишь.

Но все-таки и нас побереги,

Ведь нас ничем на свете не заменишь.


Преследуя возвышенную цель,

Твори, дерзай смелее год от года,

Но сохраняй живого колыбель —

Текучую, смеющуюся воду...



(«Мольба природы» Роман Ругин)


( входит охотник) -


Охотник: Я много лет охотой промышляю, и не было мне хуже, чем сейчас.

Когда олень – красавец длинноногий спасается вертолётного винта.


Олень

Разбил озерное стекло,

Вброд перешел, фырча,

И тяжело

Ступил на берег, отрясая воду,

Когда подмяла грохотом его

Убойная махина вертолета.

И он — рванул!

Свет багровел в глазах,

Мир

Заливал непобедимый страх,


Напористый, нацеленный металл

Разламывал сознанье,

Нарастал —

Забредили закатные деревья...

Звук настигал его,

Звук добивал,

Слепого, обезумевшего зверя.





Выходит Эколог. Обращается к залу. Идут слайды (Приложение №7.)


Эколог. Вы помните что было в 90-х годах? Знаете? Над тундрой летел и сердце сжималось: черные язвы вывернутой земли вокруг буровых вышек, бесчисленное множество заболоченных и колей вездеходов, свалки тут и там, разбитая ржавая техника за поселками, буровыми, завалы бочек из под горючего.

Сейчас лучше, больше заботы о тундре, но еще не все так хорошо как хотелось бы.


Встаёт старик и всем видом показывает, что будет говорить.

Ведущая 1:

Ямал – ты боль моя!

Земля моя,

Ты чахнешь на глазах,-

Как нищенка, разута и раздета.

Давно ли ты на берегу Оби

Веселые кружила хороводы.

А ныне...

Что за мусор там в глуби?

И что за нечисть испятнала воды?

Где раньше утки прятались в сорах,

И где таймени холки наедали,

Теперь клубится омертвелый прах

И грай вороний оглашает дали.

В тяжелых шрамах, в тысячах морщин

(Елозят вездеходы-скарабеи!)

И вся тайга от впадин до вершин,

И тундра вся до самого Тамбея.

На «временных» гляжу и не пойму —

Ведь вроде с добрым делом приезжают.

Почто ж они сорят в чужом дому,

Почто ж они хозяев обижают!


(«Земля моя, ты чахнешь на глазах…» Роман Ругин)

Ведущая 2: Что же делать?!

Человек с Природой шел в сраженье!

Потоптавший тысячу невзгод,

Он шагал, веками, как саженью,

Времени отмеривая ход!


Одолел морозы он и вьюги,

Тундру покорил и приручил —

Словно шкуру жесткую зверюги,

Выделав искусно, умягчил.

Победил и выси он, и дали —

И, родную землю одаря,

Ей на грудь, как синие медали,

Понавесил новые моря!


Но сегодня сто противоречий

Населяют голову мою:

Надо ль, чтобы разум человечий

Был всегда с Природою в бою?


Неужели стоило рождаться

Под его высокою звездой

Только для того, чтобы сражаться

С небом, и с землею, и с водой?


Разве, друг, тебе грозят, пугая,

Небеса, земля или вода?

Нет!

Нависла над тобой другая,

От тебя идущая беда.


Страшная открылась перспектива

Перед нашей маленькой Землей:

В пламени неслыханного взрыва

Стать однажды пеплом и золой.


Рухнут скалы, испарятся воды,

Даже время остановит бег.

Выведавший тайны у Природы,

Что на это скажешь, человек?


Где бы ни жил ты на этом свете

Но другой планеты не найти.

Защити леса и реки эти,

И себя, и Землю защити!



Звучит песня « Лебеди» сл. и муз. И. Карнилова.





9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
мероприятие " Ямал-мой край родной".

Автор: Кондратюк Наталья Григорьевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства