Мемлекет ?алыптасу тарихында?ы ?аза?стан ?зендері. Реки Казахстана в истории становления государства.
Мемлекет ?алыптасу тарихында?ы ?аза?стан ?зендері. Реки Казахстана в истории становления государства.
Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране он живет. Без этого невозможен истинный патриотизм – любовь к своему Отечеству.
На уроках истории и географии звучали названия одних и тех же рек, протекающих по территории Казахстана. Мне захотелось узнать, какие существуют легенды у казахского народа по поводу их названия.
На уроках истории эти реки назывались как места сражений, в которых казахи отстаивали свою свободу и независимость.
В своей работе я постараюсь раскрыть легенды о некоторых реках Казахстана и их роли в становлении, развитии нашего государства.
В Казахстане – восемь с половиной тысяч рек! Но большинство из них – маленькие речушки, которые берут начало с гор. Летом многие из них пересыхают или теряются в пустыне. У некоторых рек не хватает сил добраться до другой, более крупной реки, и они просто теряются в песках.
Такова судьба рек Шу, Талас, Сарысу и многих других.
ШУ (Чу) – река в Киргизии и Казахстане. Длина реки 1186 км, в пределах Казахстана 800 км. В среднем течении Шу является границей между Киргизией и Казахстаном, а затем уходит в казахские степи.
Однажды в кругу почтенных аксакалов был задан вопрос: «Почему река называется ШУ»? На что один седобородый старец ответил: «Когда-то на берегах этой реки было много камыша. А в камышах водились тигры. И когда здесь дули бураны и ветра, эти заросли камыша издавали большой шум (шу – по-казахские означает «шум»). Поэтому река и получила это название».
Великий Чингисхан, завоевавший в 13 веке полмира, принимая в Каракоруме послов, удивлялся красоте долин Шу и Таласа, слушая рассказы аксакалов. Здесь побывали многие западные, российские путешественники и исследователи, которые неоднократно упоминали в своих путевых записях название «ШУ».
ТАЛАС (в переводе с казахского означает борьба), река, которая также протекает по территории Киргизии и Казахстана. Длина 661 км. В нижнем течении река теряется в пустынях Мойынкул.
Именно здесь, в долинах рек Шу и Таласа в 1465-1466 гг. было провозглашено Казахское ханство, именно отсюда начинается славная летопись казахского народа.
Шли года, проносились века, молодое государство крепло. Но не все соседи доброжелательно относились к нему. Очень часто казахскому народу приходилось отстаивать свою свободу и независимость в сражениях, которые проходили на берегах рек.
18 век был очень сложным для Казахского ханства, потому что опасность для него представляли джунгары.
Сражение, где казахи проиграли битву 1718 года, проходило на реке Аягоз.
АЯГОЗ – река в Восточно-Казахстанской и Алмаатинской областях Казахстана.
АЯГОЗ – от тюркского Ая- красивый, гоз, коз – глаз, то есть «красивый глаз».
Эта река дала рождение другой легенды, о которой написал великий казахский писатель, исследователь, этнограф, путешественник Шокан Валиханов в своем дневнике о путешествии по Иссык-Кулю: «Я очень люблю и восхищаюсь Аягозом, может быть поэтическая легенда о любви прекрасной Баян к золотоволосому Козы-Корпешу, действие, которое происходило на этой реке, есть немаловажная тому причина».
Мы видим, что на берегах реки происходили и трагические события, и одновременно зарождались прекрасные чувства, которые дают жизнь новому.
В этом году исполнилось 288 лет великой, судьбоносной для казахского народа победе на джунгарами в 1726 году на берегу реки Буланты.
Есть не только повод, но и необходимость еще раз вспомнить и оценить деятельность главного в той битве полководца казахов, единогласно избранного своим предводителем – ханами, старшинами, батырами всех трех жузов – хана Абулхаира.
БУЛАНТЫ в переводе с казахского означает лось, а в казахской поэзии лось – это животное, которое олицетворяет собой свободу и силу.
События первой четверти 18 века, имевшие место в широкой долине в междуречье рек Буланты и Блеуты занимает особое место в национальной истории. Тогда здесь произошло ожесточенное сражение казахских боевых дружин с ордами джунгарских завоевателей, оккупировавших к тому времени восточную часть наших земель и территорию Семиречья. Объединившись в суровый час, казахи дали бой врагам и нанесли им сокрушительное поражение. Продвижение неприятеля было остановлено. По исторической значимости ученые сравнивают эти события с победой в ходе сражения за Москву осенью 1941 года во время Великой Отечественной войны.
На месте Буланты-Билеутинского сражения поставлена памятная плита.
Завершающая точка в борьбе казахского народа с джунгарами была поставлена в Анракайском сражении, которое проходило недалеко от озера Балхаш.
По одной из версий слово «балхаш» происходит от татарского и алтайского языков, которое означает «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке это слово означает «плавка металла», «плавить».
Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать ее замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов было два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье, и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш выгнал его. Однако Или ночью сбежала из дома и ускакала с избранником. Узнав о побеге, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Ишим-реченька неглубокая,
Неширокая ты река.
Но течешь по степи широкой,
И шумят над тобой века.
Долина реки Есиль (Ишим) – одно из самых красивейших мест на территории Северо-Казахстанской области. Недаром, очарованный красотой этой реки, хан Кучум, одному из своих сыновей дал ее имя.
Народное предание рассказывает, что река Ишим получила свое название от имени сына татарского хана Кучума Ишима, который утонул в безымянной реке, названной позднее в его честь.
Также слово «Ишимак» с татарского переводится как «разрушающий». Несмотря на такой перевод, человек сумел обуздать непокорную реку и создать на ее берегах столицу независимого Казахстана. Город, которому нет равных по красоте и величию.
«Столица на Есиме (Ишиме) – прекрасный и мирный город с оригинальным архитектурным ландшафтом, уникальными скульптурными символами, с устремлениями в высокотехнологическое будущее, с многонациональным и многоконфессиональным населением, которому свойственны исключительное чувство взаимного уважения, чувство национального достоинства и бесконечной гордости за свою столицу и за свою страну». (Н.А.Назарбаев)
Городами мир наш славится,
В каждом есть изюминка своя.
Астана, любовь моя, красавица,
Всей душою предан тебе я.
Заключение.Велика наша Родина и обильна реками, водохранилищами и озерами. Трудно переоценить роль, которую реки и озера играли и продолжают играть в нашей жизни. Они являются исключительно важным источником водоснабжения, интенсивно используются в качестве транспортных магистралей. На наших реках возведены гидроэлектростанции.
Особое значение имеет использование речного стока для орошаемого земледелия, обеспечивающего устойчивый, независимый от погоды высокий уровень сельскохозяйственного производства. Реки, озера нашей Родины – это хранилища пищевых и кормовых ресурсов, это великолепные места отдыха трудящихся.
И в тоже время реки являются свидетелями тех исторических событий, которые произошли на их берегах. Названия рек – это легенды казахского народа, которые передавались из поколения в поколение.
Наша задача – сохранить не только легенды, но и сами реки для будущего поколения
Использованная литература
А. Галиев. Керей мен Ж?нібек.Тарих, т?л?а, уа?ыт. – Алматы: «Аруна»,2004.
Великие битвы кочевников. -Алматы: «Адамар», 2007.
Государства великой степи. -Алматы: «Адамар», 2007.
Жумаханов Т.,Жуматаев Б. Казахское ханство (II часть): Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: издательство «Аруна»,2006.
История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 2. – Алматы: «Атам?ра», 1997.
История Казахстана. Энциклопедический справочник. – Алматы: ТОО «Аруна Ltd.», 2010.
Казахская ССР: Краткая энциклопедия в 4-х т. /Гл.ред. Р.Н.Нургалиев. – Алма-Ата: Гл. ред. казах. сов. Энциклопедии, 1984.
Т.2: Природа и естественные ресурсы:Население; Экономика: Народное благосостояние. /Ред.колл.С.А.Абдильдин, И.А.Абугалиев, Ж.А.Адаев (отв.секретарь) и др. – 1988.- (В пер.).
8. Козы Корпеш и Баян-слу: Казахская народная лироэпическая поэма /Прозаическое переложение С.Санбаева. – Алма-Ата: Жалын, 1984.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мемлекет ?алыптасу тарихында?ы ?аза?стан ?зендері. Реки Казахстана в истории становления государства. »
Средняя общеобразовательная школа № 16
Реки Казахстана в становлении государства.
Подготовили: Васильева Н.А., библиотекарь
высшей категории
Кузнецова Ирина Михайловна,
учитель истории высшей категории
г.Уральск, 2015 года
Содержание
Введение
Основная часть
Заключительная часть.
Использованная литература
Введение.
Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране он живет. Без этого невозможен истинный патриотизм – любовь к своему Отечеству.
На уроках истории и географии звучали названия одних и тех же рек, протекающих по территории Казахстана. Мне захотелось узнать, какие существуют легенды у казахского народа по поводу их названия.
На уроках истории эти реки назывались как места сражений, в которых казахи отстаивали свою свободу и независимость.
В своей работе я постараюсь раскрыть легенды о некоторых реках Казахстана и их роли в становлении, развитии нашего государства
Основная часть.
В Казахстане – восемь с половиной тысяч рек! Но большинство из них – маленькие речушки, которые берут начало с гор. Летом многие из них пересыхают или теряются в пустыне. У некоторых рек не хватает сил добраться до другой, более крупной реки, и они просто теряются в песках.
Такова судьба рек Шу, Талас, Сарысу и многих других.
ШУ (Чу) – река в Киргизии и Казахстане. Длина реки 1186 км, в пределах Казахстана 800 км. В среднем течении Шу является границей между Киргизией и Казахстаном, а затем уходит в казахские степи.
Однажды в кругу почтенных аксакалов был задан вопрос: «Почему река называется ШУ»? На что один седобородый старец ответил: «Когда-то на берегах этой реки было много камыша. А в камышах водились тигры. И когда здесь дули бураны и ветра, эти заросли камыша издавали большой шум (шу – по-казахские означает «шум»). Поэтому река и получила это название».
Великий Чингисхан, завоевавший в 13 веке полмира, принимая в Каракоруме послов, удивлялся красоте долин Шу и Таласа, слушая рассказы аксакалов. Здесь побывали многие западные, российские путешественники и исследователи, которые неоднократно упоминали в своих путевых записях название «ШУ».
ТАЛАС (в переводе с казахского означает борьба), река, которая также протекает по территории Киргизии и Казахстана. Длина 661 км. В нижнем течении река теряется в пустынях Мойынкул.
Именно здесь, в долинах рек Шу и Таласа в 1465-1466 гг. было провозглашено Казахское ханство, именно отсюда начинается славная летопись казахского народа.
Шли года, проносились века, молодое государство крепло. Но не все соседи доброжелательно относились к нему. Очень часто казахскому народу приходилось отстаивать свою свободу и независимость в сражениях, которые проходили на берегах рек.
18 век был очень сложным для Казахского ханства, потому что опасность для него представляли джунгары.
Сражение, где казахи проиграли битву 1718 года, проходило на реке Аягоз.
АЯГОЗ – река в Восточно-Казахстанской и Алмаатинской областях Казахстана.
АЯГОЗ – от тюркского Ая- красивый, гоз, коз – глаз, то есть «красивый глаз».
Эта река дала рождение другой легенды, о которой написал великий казахский писатель, исследователь, этнограф, путешественник Шокан Валиханов в своем дневнике о путешествии по Иссык-Кулю: «Я очень люблю и восхищаюсь Аягозом, может быть поэтическая легенда о любви прекрасной Баян к золотоволосому Козы-Корпешу, действие, которое происходило на этой реке, есть немаловажная тому причина».
Мы видим, что на берегах реки происходили и трагические события, и одновременно зарождались прекрасные чувства, которые дают жизнь новому.
В этом году исполнилось 288 лет великой, судьбоносной для казахского народа победе на джунгарами в 1726 году на берегу реки Буланты.
Есть не только повод, но и необходимость еще раз вспомнить и оценить деятельность главного в той битве полководца казахов, единогласно избранного своим предводителем – ханами, старшинами, батырами всех трех жузов – хана Абулхаира.
БУЛАНТЫ в переводе с казахского означает лось, а в казахской поэзии лось – это животное, которое олицетворяет собой свободу и силу.
События первой четверти 18 века, имевшие место в широкой долине в междуречье рек Буланты и Блеуты занимает особое место в национальной истории. Тогда здесь произошло ожесточенное сражение казахских боевых дружин с ордами джунгарских завоевателей, оккупировавших к тому времени восточную часть наших земель и территорию Семиречья. Объединившись в суровый час, казахи дали бой врагам и нанесли им сокрушительное поражение. Продвижение неприятеля было остановлено. По исторической значимости ученые сравнивают эти события с победой в ходе сражения за Москву осенью 1941 года во время Великой Отечественной войны.
На месте Буланты-Билеутинского сражения поставлена памятная плита.
Завершающая точка в борьбе казахского народа с джунгарами была поставлена в Анракайском сражении, которое проходило недалеко от озера Балхаш.
По одной из версий слово «балхаш» происходит от татарского и алтайского языков, которое означает «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке это слово означает «плавка металла», «плавить».
Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать ее замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов было два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье, и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш выгнал его. Однако Или ночью сбежала из дома и ускакала с избранником. Узнав о побеге, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Ишим-реченька неглубокая,
Неширокая ты река.
Но течешь по степи широкой,
И шумят над тобой века.
Долина реки Есиль (Ишим) – одно из самых красивейших мест на территории Северо-Казахстанской области. Недаром, очарованный красотой этой реки, хан Кучум, одному из своих сыновей дал ее имя.
Народное предание рассказывает, что река Ишим получила свое название от имени сына татарского хана Кучума Ишима, который утонул в безымянной реке, названной позднее в его честь.
Также слово «Ишимак» с татарского переводится как «разрушающий». Несмотря на такой перевод, человек сумел обуздать непокорную реку и создать на ее берегах столицу независимого Казахстана. Город, которому нет равных по красоте и величию.
«Столица на Есиме (Ишиме) – прекрасный и мирный город с оригинальным архитектурным ландшафтом, уникальными скульптурными символами, с устремлениями в высокотехнологическое будущее, с многонациональным и многоконфессиональным населением, которому свойственны исключительное чувство взаимного уважения, чувство национального достоинства и бесконечной гордости за свою столицу и за свою страну». (Н.А.Назарбаев)
Городами мир наш славится,
В каждом есть изюминка своя.
Астана, любовь моя, красавица,
Всей душою предан тебе я.
Заключение.
Велика наша Родина и обильна реками, водохранилищами и озерами. Трудно переоценить роль, которую реки и озера играли и продолжают играть в нашей жизни. Они являются исключительно важным источником водоснабжения, интенсивно используются в качестве транспортных магистралей. На наших реках возведены гидроэлектростанции.
Особое значение имеет использование речного стока для орошаемого земледелия, обеспечивающего устойчивый, независимый от погоды высокий уровень сельскохозяйственного производства. Реки, озера нашей Родины – это хранилища пищевых и кормовых ресурсов, это великолепные места отдыха трудящихся.
И в тоже время реки являются свидетелями тех исторических событий, которые произошли на их берегах. Названия рек – это легенды казахского народа, которые передавались из поколения в поколение.
Наша задача – сохранить не только легенды, но и сами реки для будущего поколения.
Использованная литература
А. Галиев. Керей мен Жәнібек.Тарих, тұлға, уақыт. – Алматы: «Аруна»,2004.
Великие битвы кочевников. -Алматы: «Адамар», 2007.
Государства великой степи. -Алматы: «Адамар», 2007.
Жумаханов Т.,Жуматаев Б. Казахское ханство (II часть): Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: издательство «Аруна»,2006.
История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 2. – Алматы: «Атамұра», 1997.
История Казахстана. Энциклопедический справочник. – Алматы: ТОО «Аруна Ltd.», 2010.
Казахская ССР: Краткая энциклопедия в 4-х т. /Гл.ред. Р.Н.Нургалиев. – Алма-Ата: Гл. ред. казах. сов. Энциклопедии, 1984.
Т.2: Природа и естественные ресурсы:Население; Экономика: Народное благосостояние. /Ред.колл.С.А.Абдильдин, И.А.Абугалиев, Ж.А.Адаев (отв.секретарь) и др. – 1988.- (В пер.).
8. Козы Корпеш и Баян-слу: Казахская народная лироэпическая поэма /Прозаическое переложение С.Санбаева. – Алма-Ата: Жалын, 1984.