kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению «Выдающиеся люди Тамбовской земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легенда: Ведущая мероприятия - Берегиня Тамбовская, загадала для ребят секретное слово. Ребятам нужно послушать ее рассказ об известных людях Тамбовской области, а затем ответить на вопросы викторины, чтобы узнать слово и получить подарок от Берегини.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению «Выдающиеся люди Тамбовской земли»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мичуринск Тамбовской области












Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению

«Выдающиеся люди Тамбовской земли»







Автор - составитель:

учитель начальных классов

Каширская Юлия Владимировна







Мичуринск

2022 г.

Цель: сформировать у учащихся интерес к своему родному краю, к проблемам сохранения его культурного наследия.

Задачи:

образовательные:

- способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре родного края – Тамбовской области

развивающие:

- развитие аналитических способностей обучающихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;

- развитие навыка сконцентрировано и быстро применять полученные знания на практике;

- развитие умения обучающихся работать в группе.

воспитательные:

- способствовать возникновению интереса к культуре народа Тамбовского края

- способствовать развитию чувства коллективизма, здорового соперничества;

- прививать коммуникативные навыки при работе в группах.

Направленность: Историко-патриотическая.

Продолжительность: 45 мин.

Целевая группа: Для учащихся 3-4 классов.

Методы и формы обучения: наглядный, практический, контроля.

Формируемые УУД:

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес;

- формировать уважительное отношение к окружающим;

Регулятивные:

- планировать собственную деятельность;

- дополнять, уточнять ответы одноклассников;

- осуществлять взаимоконтроль процесса и результата выполнения задания;

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками для достижения поставленной цели,

- воспринимать на слух вопросы преподавателя и ответы одноклассников;

- строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно использовать устную и письменную речь,

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками,

- устанавливать рабочие отношения в команде;

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Легенда: Ведущая мероприятия - Берегиня Тамбовская, загадала для ребят секретное слово. Ребятам нужно послушать ее рассказ об известных людях Тамбовской области, а затем ответить на вопросы викторины, чтобы узнать слово и получить подарок от Берегини.


Ход занятия.

  1. Организационный момент

Участников игры встречает девушка в русском национальном костюме:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Берегиня Тамбовская. Я пришла рассказать Вам о выдающихся людях, деятельность которых тесно связана с Тамбовским краем. Слушайте внимательно – в конце нашей встречи вас ждет увлекательная викторина, самые активные участники которой получат от меня подарки!


  1. Основная часть.

Берегиня:

Мой дом, где сосны-исполины,

Где в кронах шумных галок грай,

Где пышен и душист, малинник

Разросся в солнечных долинах –

Тамбовский чернозёмный край.

Мой дом, где степи – словно скатерть,

Как масло – жирный чернозём.

Где Цна неспешно воды катит,

Плывут рассветы над жнивьём…

Мой дом, где дождевые капли

Разносит тёплый ветерок,

В тепле болот раздолье цаплям,

Растёт подсолнух вдоль дорог.

Мой дом – земной кусочек рая…

Но не забуду я вовек,

Что главное богатство края –

Простой прекрасный человек!

Личность, с которой я начну свой рассказ, вам всем знакома. Но чтобы узнать фамилию этого человека, предлагаю вам разгадать ребус. (Приложение 1)

Берегиня: Да, вы правы, ребята.

Иван Владимирович Мичурин родился в Рязанской губернии, а с 1872 года его жизнь была связана с г. Козловым. На своем участке земли он создал более 550 сортов плодово-ягодных культур. В суровом климате Тамбовщины стали расти и великолепно плодоносить яблони, абрикосы, вишни, виноград. миндаль. грецкий орех, ежевика и так далее. В мае 1932 года, еще при жизни великого естествоиспытателя, город был переименован в Мичуринск. А теперь предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в дом-музей И. В. Мичурина: https://www.youtube.com/watch?v=6v5BccP9DbE

Берегиня: Посмотрите на слайд и догадайтесь, о ком пойдет речь дальше. (Приложение 1)

Берегиня: Верно, ребята. Далее поговорим о Гавриле Романовиче Державине.

Он был назначен императрицей Екатериной II тамбовским губернатором. Дела губернии находились в беспорядке: губернаторы менялись почти каждый год, не успев даже вникнуть в губернские беды. Державин сразу же принялся за работу. Первым делом он вызвал из Петербурга опытных чиновников, которые должны были помочь ему наладить управление губернией, ведь образованных людей в то время в Тамбове почти не было. Державин сразу же занялся просвещением Тамбовского края. Он справедливо счел это самым важным государственным делом. Державин быстро добился открытия четырехклассного народного училища с хорошо составленной программой, переименованное при Александре I в губернскую гимназию; также открыли народные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске и других местах.

Берегиня: А чтобы мы продолжили наш разговор, разгадайте следующий ребус. (Приложение 1)

Берегиня: Вы молодцы, ребята, снова справились! Архиепископ Лука в феврале 1944 года был назначен на должность Тамбовского епископа. За плечами Валентина Феликсовича уже тогда был существенный опыт церковной и врачебной деятельности.

Тамбовская земля обязана Луке за начало возрождения духовной жизни. При нём был восстановлен старейший храм города – Покровский. Всего ему удалось открыть тридцать храмов в самых разных населённых пунктах области.

И, конечно же, Святитель продолжал врачевать.

Во время Великой Отечественной войны Тамбов превратился в большой госпиталь. Подходящее расстояние от линии фронта позволяло везти сюда огромное количество раненых. В 250 госпиталях Тамбовщины дни и ночи шла битва за жизни людей. Лука со дня своего прибытия занимал должность главного хирурга-консультанта госпиталей. И сам он много оперировал. О его искусстве хирургического исцеления ходили легенды.

Берегиня: Разгадайте следующий ребус и скажите, о ком пойдет речь дальше. (Приложение 1)

Берегиня: Вы абсолютно правы! Имя Зои Космодемьянской известно всей стране. Зоя родилась в сентябре 1923 года в Тамбовской области. Два раза она была в тылу врага. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области ее схватили немцы.

Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года. 16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присудили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей. Подробнее об этом вы узнаете из видео: https://www.youtube.com/watch?v=Rb-OL5hLHDI

Берегиня: Фамилия следующего человека, тоже зашифрована в ребусе. (Приложение 1)

Берегиня: Замечательно! Изобретатель лампы накаливания Александр Лодыгин родился в селе Стеньшино Тамбовской губернии в 1847 г. В 1874 за изобретение лампы Петербургская Академия Наук присудила ему Ломоносовскую премию. В том же году в России было организовано «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и К°». В 90-х гг. 19 в. Лодыгин изобрёл несколько типов ламп накаливания с металлическими нитями; ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для тела накала. Молибденовые и вольфрамовые (по телу накала) лампы Лодыгина демонстрировались на Парижской выставке.

Берегиня: А теперь разгадайте последний ребус! (Приложение 1)

Берегиня: Верно, ребята. С Тамбовщиной также связано имя футболиста Юрия Жиркова. Он родился в Тамбове и начал карьеру в составе местного «Спартака». В 2004-м перешел в ЦСКА, в 2009-м — в «Челси». После возвращения из Англии выступал за «Анжи» и «Динамо». Жирков дважды становился чемпионом России и побеждал в Английской Премьер-лиге, в 2008-м был признан лучшим игроком страны по версии РФС, вошел в символическую сборную чемпионата Европы и номинировался на «Золотой мяч».

Берегиня: Дорогие ребята, вы прослушали материал о выдающихся людях Тамбовской земли. Теперь предлагаю вам разделиться на четыре команды и выполнить задание. Перед вами на столах карточки с именами личностей, о которых мы сегодня поговорили. На обратной стороне каждой – по одной букве. Расставьте карточки порядке, в котором расположены описания соответствующих личностей на слайде, чтобы составить секретное слово. (Приложение 2) Команда, быстрее всех справившаяся с заданием, получит от меня приз. Удачи!

Берегиня: Да, вы правы, получилось слово РОДИНА. Тамбовщина – это наша малая Родина. И мы должны ей гордится, ведь в наших краях жили и работали такие талантливые, выдающиеся люди! Кто знает, может через несколько лет ваши имена так же прославят Тамбовскую область.

  1. Итог.

Берегиня: О каких знаменитых людях Тамбовской области мы с вами сегодня поговорили?

Берегиня: Что запомнилось больше всего?

  1. Рефлексия.

(На парте у каждого ребенка бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза.)

Берегиня: А теперь, ребята, составим «букет настроения». Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.

Берегиня: Какой хороший букет у нас получился! А теперь пора прощаться. Спасибо вам за это занятие!

Приложение 1









Приложение 2

Викторина «Известные люди Тамбовской области»

1.  Это учёный- садовод, селекционер. Создал около трёхсот новых сортов плодовых и декоративных растений. Это Антоновка полуторафунтовая, Ренет сахарный, Славянка, Ренклод, Груша Бере, актинидия - вьющаяся древесная лиана и многие другие. Свои труды он печатал в различных журналах. (И.В. Мичурин - Р)

2.  В 1874 году получил патент на изобретение лампы накаливания и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Он запатентовал своё изобретение во многих странах: Испании, Португалии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Индии, Австрии. (А.Н. Лодыгин - О)

3.  Во время войны она была партизанкой. При выполнении задания в селе Петрищево, где находился штаб гитлеровской части её схватили, зверски пытали, но она ничего не рассказала о своём отряде. Не добившись никаких сведений, ее повесили. Последними её словами были: «Не бойтесь, боритесь!» (Зоя Космодемьянская - Д)

4.  Российский футболист, заслуженный мастер спорта России родился в 1983 году в Тамбове, учился в школе № 19, закончил Тамбовский государственный университет. Игрок сборной России. Двукратный чемпион России, четырёхкратный обладатель Кубка России, обладатель Кубка УЕФА, бронзовый призёр чемпионата Европы 2008 года. (Юрий Жирков - И)

5. Крупнейший специалист в области хирургии и одновременно – святитель, яркий проповедник и духовный писатель. (архиепископ Лука - Н)

6. Крупнейший русский поэт, представитель русского классицизма, в 1786-1788 гг. был губернатором Тамбова. Многое сделал для просвещения Тамбовского края. (Г. Р. Державин – А)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каширская Юлия Владимировна

Дата: 12.02.2023

Номер свидетельства: 625457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства