Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы.
Цели мероприятия:
- расширение знаний по темам "Фашизм в Германии”, "Вторая мировая война”;
- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы.
Цели мероприятия:
- расширение знаний по темам "Фашизм в Германии”, "Вторая мировая война”;
- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»»
ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж имени А.А.Козерадского»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Память о Холокосте – путь к толерантности»
Мудренко Галина Александровна,
преподаватель математики
ГБПОУ «Выксунский металлургический
колледж имени А.А.Козерадского»
Навашино, 2021
Содержание
Введение
3
Основная часть
1. Вторая мировая война и Холокост
2.Концлагерь Освенцим
3. Бабий Яр. Кровавый кошмар на окраине Киева
4
8
11
Заключение
14
Список использованных источников
15
Введение
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы. Наиболее эффективным методом предупреждения нетерпимости в обществе является воспитание толерантности. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества – дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются изгнанию, поэтому нам педагогам необходимо создавать условия для формирования у учащихся уважения к себе и представителям других народов.
Цели мероприятия:
- расширение знаний по темам "Фашизм в Германии”, "Вторая мировая война”;
- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.
Задачи :
- закрепить у учащихся понятия "национализм”, "фашизм”, "толерантность” (терпимость), "Холокост”;
- показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма.
Основная часть
1. Вторая мировая война и Холокост
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста
Учитель:
Сегодня мы собрались здесь, чтобы не только почтить память тех, кто стал жертвой человеческих амбиций, таких, как завоевание мирового господства, а чтобы ещё раз осознать, что высший дар у человека – это жизнь, и никто не имеет права отнимать её у других.
Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Понять причины этого, осмыслить мировую историю в ХХI веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания нашей истории.
Уважаемые ребята, сегодня мы работаем в необычном режиме. Больше, чем ручка и тетрадь на уроке нам понадобятся добрые, отзывчивые сердца и открытые к сочувствию души. Нам предстоит затронуть тему, которая касается всех. Мы будем говорить о качествах присущим людям: жестокость, ненависть, сострадание и терпимость. Все эти черты особенно ярко раскрываются в самых тяжелых, стрессовых ситуациях. Как по вашему, что можно назвать самым тяжелым и страшным для нас всех?
Ученики:
- Угроза жизни, потеря близких людей.
Учитель
- Я с Вами полностью согласна. Теперь представьте, что именно в такой ситуации оказались тысячи семей, целые народы. Я говорю горе, которое принесла Великая Отечественная война. В наше мирное время тема не менее актуальна: социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма. Часто из выпусков новостей, газет и интернета мы узнаем о людях, погибших в результате террористических актов. Сегодня, к концу нашего мероприятия, я хочу, чтобы каждый из Вас понял для себя, на сколько ценна человеческая жизнь. Возможно ли лишить провинившегося человека жизни? А если вина этого человека – его национальность? Именно за это во время войны людей целыми селами и городами помещали в концлагеря. Одним из таких страшных мест лагерь Холокост. Давайте выясним , что означает это слово.
Ранее на уроках истории Вы уже знакомились с личностью Адольфа Гитлера и знаете, что он создал и возглавил движение нацистов в Германии. Что же такое нацизм?
Ученик (подготовленный ) дает ответ из энциклопедии: Нацизм (от назв. Национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их "полноценности". Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.
Учитель:
Верно. Именно Адольф Гитлер и его соратники определили нации, далекие от совершенной «арийской ». Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя "арийцев” представителями "высшей расы”, "носительница высших моральных чувств” а всех остальных – представителями "низшей расы” и даже "недочеловеками Идеальный арийский солдат, по мнению фашистов это высокий сильный и светловолосый человек. Люди, не подходившие под это описание достойны жизни обслуживающего персонала для этого идеального человека или не достойны жизни совсем. Именно такая доля готовилась фашистами для евреев и цыган. Однако план "окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. "Вначале было слово.” По радио и в газетах описывали "образа врага”. Путем таких убеждений фашисты побеждали на выборах, занимали все значимые позиции в эшелонах власти.
Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.
Учёные высказывают разные мнения о причинах того, почему такое масштабное и беспрецедентное уничтожение людей вообще стало возможным. Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан.
Даниэль Хольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» (англ. Hitler`s Willing Executioners) утверждает, что главная причина Холокоста — антисемитизм, свойственный на тот момент немецкому массовому сознанию.
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями. За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста.
Ведущий 1
В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи», или Ночи разбитых витрин. Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха. Более 30 тысяч евреев были ранены, убиты или брошены в концлагеря.
1сентября 1939года началась Вторая Мировая война. После оккупации фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
Учитель
В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.
К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи.
Ведущий 1
Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса. Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы. Но просто расстрелять всех «недолюдей» было очень долго и сложно.
Поэтому в Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов (слайд).
Ведущий 2
События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.
2. Концлагерь Освенцим
Сегодня я расскажу вам об одной из страшных страниц Великой мировой войны. О концлагере Освенцим.
Назначение концлагерей. Первоначально все концентрационные лагеря создавались как трудовые, но в каждом из них было уничтожено множество людей. Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые «лагеря смерти». В них гитлеровцы убивали тысячи людей. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.
Первым концлагерем стал Дахау, открывшийся 22 марта 1933 года. Только что ставший германским канцлером Адольф Гитлер нуждался в укреплении своих позиций и в местах для содержания и перевоспитания политических противников. Впрочем, в концлагерь заключали и тех, кто нарушал уголовный закон или не вписывался в арийские стандарты: наркоманов, психических больных, гомосексуалистов.
Использовались узники для медицинских экспериментов, как имевших практическое военное значение, так и удовлетворяющих самые разнузданные и больные фантазии «экспериментаторов».
Согласно статистике, через концлагеря прошло 18 млн человек, из которых уничтожено 11 млн.
Из мест содержания неугодных режиму и их уничтожения концлагеря с 1939-го года превращаются в «хозрасчётные предприятия», перевод на экономические рельсы ускоряется в 1941-м. Прибыль становится во главу угла. Принудительный труд узников используется на производстве, в сельском хозяйстве, шахтах и рудниках.
По мере необходимости окончательного решения еврейского вопроса и в связи с наплывом военнопленных, захваченных в развязанных Гитлером войнах со странами Европы, начала формироваться система концлагерей. Всё было продумано до мелочей – от подвоза «материала» железной дорогой в эшелонах, быстрой сортировки, до уничтожения узников и сокрытия трупов.
Сначала нормы питания рассчитаны так, чтобы поддерживать жизнь в бесплатной рабочей силе: в начале 1940-х в неделю полагалось 2,8 кг хлеба, 5 кг картофеля, 400 гр. мяса, 200 грамм жиров, 100 грамм творога или 50 грамм сыра, 80 грамм сахара, 100 грамм мармелада, 150 грамм крупы, 225 грамм муки, 84 грамм заменителя кофе. Ситуация ухудшается в 1944-м году, на узниках начинают экономить, некоторые категории прекращают кормить совсем.
Прибыль от одного заключённого концлагеря достигала 1630 рейхсмарок вместе с затратами на его умерщвление и утилизацию.
Из чего же складывались доходы? Прежде всего – золото: ювелирные украшения и зубные коронки. Только Освенцим дал 8 тонн золота, а сколько «концлагерного золота» в золотом запасе Германии, оцениваемом в конце войны в $400 — 500 млрд, не знает никто.
1– й учащийся: «Вас скоро куда-то увезут. Вы окружены солдатами, и поезд уже готов к отправлению. Вы стоите со всей вашей семьей, понятия не имея, что будет дальше. Вас загоняют в железнодорожный вагон для перевозки скота, переполненный десятками людей: взрослых и детей. Куда они забирают нас?… Неожиданно двери вагона плотно закрываются. Внутри нет света, пищи, воды. Очень душно. Вы все вместе стоите в темноте как стадо коров. Четыре бесконечных дня и ночи. Ваша младшая сестра, зажатая другими людьми, стоит перед Вами, крепко прижимая к себе маленького сынишку. Через три дня ее дыхание превращается в хрипы и удушье. Скоро она умрет. Ваши дети стонут. Жена в невменяемом состоянии. Голод, жажда, жгучее чувство ярости и гнева. Вскоре Вас привозят к месту назначения: нацистский лагерь смерти «Аушвиц». Единственный способ выйти оттуда – это смерть. Жить здесь хуже, чем умереть. Но как такое может быть? Всего полгода назад жизнь была нормальной…
2–й учащийся: «Двери вагона открываются, солдаты грубо выкрикивают команды. Они орут на Вас, пинают и бьют прикладами. Закоченевшее тело Вашей сестры падает на землю, хотя ребенок еще жив! Но не долго. Офицер поднимает маленького мальчика и с размаху бьет его о стену о вагона. Затем образуют две шеренги, и каждый должен занять одну из них. Здоровых ставят в правую шеренгу, больных и немощных - в левую. Вы оказались справа, среди сильных. Проститесь со своей семьей, которая слева: с престарелым отцом, трехлетним сыном и невменяемой женой. Все они вскоре будут убиты выстрелами в затылок, и их мертвые или еще живые тела сожгут. Для вас же, оставшихся в живых, мучительные испытания еще только начались. Добро пожаловать в «Аушвиц», мой друг! Затем происходит Ваше преобразование. У Вас больше нет имени, у Вас выкалывают номер, у Вас сбривают волосы, все без остатка. Вам выдают старые, затхлые вещи – Вашу новую одежду. Вы не в состоянии думать. Вам хочется проснуться и избавиться от этого кошмара. То, что происходит сейчас с Вами, случилось уже с миллионами других, таких же как Вы. Можете ли Вы поверить в то, что это происходит сейчас? Я замерзаю. Я умираю от жажды. Я весь покрыт ранами. Скоро я умру от истощения и физической перегрузки».
3-й учащийся: Мы прибыли из Львова. В эшелоне нас ехало более 6 тысяч человек. При высадке на станции нас уже поджидали эсэсовцы со своими украинскими помощниками. Отворились дверцы вагонов и через громкоговоритель был дан приказ, всем сдать вещи и одежду, даже костыли и очки…
Ценные вещи и деньги мы сдали в окошко с надписью: „Драгоценности“. Женщин и девушек направили к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезал им волосы и набил в мешки из-под картофеля …Потом начинался марш…
27 января 1945 года войсками советской армии был освобожден крупнейший концентрационный лагерь «Освенцим» (по-немецки – Аушвиц), созданный гитлеровцами в годы II мировой войны на территории Польши, в котором было уничтожено более 1,5 млн. человек. Эту дату весь мир отмечает как день памяти жертв Холокоста. Будущее поколение не должно забывать об ужасах человеческой ненависти и нетерпимости, которые привели к этим трагическим последствиям. Мы не должны допустить, чтобы этот ужас когда-нибудь повторился вновь.
3. Бабий Яр. Кровавый кошмар на окраине Киева
Над Бабьим Яром памятников нет, Крутой обрыв, Как грубое надгробье. Мне страшно, Мне столько лет сегодня, Как самому еврейскому народу.
Сообщение 5 -учащегося о трагедиях еврейского населения:
19 сентября 1941 года Киев заняли немецкие войска, и в первые, же дни начались расстрелы.
26 сентября у коменданта города состоялось заседание, на котором были разработаны мероприятия по ликвидации еврейского населения в Киеве. 28 сентября немцы напечатали более 2 тысяч объявлений на русском, украинском и немецком языках и развесили их на улицах города.
В этом приказе говорилось о том, что всем евреям надо собраться в 8 часов утра на углу улиц Мельникова и Дегтяревской, возле кладбища (тогда в этом месте располагались 3 кладбища: еврейское, братское и православное). Также в документе говорилось, что нужно взять с собой документы, ценные вещи, белье, одежду. Когда в городе появились объявления, население решило, что евреев просто собрались переселить. Такой слух распространили в первую очередь нацисты, это было логично, ведь там находилась железнодорожная станция «Лукьяновская-Товарная».
29 сентября с самого утра с Подола, Куреневки, из центра города люди потянулись к обозначенному месту. Они поднимались по ул. Артема к кладбищам, а те, кто остался, наблюдали за толпой. В Киеве было много смешанных браков, и русские родственники шли провожать своих родителей, мужей, детей, друзей и знакомых. Чтобы горожане не узнали, что евреи будут расстреляны, немцы выстроили плотный кордон на углу ул. Макаровской и Пугачева — кто проходил туда, возвратиться не мог.
6- учащийся: Пришедших раздевали и вели на расстрел. Свои вещи люди складывали отдельно, а документы и ценности отдельно — их потом везли на ул. Некрасовскую в школу №38, и раздавали местному населению фольксдойче (люди немецкого происхождения, которые жили в Киеве). Правда, все лучшее отвозили в Германию. До обеда город не знал, что делается в Бабьем Яру, а когда начались выстрелы, все поняли. Пытались спастись от казни и те, кто проходили кордон, и некоторым это удавалось...
За первый день в Бабьем Яру было расстреляно 22 тысячи человек, остальных же на ночь заперли в гаражах на ул. Дорогожицкой, 4-6. Наутро их группами выводили на казнь. За два дня жертв уже было 33 тысячи 771 человек, но расстрелы продолжались неделю. Потом во все годы оккупации Бабий Яр был местом массовой казни. «За расправой с евреями последовала такая же расправа с цыганами.
Более 6 миллионов жителей Европы еврейского происхождения было уничтожено в годы Холокоста. События тех лет стали трагедией не только для иудейской общины, но и для всего мира в целом. В память о погибших созданы сотни фильмов, книг, памятников, выставок, инсталляций, которые напоминают о кровавом безумии, которое никогда и ни с кем не должно повториться. Чтобы помнили люди об этом горе, чтобы помнили, насколько ценна жизнь каждого человека, чтобы не допустили мы (их потомки) повторение тех страшных лет в разных городах и странах были воздвигнуты памятники жертвам Холокоста.
Учитель: Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее
Эту Войну фашизм проиграл. Победу одержали люди, сражавшиеся за жизнь. Мирную, свободную жизнь для каждого человека. Они завещали нам вечно помнить о таких понятиях как патриотизм и толерантность.
История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм, учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.
Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.
Осмысливая трагический опыт прошлого, размышляя над тем, что происходит сегодня в мире и в нашей стране, необходимо осознать чудовищность гитлеровской политики геноцида; понять, что корни явлений, приведших к Холокосту, ещё не выкорчеваны. Знания о Холокосте помогают осознать, как предрассудки, имеющиеся почти у каждого человека, могут привести к тому типу расизма, который насаждался нацистской Германией. Необходимо осознать, что этот вид геноцида, порождённый тоталитарным режимом, представляет угрозу всему человечеству.
Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.
Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Совершая действия, помни, что ты – Человек! И протяни руку не для удара, а для помощи.
«Память о Холокосте необходима, чтобы ни мы, ни наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями».
Список использованных источников
1. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1939-1945.- М., 2002.